Архив сайта
Август 2020 (11)
Июль 2020 (32)
Июнь 2020 (34)
Май 2020 (35)
Апрель 2020 (31)
Март 2020 (33)
Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру
Опубликовал admin, 10-06-2019, 23:27


Г. Тхагапсова: Из семейной хроники адыгского просветителя С. СиюховаОдной из ценностных ориентаций человека является семья, выступающая главным социальным фактором, влияющим на становление личности, формирующим его мировоззрение, отношение к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Будучи важнейшей социальной ячейкой общества, семья выступает транслятором культурного наследия, этнических норм и традиций. В ней происходит социализация человека как индивида, формируются ценностно...
Опубликовал admin, 4-06-2019, 20:55


Как Бадыноко ввел в стране нартов новый обычайБыл у нартов старый обычай. Когда мужчина становился таким дряхлым, что не мог уже вытащить на три четверти меч из ножен, не мог сесть без чужой помощи на коня, не мог натянуть лук, чтобы подстрелить дичь, не было уже у него сил, чтобы натянуть на ноги ноговицы, чтобы держать грабли в руках, чтобы сложить копну сена, не было уже у него сил, чтобы не дремать, охраняя стадо, – сажали этого дряхлого старца в плетеную корзину и выносили из селения.
Опубликовал admin, 13-05-2019, 10:35


Семейно-родовые праздники адыгов (черкесов)Адыгская семья, ее нравы и требования были основным источником, из которого молодой человек получал уроки жизни. Воспитание в адыгских семьях начиналось с малолетства и велось пожизненно, носило непрерывный характер. Основой всего был личный пример родителей. Со дня торжественного укладывания ребенка в люльку ему сопутствовали добрые пожелания. «Гущэхэпхэ» – общепринятое торжество с пожеланиями и поздравлениями. В обрядах детского...
Опубликовал admin, 23-04-2019, 20:18


Аслан Шаззо: Новый подход к этимологии древнего имени «хатт»По данным Яна Брауна, известные науке тексты хеттских царей, найденные на территории современной Турции, писались на восьми разных древневосточных языках. «Четыре из них (хеттский, лувийский, палайский и арийский), – поясняет он, – принадлежат к индоевропейской языковой семье, два (хаттский и хурритский) к кавказской, один (аккадский) к семитской и один (шумерский) не является пока еще до конца определенным с генетической точки зрения».
Опубликовал admin, 21-04-2019, 14:11


А.П. Тихонова: Общее в корнеслове хаттских теонимов и абхазо-адыгских лексемахВ настоящее время на основании сравнительно-исторических исследований с довольно определенной уверенностью можно говорить о существовании родственных связей между хаттским и абхазо-адыгскими языками. Ян Браун и Вяч.Вс. Иванов выявили значительное количество общих элементов в корнеслове абхазо-адыгских и хаттского языков. Однако анализ хаттских теонимов – имен богов – в хаттском языке в сравнении с абхазо-адыгским языковым материалом...
Опубликовал admin, 14-04-2019, 13:20


А.С. Куек: Олицетворение света и Луны в нартских сказанияхВ эпосе адыгов своеобразным олицетворением света и Луны выступают лучезарная Дэхэнаго (Дэхэнагъу), Шхацшуцэ дах (ШъхьацшIуцIэ дах) и светлолокотная Адыиф. Учитывая, что два образа нартских красавиц Дэхэнаго и Шхацшуцэ дах во многом идентичны, несут одну и ту же идейную нагрузку, мы сочли возможным объединить данные образы. Дэхэнаго (Шхацшуцэ дах) «красавица, день и ночь светит: в туманный день – солнцем, в ночь – яркой луной».
Опубликовал admin, 9-04-2019, 18:54


Ач.Н. Абрегов: К этимологии дендронима хэшъай / чэшъей «Самшит колхидский» в адыгских языкахВ лексической системе адыгских языков значительное место занимают дендронимы – названия деревьев. Одни номинации деревьев и кустарников имеют ясную внутреннюю форму, их структура не представляет никаких затруднений: их словообразование прозрачно. Другие же названия потеряли свою внутреннюю форму из-за звуковых преобразований и смысловых трансформаций, в связи с чем требуется их этимологический анализ. Именно к числу последних...
Опубликовал admin, 5-04-2019, 16:09


Г.Г. Тхагапсова: Культурные ландшафты в пространстве взаимодействия этнокультурФормирование региональной идентичности и региональной культуры – одна из актуальных проблем социогуманитарных наук, в которых культурные ландшафты занимают значимое место. Автор рассматривает этапы формирования ландшафтов и их особенности в зависимости от этнокультурного состава населения и способов хозяйствования. Обращается внимание на возможность единения поликультурного сообщества через вписанность в ландшафты и глубокую связь с месторазвитием.
Опубликовал admin, 28-03-2019, 13:46


Наима Нефляшева: Рождение ребенка у черкесов. Колыбель традицийКто из нас не вспоминает с особой теплотой знаменитые адыгские люльки – кушъэ или гущэ? В некоторых семьях они передаются из поколения в поколение, их посылают семьям с новорожденными малышами в другие города и даже в другие страны. Люлька находится в ряду тех воспоминаний, из которых у каждого человека складывается собственная история, история своей большой семьи – словом, своя ментальная карта. Первый домик ребенка...
Опубликовал admin, 26-03-2019, 17:33


Г.Г. Тхагапсова: Традиционная культура адыгов в условиях антропологического кризисаАнтропологический кризис современности один из наиболее значимых для судьбы человечества глобальных проблем оказывает значительное влияние на традиционные культуры, подвергая их трансформационным процессам. Автор на примере произошедших изменений в традиционной семейной обрядности адыгов отмечает неизбежность данных процессов и важность сохранения базовых элементов культуры: традиционной идентичности и мировоззрения.