Архив сайта
Декабрь 2016 (22)
Ноябрь 2016 (66)
Октябрь 2016 (27)
Сентябрь 2016 (36)
Август 2016 (71)
Июль 2016 (68)
Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Юрий Сташ – художник-модельер, заслуженный работник культуры Адыгеи, обладатель Государственной премии Республики Адыгея (2005 г.) и Премии республиканской общественной организации «Лига мира», первый национальный черкесский кутюрье Адыгеи, создавший уникальную выставочную коллекцию, насчитывающую десятки авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства.

«Проблемы мира через игольное ушко», - Юрий Сташ, черкесский кутюрье (Адыгея)





























Работы Юрия Сташа демонстрировались не только в Майкопе, но и в Краснодаре, Москве и во многих других городах России, а также в Сирии, Иордании, Турции, США. Основная часть коллекции мастера выставлена в Северо-Кавказском филиале Государственного Музея Востока в Майкопе (Республика Адыгея).

В 2016 году выдающийся художник-модельер отмечает свой 85-летний юбилей. Последнее время особое место в его творчестве занимает создание выразительных арт-объектов: панно, пирамид, инсталляций и др., сочетающих традиционные и новаторские мотивы, мифы и реальность, древний эпос адыгов и современные социально-философские темы. Основные виды техники в его работах: золотое шитье, аппликация, кручение и плетение.


– Юрий Махмудович, в прессе в основном пишут о Ваших авторских костюмах, но не менее интересна и коллекция Ваших декоративных панно. Исторически у адыгов не было подобных панно. Можно ли считать это Вашим новаторством в декоративно-прикладном искусстве черкесского народа?

– Согласен, таких панно у адыгов раньше не было. Хотя в старину адыги украшали стены циновками, веерами и панно с использованием золотого шитья. Раньше делали их из шерсти и войлока. Я же в своих работах соединяю современное и прошлое и хочу показать, что такой союз возможен. Я приспособился к современному. Некоторые мои работы выражают актуальную социальную тематику и мои философские воззрения. Где-то кем-то было сказано, что я «через ушко иголки передаю проблемы на тему мира». Так сказать, кончиком своей иглы.

– Вы чувствуете веяние времени. Действительно, сегодня социальная тематика вызывает особый интерес в силу определенных обстоятельств. Но как Вы, мастер-кутюрье, выбираете символику для передачи социальной сути в своих работах?

– На самом деле, что-то свыше не дает мне покоя. Мне никто не дает задание. Скорее некий космический дирижер направляет меня. И как Вы заметили, все работы перекликаются на тему добра и мира. Для меня важно, как тут уже писали журналисты: «Юрий Сташ научил свои работы говорить»…

Да, для меня важно не только выстроить свои работы, но и научить их говорить. В первую очередь у меня «заговорили» костюмы, а потом уже и панно. Сейчас я работаю над панно на тему «Тамги» и хочу поговорить на тему туризма. В моем понимании, туризм – это дорога к миру. До этого меня волновала тема экологии. Услышал о проблемах в выступлении Президента России, а потом по Euronews, и так появилось панно «Музыка Галактики».

Понимаете, галактике не безразлично, что делает человек на планете. Если что-то не так, то она начинает мстить. Как это было сказано адыгским ученым Кимом Хутызом: «Природа начинает мстить цунами, землетрясениями, вулканами и тому подобное».

«Проблемы мира через игольное ушко», - Юрий Сташ, черкесский кутюрье (Адыгея)





























– О Ваших костюмах сказано многое, а вот о панно только начинают говорить. К тому же Ваша коллекция панно растет и кажется уникальным и интересным направлением. Давно ли Вы начали работу над ними?

– Работать над костюмами и панно я начал почти одновременно. В 1981 году я начал пробовать делать элементы для них. А в 1993 году, когда в Америке в День Черкесской культуры была организована выставка моих работ и костюмов, я увидел большой интерес адыгской диаспоры и к панно тоже. С тех пор я создаю их на разные темы.

Одной из таких тем были Олимпийские игры в Сочи. И вот панно «Сочи 2014», я сделал его в 2013 году вместе с тремя белыми костюмами «Белая Олимпиада». Первоначально в Москве это панно назвали «Прошлое и настоящее». Я сам вначале назвал его «Эта земля дышит прошлым», чтобы напомнить об истории нашего народа.

А теперь смотрите! Человек любой национальности, знающий музыкальную грамоту, сможет понять это панно. Здесь представлены ноты одной адыгской танцевальной мелодии. На этом панно изображен символический знак – скрипичный ключ. Используя этот символ в своих работах, я хочу сказать, чтобы везде музыка звучала, а не разрывы снарядов. Каждый взрыв, каждый выстрел попадает в сердце матери. А почему? Отец, муж, сын, зять, внук может погибнуть. В рамках той же тематики мной создан арт-объект в форме земного шара.

– То есть, по-Вашему, основная задача культуры или искусства – ставить проблемные вопросы и заодно выявлять в человеке лучшее.

– Безусловно! Вот человек когда приходит в театр, хотя бы на это время, пока он в театре, надо делать его лучше. Хотя бы на это время.

– Юрий Махмудович! А из каких материалов вы делаете свои декоративные панно?

– В основном, кожа, натуральная кожа или кожзаменитель, ткани, потом идут разные материалы, порой даже мусор. Вот, например, для панно «Coca-Cola» использовались настоящие банки из-под Coca-Cola. Их могли выбросить в мусор. А я показал, что можно из них что-то сделать. Использую так же остатки от тканей, разные бусинки, оставшиеся от игрушек внучки. На самом деле, я стараюсь делать панно, используя всё, что можно.

Именно так я создал панно-триптих «Вопреки». Эта работа настолько захватила меня, что я занимался только ею. Приходил домой после работы, и утром, и в выходные дни всё время делал и делал. Я не мог тогда не делать её. Знаете, говорят: «Самое изобретательное появляется от нужды». У меня в экспозиционном зале стоят два костюма Тырготау и Гекатей (муж Тырготау в нартском эпосе).

Вот когда я их начал делать, если бы у меня была в достатке кожа, то они бы такими интересными не получились. Для экономии материала я использовал тепловую обработку. Когда мы впервые показывали эти костюмы, в зале было такое восхищение, что не передать. Так вот, советский архитектор Константин Степанович Мельников в свое время сказал: «Наши потомки будут удивляться, как из скудости и нехватки материалов создавались такие архитектурные произведения».

На самом деле это так! Скудость и нехватка материалов рождает фантазию. Я даже иногда сам себе искусственно создаю нехватку. Говорю себе: «Я из этого должен что-то придумать».

«Проблемы мира через игольное ушко», - Юрий Сташ, черкесский кутюрье (Адыгея)





























– Если изучать Ваше панно-триптих «Вопреки», то видно, что в основном в нем используются сферические мотивы, круги. В декоративно-прикладном искусстве адыги всегда использовали круг для защиты или как символ солнца, символ огня, колесо жизни. Что символизирует круг для Вас? И какой смысл Вы в него вкладываете?

– О кругах в моих работах можно сказать многое. Круги счастья, круги успеха. И в каждом круге свое. Как-то был показ моих моделей в колледже в Майкопе, одна женщина из Москвы, тоже модельер, увидела одно из трех панно, что я случайно выставил. Она подошла и сказала: «Каждый круг у Вас о чем-то говорит. Откуда Вы это всё взяли?» Конечно, и для меня круг – это защита.

Вот, например, на панно «SOS», созданном на тему борьбы с наркоманией, у меня все куклы в круге. В центре панно – семья. Вокруг расположены негативные атрибуты современной жизни, такие как шприц, табак, папироса – всё то, что убивает человека. А сверху зеленый змей окутывает семью. Они тоже в круге. Но в этом случае, круг как защита от них. Круг передает их замкнутость: их следует спрятать, скрыть. Есть и иное понимание круга, приближенное к традиционному.

Вот, к примеру, панно «Тамги». Сюжет этого панно я взял из книги художника, искусствоведа Нурбия Ловпаче. Я увидел его картину в книге, и у меня тут же появилась идея. Адыги, когда делали кувшин, на донышке указывали свою тамгу – родовой знак. На картинке тамги адыгских семей были черно-белыми. А я посмотрел и подумал, чем оно хуже будет в цвете? Как Вы понимаете, круг здесь символизирует донышко кувшина.

И потом, если подумать хорошенько, человек делает кувшин, а донышко украшает тамгой. Тамгой, что тоже защищает. Это же кувшин для пищи, для гостей, для добра. Вот она – доброта! На этом панно есть и наш семейный знак, тамга семьи Сташ. Знаки, тамги и орнаменты я взял у Нурбия Ловпаче. Может, и эти орнаменты для адыгов в свое время служили тамгами, защитой. Все они такие замысловатые, интересные, красивые.

– Кроме круга и тамги у Вас есть великолепные панно с изображением колеса. У разных народов колесо ассоциируется с ходом времени, движением, солнцем и даже жизнью. Какой смысл имеет этот символ на Ваших панно?

– Колесо – это по-адыгски «теуцогъ». Одно из панно с колесом я назвал «Философией оптимиста». То есть в колесе есть спицы, и одна спица еще не встала на землю. Мать и отец говорят своим детям: «Ничего, сынок! Ничего, дочь! О уи къуцэм теуцонышъ, насып къыкъок1ыт». Это одно колесо, оно связано именно с адыгской философией.

На другом панно «Время застоя Советского Союза» изображены одно большое и два маленьких колеса. Колеса усеченные, они остановились и двигаться не могут, что олицетворяет остановку движения, застой. Третье колесо на панно «Перестройка». На нем изображен большой круг колеса, в нем 15 спиц, это 15 республик.

И вот это колесо в результате перестройки ломается и превращается, там четко видно, в вопросительный знак. Из него выпали спицы, а на самом деле, это республики вышли из состава страны.

– Юрий Махмудович! Свои авторские костюмы Вы создавали с использованием золотого шитья, аппликации, плетения. Если приглядеться к Вашим панно, то все эти техники присутствуют и там. Но встречаются на некоторых Ваших декоративных работах, например, на панно «Музыка Галактики», «Поиск», некие символичные дорожки, спиралевидные завитки из шнуров, ведущих к кругам. Эти шнуры тоже из остатков, или это Ваша особая техника плетения?

«Проблемы мира через игольное ушко», - Юрий Сташ, черкесский кутюрье (Адыгея)





























– Если говорить непосредственно о панно «Поиск», то в нем я, действительно, соединил разные технологии, в том числе оплетение, кручение. Все шнуры я сделал сам. Хотя есть и вставки готовых деталей, например, бубоны или нагрудные бляшки. Золотое шитье, элементы плетения и кручения, есть даже аппликация. Это то, что использовалось у адыгов и раньше. Соединил всё, что мог.

Более сложная техника на панно с космическими мотивами, спутниками, радиоволнами и теле-волнами. Здесь я использовал ниточки разных цветов. Я их скручиваю и оплетаю ими кусочки мебельных пластиковых панелей или картона. В общем, всё делаю из подручных материалов. Что это за техника, не назову. Для меня не так важно название того, из чего я делаю свои панно.

В моей коллекции есть арт-объект, полностью сделанный моими руками. Это «Корзина с фруктами». Всё те же виды техники: кручение, оплетение. Из бумаги сделаны основные детали. Эта корзина прилагается к одному из моих авторских костюмов. Не знаю, кем и как начала использоваться техника оплетения, но к ней я пришел сам. А вот техника плетения похожа на плетение циновок у адыгов.

– В богатой экспозиции Ваших панно есть разные виды: новаторские и индивидуальные, рекламные, с космическими мотивами и на социальные темы. А есть и панно традиционные, вернее сказать, этнические. Некоторые из них хорошо известны адыгской диаспоре. Вы продолжаете их создавать?

– У меня, действительно, большая коллекция этнических панно, сделанных с использованием золотого шитья и аппликации. У некоторых даже названий нет. В основном, они на адыгскую тематику.Я всегда интересовался декоративно-прикладным искусством адыгов, увлекался изучением истории, фольклора и традиций нашего народа.

Наиболее известное из этнических панно – это панно «1864» или «Исход», что символизирует трагические события 1864 года, когда десятки тысяч адыгов были вынуждены покинуть родной край и эмигрировать на чужбину. Оно было высоко оценено современными адыгами разных стран.

К этническим можно отнести и панно «Мир дому твоему» с адыгским очагом, символом семьи и добра, а также со словами, написанными на русском и адыгском языках, и символичной цифрой XXI – век толерантности. На нем написано «Мамыр щы1ак1э рэт», то есть когда сверху символ XXI-века делишь, остается Мамыр, а дальше внизу – «шы1ак1э рэт!» Здесь очаг – центр мироздания, в нем вся наша адыгская культура.

– Юрий Махмудович, все ваши работы о доброте, красоте и взаимопонимании. Даже те, что посвящены борьбе с санкциями. Но есть один арт-объект, который не просто уникален, а целиком отражает Ваш новаторский подход в современном декоративно-прикладном искусстве адыгов. Известно, что у него особая история создания.

– Верно! Это макет земного шара, и он посвящен жителям всей нашей планеты, толерантности, диалогу народов. Слова, указанные на нем, взяты на русском и французском языках из документов, присланных мне из штаб-квартиры Юнеско в Париже после того, как я отправил им платье «Толерантность».

Для его создания я специально искал шелковые нити для плетения. Здесь используются также и шерстяные нити. На этом шаре есть и слова на адыгском языке. Например, Щы1агъэ. Философия этой работы проста. Мы – жители одной планеты! Мы должны быть терпимы и толерантны друг к другу. И в этом нам помогает красота и искусство.

Сегодня экспозицию уникальных авторских панно художника-модельера Юрия Сташа можно увидеть в Северо-Кавказском филиале Государственного Музея Востока в г. Майкопе в Республике Адыгея. Их уже насчитывается более 30. Вся коллекция декоративных панно, символических пирамид и других арт-объектов, как и коллекция авторских костюмов мастера, достойна быть выставлена в музеях и на культурных площадках в российской столице, как и в других странах мира.

fond-adygi.ru

«Проблемы мира через игольное ушко», - Юрий Сташ, черкесский кутюрье (Адыгея)
 (голосов: 0)
Опубликовал admin, 4-02-2016, 16:50. Просмотров: 449
Другие новости по теме:
В Адыгее выставлено панно модельера Юрия Сташа, посвященное олимпийскому Со ...
Открылся персональный сайт художника-модельера Юрия Сташа
В Туапсе 6 марта открывается выставка Юрия Сташа (Адыгея), посвященная Сочи
Адыгея готовится к празднованию 15-летия образования республики
Художник из Нальчика Мурат Дышек участвовал в днях культуры Милана