Архив сайта
Июнь 2018 (7)
Май 2018 (10)
Апрель 2018 (10)
Март 2018 (10)
Февраль 2018 (11)
Январь 2018 (12)
Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру
Опубликовал admin, 6-02-2018, 20:51


Нурбий Ловпаче: Древняя числовая система и символика адыговВ статье пишется о числах, которые повторяются из века в век в орнаменте на керамике и цветном металле у населения Северо-Западного Кавказа. Хронологический охват автора очень широк от энеолита до позднего средневековья. Но более подробно разбираются материалы протомайкопской культуры «накольчато-жемчужной керамики», новосвободненской культуры, синхронной майкопской, древнемеотской и позднемеотской культуры раннего железа.
Опубликовал admin, 5-02-2018, 19:46


Аслан Шаззо: Фамилия Евтых в истории черкесского присутствия под КиевомФамилия Евтушенко интересна как с исторической, так и этимологической точки зрения. Вместе с тем, она может послужить в качестве примера взаимодействия языков из разных семей: славянского языка, который бытовал под Киевом от полутора тысяч лет назад до средневековья, и отдельных черкесских наречий тех же времен. Евтушенко – это украинская, а сейчас и русская фамилия. Но в ее основе реконструируется другая фамилия, которую носили и носят черкесы.
Опубликовал admin, 3-02-2018, 18:06


Сурет Анчек: Языковые средства передачи основных мотивов цикла «Орзэмэджыкъо Шэбатыныкъу»В центре исследования произведения нартского эпоса адыгов, в частности цикл «Орзэмэджыкъо Шэбатыныкъу» («Орземеджико Шебатыныко»). Определяются основные мотивы цикла: появление на свет героя; приобретение коня; наречение героя; подвиги, совершенные героем; смерть героя. Описываются языковые средства передачи основных мотивов. Используются методы жанрово-стилистического, текстологического и описательного исследования произведений.
Опубликовал admin, 1-02-2018, 22:37


Алтын Фехми: Язык и этнос: адыгский язык на этнической территории и в диаспореУгроза существованию языков народов представляет собой явление, охватывающее весь мир. С исчезновением языка одновременно утрачиваются и многие особенности культуры как устойчивой формы существования этносоциума. Интересно отметить, что язык черкесов в исламских странах исчезает быстрее, чем их социокультурный образ жизни. На сегодняшний день в мире предполагается активное существование более 6000 языков с еще большим количеством диалектов.
Опубликовал admin, 19-01-2018, 15:03


Черкесские итоги: преследование людей, которые отстаивают интересы своего народаЧто бы хотелось определить наиболее значимым в течение этого года? На мой взгляд, было несколько резонансных событий, которые, так или иначе, определили текущий ход событий – это задержание в Геленджике ребят, которые танцевали национальные танцы, с последующим осуждением одного из них; это и события, связанные с Русланом Гвашевым, которые на удивление мобилизовали весь черкесский народ, независимо от региона проживания, ну и обычная текучка...
Опубликовал admin, 11-01-2018, 19:35


Елена Ахохова: Природа теонима «Тха» («Бог»): базовые гипотезыАдыгский супремотеизм в древности представлял собой стройную духовную пирамиду, на вершине которой находился Бог Демиург. Все религиозные ритуалы начинались и заканчивались именем «Тха». Имя Тха (убыхское – Битха), в буквальном переводе означает Бог и входит в состав многих иных теонимов. Тха сотворил мир и людей, он не имеет начала, он вездесущ. Место его обитания – небо (в некоторых легендах – одна из вершин Эльбруса). Тха «не принимает...
Опубликовал admin, 10-01-2018, 17:37


К вопросу о происхождении княжеской династии Черкесии, - Мадина ОзоваО времени правления Абдан-хана. В истории Кавказа князь Инал известен как основатель княжеской династии Черкесии. Черкесские историки Ш.Б. Ногма и Хан-Гирей писали, что Инал "имел все качества великих и добродетельных людей", что "современники почитали его человеком сверхъестественным, причастным святости", что князь Инал был "наименован святым"[1]. В народе его, как и знаменитых рыцарей-нартов черкесов, называли Инал Неф/Нэф...
Опубликовал admin, 9-01-2018, 14:33


Инал первый, альтернативный – «хазарский наместник», – Александр ГадлоУ адыгских народов Северного Кавказа сохранилось генеалогическое предание, повествующее о предке наиболее крупных княжеских династий и аристократических родов. Их родоначальником предание называет «князя» Инала, которому приписывается объединение адыгских племен, ряд внутренних административно-судебных реформ и удачные войны с опсами (осами-аланами) и абхазами. Предание говорит о том, что деятельность Инала не получила продолжения...
Опубликовал admin, 8-01-2018, 12:57


Киммерийцы и хатты в этногенезе адыгов, – Самир ХоткоИстория абхазо-адыгского этнокультурного мира уходит корнями в глубокую древность и самым тесным образом взаимосвязана с историей средиземноморско-черноморских цивилизаций. Проблема автохтонности абхазо-адыгов относительно территории северо-восточного сектора Черного моря, а также анатолийского побережья, разрешена в ряде фундаментальных работ последних двух столетий. Рассмотрение этногенеза абхазо-адыгов представляется целесоо...
Опубликовал admin, 7-01-2018, 13:46


Этимология Хас / Хасэ – «дума», – Нурбий ИваноковАдыгская форма хэсэн состоит из префиксальной морфемы хэ со значением «всесторонне» и корневой морфемы сэ со значением «думать», и форма хас/хасэ в причастном значении «обдумывающий всесторонне» обозначала выборный общественный орган, призванный решать возникшие проблемы путем их тщательного и всестороннего обдумывания – «дума». В значении «думать» морфема сэ выступает в таких формах, как еуысэн, гуыпшшысэн – «думать», «размышлять»...