Архив сайта
Август 2019 (23)
Июль 2019 (30)
Июнь 2019 (17)
Май 2019 (16)
Апрель 2019 (17)
Март 2019 (16)
Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру
Опубликовал admin, 10-05-2018, 13:05


Галина Тхагапсова: Трансформационные процессы этнокультурной идентичности адыгов (1864-1900 гг.)Анализируются трансформационные процессы этнической идентичности адыгов под воздействием изменений, происходящих в окружающем мире, и резким ускорением темпов технологического и социального обновления. Автор отмечает, что коллективная идентичность, несмотря на трансформацию индивидуальных идентичностей, проявляет устойчивость в условиях кризиса, сохраняя этнические признаки, маркеры и культурные коды.
Опубликовал admin, 9-05-2018, 23:07


Мадина Хакуашева: Оппозиция «свое-чужое» в прозе Ю. ШидоваАдыгская литература постсоветского периода отмечена не только совмещением нескольких видов литературных жанров, но разных сфер искусств. В частности, получает развитие сочетание литературы и игрового кино как весьма близких друг другу способов художественного выражения, – в первом случае имманентным средством является слово-образ, в кинематографии – визуальный образ. Так получают развитие синтетические формы искусства и литературы.
Опубликовал admin, 5-05-2018, 17:35


Зарема Цеева: Фактор ландшафта в становлении локальной идентичности горцев Западного КавказаВ работе характеризуются адыгские общества XVIII-XIX вв., расположенные в горной зоне Черкесии. Рассматриваются особенности географии региона, проблемы влияния ландшафта на локальную идентичность горцев Западного Кавказа. Исследуется социально-политическая ситуация в горных обществах, формы демократических институтов и проблемы их устойчивости. Изучаются отличительные черты военной организации горцев, опиравшейся на рядовых общинников.
Опубликовал admin, 1-05-2018, 21:38


Эльберт Бифов: К убыхскому диалекту черкесского (адыгского) языка и его структурному описаниюВ настоящей статье предпринимается попытка доказательства существования (и по сей день) у убыхов, наряду с собственно убыхским языком, самостоятельного диалекта адыгского языка. Автор, опираясь на предыдущие источники по истории, этнографии и лингвистике, утверждает, что данный диалект выходит за рамки говора внутри абадзехского или шапсугского диалектов. Особенности описываемого диалекта показаны на фонетическом и лексическом материале.
Опубликовал admin, 3-04-2018, 20:13


Эльберд Бифов: Вопросы раннего этногенеза абхазо-адыговСтатья посвящена некоторым вопросам происхождения абхазо-адыгов в свете новейших данных ряда наук. Осуществляется пересмотр предшествующих гипотез, в частности, теории миграции предков абхазо-адыгов (народа каска) из Малой Азии во II-I тыс. до н.э., а также и теории о близком родстве касков с хаттами. Выдвинута версия, согласно которой предки абхазо-адыгов являются реликтом неолитической Европы и появились на Западном Кавказе не позже V тыс. до н.э.
Опубликовал admin, 1-04-2018, 13:00


Альмир Абрегов: Индоарии и черкесы: на этногенетическом перекресткеСтатья посвящена проблеме взаимоотношений индоариев и черкесов на Западном Кавказе, этимологическому анализу понятий Адыг и Абаза. Устанавливается, что адыгский этнический мир был разделен на адыгов и абаза, с объяснением причин возникновения этой асимметричной оппозиции. Причиной возникновения этой дихотомии является тот факт, что в кристаллизации адыгского этноса принимали участие индоарии, населявшие С-З Кавказ на рубеже IV-III тыс. до н.э.
Опубликовал admin, 8-02-2018, 21:39


Хьанэхъу Руслъан, ГъукIэлI Зухра: Философскэ гупшысэхэу нарт эпосым къыхафэхэрэрАдыгэ наукэм икъу фэдизэу зегъэушъомбгъугъэнымкIэ нарт эпосыр лъапсэ зэрэфэхъугъэм щэч хэлъэп. Лъэпкъ эпосым лъэныкъуабэ къызэдеубыты ыкIи шIэныгъэ саугъэт инэу щыт. Нарт саугъэтым лъэныкъо зэфэшъхьафкIэ шIэныгъэлэжьыбэ къекIолIагъ. Ахэр: ХьэдэгъэлIэ А., Бэчыжъ Л., Шъхьэлэхъо А., Цуекъо Н., Къуекъо А., Къумахъэ М., Къумахъэ З. (Язык адыгского фольклора: Нартский эпос), мыхэмэ анэмыкIхэри. Эпосым ихьасэ ухэхьэ зэпытыгъэми лъэныкъуабэ мэхъу.
Опубликовал admin, 5-02-2018, 19:46


Аслан Шаззо: Фамилия Евтых в истории черкесского присутствия под КиевомФамилия Евтушенко интересна как с исторической, так и этимологической точки зрения. Вместе с тем, она может послужить в качестве примера взаимодействия языков из разных семей: славянского языка, который бытовал под Киевом от полутора тысяч лет назад до средневековья, и отдельных черкесских наречий тех же времен. Евтушенко – это украинская, а сейчас и русская фамилия. Но в ее основе реконструируется другая фамилия, которую носили и носят черкесы.
Опубликовал admin, 19-01-2018, 15:03


Черкесские итоги: преследование людей, которые отстаивают интересы своего народаЧто бы хотелось определить наиболее значимым в течение этого года? На мой взгляд, было несколько резонансных событий, которые, так или иначе, определили текущий ход событий – это задержание в Геленджике ребят, которые танцевали национальные танцы, с последующим осуждением одного из них; это и события, связанные с Русланом Гвашевым, которые на удивление мобилизовали весь черкесский народ, независимо от региона проживания, ну и обычная текучка...
Опубликовал admin, 11-01-2018, 19:35


Елена Ахохова: Природа теонима «Тха» («Бог»): базовые гипотезыАдыгский супремотеизм в древности представлял собой стройную духовную пирамиду, на вершине которой находился Бог Демиург. Все религиозные ритуалы начинались и заканчивались именем «Тха». Имя Тха (убыхское – Битха), в буквальном переводе означает Бог и входит в состав многих иных теонимов. Тха сотворил мир и людей, он не имеет начала, он вездесущ. Место его обитания – небо (в некоторых легендах – одна из вершин Эльбруса). Тха «не принимает...