Архив сайта
Июнь 2019 (2)
Май 2019 (9)
Апрель 2019 (17)
Март 2019 (15)
Февраль 2019 (24)
Январь 2019 (25)
Календарь
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру
Опубликовал admin, 23-04-2019, 20:18


Аслан Шаззо: Новый подход к этимологии древнего имени «хатт»По данным Яна Брауна, известные науке тексты хеттских царей, найденные на территории современной Турции, писались на восьми разных древневосточных языках. «Четыре из них (хеттский, лувийский, палайский и арийский), – поясняет он, – принадлежат к индоевропейской языковой семье, два (хаттский и хурритский) к кавказской, один (аккадский) к семитской и один (шумерский) не является пока еще до конца определенным с генетической точки зрения».
Опубликовал admin, 21-04-2019, 14:11


А.П. Тихонова: Общее в корнеслове хаттских теонимов и абхазо-адыгских лексемахВ настоящее время на основании сравнительно-исторических исследований с довольно определенной уверенностью можно говорить о существовании родственных связей между хаттским и абхазо-адыгскими языками. Ян Браун и Вяч.Вс. Иванов выявили значительное количество общих элементов в корнеслове абхазо-адыгских и хаттского языков. Однако анализ хаттских теонимов – имен богов – в хаттском языке в сравнении с абхазо-адыгским языковым материалом...
Опубликовал admin, 14-04-2019, 13:20


А.С. Куек: Олицетворение света и Луны в нартских сказанияхВ эпосе адыгов своеобразным олицетворением света и Луны выступают лучезарная Дэхэнаго (Дэхэнагъу), Шхацшуцэ дах (ШъхьацшIуцIэ дах) и светлолокотная Адыиф. Учитывая, что два образа нартских красавиц Дэхэнаго и Шхацшуцэ дах во многом идентичны, несут одну и ту же идейную нагрузку, мы сочли возможным объединить данные образы. Дэхэнаго (Шхацшуцэ дах) «красавица, день и ночь светит: в туманный день – солнцем, в ночь – яркой луной».
Опубликовал admin, 9-04-2019, 18:54


Ач.Н. Абрегов: К этимологии дендронима хэшъай / чэшъей «Самшит колхидский» в адыгских языкахВ лексической системе адыгских языков значительное место занимают дендронимы – названия деревьев. Одни номинации деревьев и кустарников имеют ясную внутреннюю форму, их структура не представляет никаких затруднений: их словообразование прозрачно. Другие же названия потеряли свою внутреннюю форму из-за звуковых преобразований и смысловых трансформаций, в связи с чем требуется их этимологический анализ. Именно к числу последних...
Опубликовал admin, 5-04-2019, 16:09


Г.Г. Тхагапсова: Культурные ландшафты в пространстве взаимодействия этнокультурФормирование региональной идентичности и региональной культуры – одна из актуальных проблем социогуманитарных наук, в которых культурные ландшафты занимают значимое место. Автор рассматривает этапы формирования ландшафтов и их особенности в зависимости от этнокультурного состава населения и способов хозяйствования. Обращается внимание на возможность единения поликультурного сообщества через вписанность в ландшафты и глубокую связь с месторазвитием.
Опубликовал admin, 28-03-2019, 13:46


Наима Нефляшева: Рождение ребенка у черкесов. Колыбель традицийКто из нас не вспоминает с особой теплотой знаменитые адыгские люльки – кушъэ или гущэ? В некоторых семьях они передаются из поколения в поколение, их посылают семьям с новорожденными малышами в другие города и даже в другие страны. Люлька находится в ряду тех воспоминаний, из которых у каждого человека складывается собственная история, история своей большой семьи – словом, своя ментальная карта. Первый домик ребенка...
Опубликовал admin, 26-03-2019, 17:33


Г.Г. Тхагапсова: Традиционная культура адыгов в условиях антропологического кризисаАнтропологический кризис современности один из наиболее значимых для судьбы человечества глобальных проблем оказывает значительное влияние на традиционные культуры, подвергая их трансформационным процессам. Автор на примере произошедших изменений в традиционной семейной обрядности адыгов отмечает неизбежность данных процессов и важность сохранения базовых элементов культуры: традиционной идентичности и мировоззрения.
Опубликовал admin, 1-03-2019, 19:12


Нурбий Иваноков: Этимология национального имени «адыгэ»Существует несколько версий этимологии термина адыгэ. По мнению доминиканского монаха Иоанна Лукского, посетившего адыгов в 1637 году, форма адыгэ состоит из морфем хе – «море» и арабского слова аде – «остров» и «полуостров», форма адэхэ в целом значит «островитяне». «Довольно вероятно, – считал он, – что имя произошло от полуострова Крым, на котором они (адехе) жили около 300 лет под именем кабардов».
Опубликовал admin, 16-02-2019, 19:52


В Майкопе поступили в продажу детские сказки на русском языке и адыгабзэАдыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Керашева недавно издал книги «Адыгские народные сказки» и «Хэт анахь лъэш?» («Кто сильнее всех?»). Сказки предназначены для детей и их родителей и написаны на русском и адыгейском языках. Иллюстрации в подготовлены детьми. Тираж ограниченный. Сказки можно приобрести в книжных магазинах Майкопа и в Адыгейском республиканском институте гуманитарных...
Опубликовал admin, 13-02-2019, 21:23


При АРИГИ (Адыгея) создан проектный офис по сохранению и изучению адыгейского языкаНа базе Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева создан Проектный офис, призванный организовать комплексный подход по сохранению и изучению адыгейского языка. Руководителем новой структуры назначен директор АРИГИ Адам Тлеуж. За последние двадцать лет в сфере изучения адыгейского языка накопилось много проблем. Они очевидны. Это слабый уровень владения языком у молодежи...