Архив сайта
Декабрь 2016 (4)
Ноябрь 2016 (66)
Октябрь 2016 (27)
Сентябрь 2016 (35)
Август 2016 (71)
Июль 2016 (68)
Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Понятие «апсуара» – «абхазство» – чаще всего толкуется как совокупность самобытных абхазских традиций и обычаев. Апсуара включает в себя черты идеальной личности: честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважение к старшим, скромность и терпение.

Апсуара – морально-этический кодекс абхазов, в центре которого человек




























Понятие апсуара зародилось в народе еще в далеком прошлом. В письменных источниках это слово впервые использовал в 1920 году основоположник художественной абхазской литературы Дмитрий Гулиа.

Сегодня в абхазском обществе, рассуждая о нравственных ценностях, об основах традиционной культуры, о лучших качествах человека, используют слово апсуара.

Буквальное значение слова апсуара – «абхазство» – весьма условное, образное. Одни толкуют его в широком смысле, включая в это понятие всю бытовую культуру абхазов в ее материальных и духовных компонентах. Большинство же авторов рассматривают апсуара в узком смысле, как совокупность самобытных абхазских традиций и обычаев.

Главные принципы апсуара

Важнейшую роль в структуре апсуара играют его принципы, формирующие основы социального поведения. Едва ли не важнейшим является аламыс – совесть. Для абхаза это понятие имеет вполне конкретное этническое содержание. Известное народное изречение «Смерть абхаза в его же совести» обозначает, что, совершив несовместимый с совестью поступок, абхаз «умирает живым».

Другим принципом апсуара является ауаюра – человечность. Она ставит человека в центр системы апсуара, что находит воплощение в нравственной сфере взаимоотношений людей. Уважительное отношение к любому человеку, как к самому себе, входит в обязательные нормы абхазского этикета.

Другими принципами апсуара являются апсуа аамсташвара («абхазское княжеское») – рыцарство, благородство, галантность, еихацгылара – взаимоснисходительность и т. п.

Важное значение имели запретительные принципы, как, например, пхашьароуп – «стыдно», связанный со страхом нарушить поведенческие нормы, принятые в обществе. Детей обычно с малолетства приучали к тому, что такое стыдно, какие поступки нежелательны. Родители внушали им: «Не запятнай чести и имени отца и матери». Следующий запретительный принцип цасым – «не обычай» – включает в себя традиционные запреты как светского (не положено, нельзя), так и религиозного (грех) характера.

Абхазский этикет

В системе установок, которые делают «человека человеком», выделяется абхазский этикет, разработанный до мельчайших подробностей. В культуре общения и этикета особенно многочисленны и строги правила, вытекающие из почитания старшего по возрасту. Почитание старших – древнейший обычай. Здесь предусмотрено все – от лексики и жестикуляции до большой сдержанности и предупредительности.

У абхазов, как у других народов Кавказа, есть обычай ахацгылара – почитание вставанием. Это традиционно установившееся правило общественного поведения и теперь является привычным образом действия для каждого. Когда в помещение заходит посторонний человек, встают все члены семьи.

Почитание вставанием соблюдается и в общественных местах. Всякий уважающий себя человек считает обязанным привстать даже при появлении неприятного ему лица. Человек, появление которого почтили вставанием, просит всех не утруждать себя, а сам постоит еще немного, пока старшие не сядут.

Правила общения в абхазском этикете

Правила традиционного этикета вступают в действие уже при первом контакте двух лиц, которые, естественно, должны обменяться приветствиями. При этом само понятие «обменяться приветствиями» абхазы выражают словами «изъясняться по-абхазски».

Первым приветствует подошедший, мужчина – женщину, старший – младшего, всадник – пешего. Рукопожатие не обязательно. Принято взаимно осведомляться о здоровье и делах собеседника и его семьи.

У абхазов разные формы приветствия при разных видах деятельности. Работающему в поле говорят: «Добро тебе делать!», собирающему виноград на дереве – «Чтобы ты благополучно спустился!», идущему на охоту – «Тебя ждет дичь, смерть которой настала!» и т. д.

Хорошим тоном считается умение при необходимости тактично умолчать или найти нужную форму для вежливого отказа от предложения. Жаждущий, например, когда ему предлагают попить, не берет сразу поданный ему стакан воды, а интересуется у присутствующих, не желает ли кто-нибудь утолить жажду, и только после отрицательного ответа выпивает воду, скромно отвернувшись.

Абхазы говорят между собой на «ты», причем в это обращение вкладывается уважительное отношение к личности. В абхазском этикете общения есть масса сопровождающих формул почтительного обращения, возвышающих собеседника, демонстрирующих покорность: «Вместо тебя», «Твои болячки на меня», «Чтоб я умер раньше тебя».

При разговоре следует избегать назидательного тона. Неэтично говорить: «Ты знаешь!», в таких случаях принято поправляться: «Ты знаешь это лучше меня!». В том случае, когда вдруг собеседник случайно прервал говорящего, он моментально воспользуется искупающей вину фразой: «Твою речь золотом я режу», в которую вкладывается максимум уважения к человеку, к его живому слову.

Любовь к гостям и соседям

Гостеприимство – традиционный институт общения абхазов. В приеме гостя основными принципами являются уважение старшего, особое почитание женщины.

Застольный этикет включает много коммуникативных действий: приглашение, омовение рук, рассаживание, организация застольного общения, обмен подарками и т. п. Содержание застолья также проникнуто принципами апсуара – желанием оказать гостям все положенные знаки внимания и почести.

В принципы апсуара входит также особое отношение к соседям. Абхазы называют соседа словом агуыла. Оно образовано из абхазского слова агуы – сердце. Абхазы говорят: «Сосед как сердце, брат – как кровь».

Сосед всегда рядом, делит твои радости и горести. Абхазские поговорки гласят: «Если у тебя нет соседа, ты должен стать соседом кого-то», «Тот, кто установил для соседа силок, сам попался». Абхаз, по традиции, проявляет сердечную заботу к новому соседу, который поселился возле него, помогая ему обустроиться, встать на ноги.

Законы, нормы и правила апсуара передавались из поколения в поколение путем воспитания и обучения. Этому учили с раннего детства в семье, где родители являлись примером для детей.

Старейшины – люди, умудренные опытом – являлись олицетворением aпcyapa, активно участвовали в решении внутриродовых вопросов. В Абхазии и сегодня функционируют советы старейшин: сельские, районные и Совет старейшин Республики Абхазия, которые участвуют в урегулировании споров и конфликтов.

sputnik-abkhazia.ru

Апсуара – морально-этический кодекс абхазов, в центре которого человек
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 24-07-2016, 20:18. Просмотров: 369
Другие новости по теме:
Рауль Хаджимба: Обращение к общественности Абхазии
В Москве вышла монография, посвященная абхазо-адыгской литературе
В Кабардино-Балкарии возрождают старинный кодекс чести – Адыгэ Хабзэ
Черкесское народное права: Кодекс «Адыгэ Хабзэ», - одно из прочтений
Почитание единого Бога – Тхьа, Тхьашхо в исконной религии адыгов (черкесов)