Архив сайта
Июнь 2020 (2)
Май 2020 (35)
Апрель 2020 (31)
Март 2020 (33)
Февраль 2020 (32)
Январь 2020 (31)
Календарь
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру
Опубликовал admin, 1-12-2018, 20:42


Как черкесы (адыги) порох добывалиУ иностранных путешественников – Джона Лонгворта, Эдмунда Спенсера встречается информация о том, что черкесы Черноморского побережья иногда сами изготавливали порох посредственного качества. Обычно, порох покупали у турок или делали из серы и селитры, получаемой в высокогорной зоне Черкесии или Карачая. Но когда поставки затруднялись, прибегали к народному методу. К сожалению, ни один из авторов точно не называет этого растения, но есть подсказки.
Опубликовал admin, 6-11-2018, 14:37


История формирования и преобразование горных пород лошадей Северного КавказаВ голоцене на Северном Кавказе, представлявшем примерно ту же картину ландшафтных зон, что и в настоящее время, распространились дикие однокопытные восточно-европейской равнины. В степях Северного Кавказа тарпаны н куланы встречались до начала XIX столетия (Гмелин, 1770; Гюльденштедт. 1773: Юнкер, 1779; Фальк, 1786; Паллас, 1793, 1794; Георги, 1800; Равинский, 1809) (Рис. 1). Дикая лошадь или кулан у реки, вытекающей из гор...
Опубликовал admin, 2-11-2018, 12:25


Аслан Шаззо: К схожести адыгской фамилии Едыдж и исторического имени ЕдигейФамилия Едыдж, хоть и выглядит на материале современного языка черкесов (адыгов) прозрачной, все же не дает удовлетворительных результатов: «е» переводится на русский в значениях «зло» или «беда», «дыджы» (каб. «дыдж» – «горький» или «неприятный». И значения эти, несмотря на современность, очевидно, достаточно древние. При этом и к компоненту «е», и к компоненту «дыджы» можно, разумеется, подобрать иные древние значения.
Опубликовал admin, 7-10-2018, 18:37


Аскер Панеш: Историческое сознание адыгов как синтез накопленного опытаYартский эпос является значительным памятником духовной культуры адыгов, относящимся к самым древним эпосам мира. Jy бытует у многих северокавказских народов, в частности, у абхазцев, карачаевцев, балкарцев, осетин и отчасти у ингушей, чеченцев, дагестанцев. На сегодняшний день недостаточно исследованной проблемой является сам процесс формирования нартского эпоса: механизмы отбора, иерархизации, редукции и компрессии жизненного материала/
Опубликовал admin, 6-10-2018, 17:17


Аскер Панеш: Религия в истории адыгов, – факторы трансформацииВ системе представлений людей важнейшее место занимают понятия духовность, Бог и религия. На протяжении всей истории человечества они являлись значимыми факторами социально-культурного состояния общества. Имея реальный конструктивный смысл, данные понятия стали одними из краеугольных камней мировоззрения. Согласно культурной теории, предложенной американским антропологом К. Гирцем, религия представляет собой систему символов.
Опубликовал admin, 5-10-2018, 16:25


Нурбий Ловпаче: Археологический комплекс Бутковой поляныЖители Новосвободной называют это место «Бутковой поляной» или «Скалой». В старинной адыгейской песне «ОщнэIо зао» (Битва в ущелье) это место называется «ОщнэIо тIуакIэ» – ущелье обуха колуна (топора). Судя по описанию места расположения абадзехских селений Дьячковым-Тарасовым, здесь был аул Хачецокохабль, где адыги (черкесы) добывали железо. Находится поляна в 6 км на восток от станицы Новосвободной в Майкопском районе Адыгеи.
Опубликовал admin, 10-09-2018, 17:24


Атыхи (Атхи) и хатты – между Северо-Западным Кавказом и Малой АзиейГлавным источником в данном случае служит древнехалдейский трактат по астрологии, составленный из пиктографически-иероглифического материала, имеющего много похожего с изображением серебряного сосуда Майкопского кургана «Ошад» (начало III-го тысячелетия до н.э). В XXIII-м веке до н.э. древнеассирийский царь Нарам-Син переложил трактат на клинопись, выполнив и хронологический пересчет. В его библиотеке обнаружена глиняная табличка.
Опубликовал admin, 7-08-2018, 12:07


Аскер Панеш: Война без линии фронта (к 154 годовщине окончания Кавказской войны)В истории всего человечества войны являлись всегда страшным бедствием, оставляющим кровавую память и тяжелое наследие потомкам. Однако вопреки простой логике прошлое обычно не становится, как говорили уже древние римляне, «учителем жизни», а само может, как бы превращаться в источник новых межэтнических или конфессиональных противостояний и конфликтов. Несмотря на это, горький опыт войн заставляет людей все глубже задумываться над этим...
Опубликовал admin, 5-08-2018, 15:23


Андрей Кизилов: Барельефная орнаментация плит дольменов – древнейшее монументальное искусство КавказаС фактом того, что именно дольмены являются одними из первых массовых сооружений архитектуры нашей цивилизации, вряд ли кто будет спорить, но факт того, что именно культура строительства дольменов внесла в мировую культуру мощнейший вклад барельефного искусства, почему-то не отражается в популярной и научной литературе в достаточном объёме. Вероятно, что этот аспект не вызывал ранее пристального внимания скульпторов...
Опубликовал admin, 4-08-2018, 15:23


Нурбий Ловпаче: Орнамент ковшей могильника Пшиш 1В статье описывается и анализируется декоративное оформление 22 ковшей из могильника Пшиш 1. Анализ выявляет три главных орнаментальных мотива, символизирующих языческие культы древних меотов низовья р. Пшиша: земледельческий культ изобилия и плодородия, солнепоклонческий и культ воды или огня. Кроме этого, декор ковшей порядком расположения орнаментальных зон показывает представление древних меотов о трехъярусном устройстве мира.