Архив сайта
Декабрь 2016 (18)
Ноябрь 2016 (66)
Октябрь 2016 (27)
Сентябрь 2016 (36)
Август 2016 (71)
Июль 2016 (68)
Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Массовое черкесское танцевальное игрище – Адыгэ Джэгу – состоялось 3 августа в Нальчике на площади Абхазии. Адыгэ Джэгу является «квинтэссенцией черкесской культуры», отмечают эксперты.

Адыгэ Джэгу в центре Нальчика собрало более 600 участников, около 50 из них из Адыгеи



















Информация о предстоящем Адыгэ Джэгу в центре Нальчика поступила на смс-сервис «Кавказского узла» 31 июля. Приедет делегация из Адыгеи – около 50 человек, инициатор мероприятия – молодежь. Информация распространяется через социальные сети», - написал автор сообщения.

Черкесская (адыгская) традиция танца в кругу – Адыгэ Джэгу – вбирает в себя элементы игры, танцевального искусства и пения. Она входит в число национальных традиций и обычаев черкесов.

«Такое живое общение имеет для нас важное значение»

По словам организаторов мероприятия, состоявшегося сегодня в центре Нальчика, участниками Адыгэ Джэгу стали более 600 человек. При этом в мероприятии приняли участие жители не только Кабардино-Балкарии, но и Адыгеи. Из соседней республики в Нальчик для участия в Адыгэ Джэгу приехали 44 человека.

Также на Адыгэ Джэгу были приглашены дети черкесов из Сирии, которые отдыхают в одном из санаториев Нальчика, рассказал один из организаторов мероприятия.

При этом организаторами мероприятия выступили администраторы групп «Черкесия» и «Типичная Адыгея» в социальной сети «ВКонтакте».

«В очередной раз стоит напомнить, что все, кто желает принять участие в большом Адыгэ Джэгу на площади Абхазии, должны быть одеты соответствующе – девушки без брюк и коротких юбок, парни без спортивных костюмов и шортов. Черкесские национальные костюмы желательны», - заранее предупредили участников Адыгэ Джэгу организаторы мероприятия.

Как заметил в беседе журналист и черкесский активист Астемир Шебзухов, «состоявшийся 3 августа Адыгэ Джэгу отличался от традиционных своей географией и массовостью».

Адыгэ Джэгу регулярно проводится на площади Абхазии в Нальчике с разрешения властей города, напомнил Астемир Шебзухов. «Цель сегодняшней акции проста. Черкесы – народ разрозненный. Мы общаемся в основном в социальных сетях. И такое живое общение, как совместный джэгу, имеет для нас важное значение», - сказал Астемир Шебзухов.

«Танец не допускает развязности и вульгарности в движениях»

Организаторы мероприятия рассказали, что первый Адыгэ Джэгу в Нальчике прошел в сентябре 2005 года, однако после событий октября 2005 года был сделан перерыв. С мая 2006 года Адыгэ Джэгу в Нальчике проводится регулярно, один раз в неделю, отметили организаторы.

Как правило, танцевальное игрище в центре Нальчика начинается в 18.00 -19.00 и длится три-четыре часа. Справа танцевального круга выстраиваются девушки, напротив – парни. Женскую очередь регулирует девушка-распорядитель. Она выводит девушек в танцевальный круг, у мужской стороны свой распорядитель. На джэгу играет только живая музыка – два барабана, гармоника, аккордеон и трещотки.

«Джэгу это не просто этническое игрище, предназначенное для того, чтобы молодежь или люди постарше продемонстрировали свое умение двигаться под музыку в танцевальном кругу», - рассказала заведующая кафедрой Северо-Кавказского государственного института, культуролог Людмила Шауцукова.

«Адыгэ Джэгу является мостом, перекинутым из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного духа. Этнический танец адыгов и балкарцев построен на сверхпластике, инфернальных формах, в которых нашла свое отражение вся астральная, медитативная культура народа. Отсюда – феноменальная концентрация «жизненной энергии» в движениях женщины и мужчины. Когда он демонстрирует свою силу и ловкость, а она – красоту», - отметила Людмила Шауцукова.

При этом культуролог подчеркнула, что «Адыгэ Джэгу у черкесов подвержен строгому этикетному порядку». «Танец не допускает развязности, вульгарности движений, неуважительности к партнеру даже в легкой степени», - сказала Людмила Шауцукова.

Вместе с тем она посетовала, что «со временем концепция священнодействия Адыгэ Джэгу сдает позиции». «В наши дни мы наблюдаем нарушение как буквы, так и духа Адыгэ Джэгу. Впрочем, такое характерно для всех элементов традиционной культуры. И не только в локальном пространстве народов Северного Кавказа, но и всех народов мира. И с этим в эру функционального глобализма почти ничего нельзя поделать», - заметила Людмила Шауцукова.

«Однако любому участнику Адыгэ Джэгу необходимо помнить – через призму танца на него смотрят тысячелетия, во время которых слагались и укреплялись его этнические корни, его сила и дух, его представления о мире и о себе в этом мире, его Хабзэ, - отметила Шауцукова.

«Джэгу по праву можно считать национальным брендом»

В свою очередь старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарии Заурбек Кожев назвал Адыгэ Джэгу «квинтэссенцией черкесской культуры».

«Адыгэ Джэгу стирает социальные и даже возрастные различия. Джэгу позволяет человеку быть максимально открытым, свободным, динамичным», - сказал Заурбек Кожев.

Заурбек Кожев также отметил, что для Адыгэ Джэгу «не существует каких-то жестких правил», при этом правила танца «диктуются общей гармонией». «Основное правило – уважать других участников, проявлять свою индивидуальность, не переходя другому дорогу, не занимая центр танцевального круга слишком долго», - отметил Кожев. По мнению ученого, «вольности во время джэгу можно позволить лишь в игровой манере и без агрессии».

Адыгэ Джэгу по праву можно считать «национальным брендом», считает доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела адыгской филологии Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Мадина Хакуашева.

«Джэгу отражает сущность нашего народа, его менталитет, его темперамент. У нас литературная традиция молодая, а вот танцы – это наш старый бренд», - сказала Мадина Хакуашева.

Рассуждая о том, что правила Адыгэ Джэгу стали нарушаться, Хакушева отметила, что «это несущественные детали». «Невозможно, чтобы время не влияло. Но традиция танцев не нарушится», - отметила Мадина Хакуашева.

Участник сегодняшнего мероприятия, журналист Олег Гусейнов заметил, что «ценность джэгу состоит в том, что танец знакомит людей с традицией народа». «Это важно, так как люди стали забывать нашу танцевальную традицию. На свадьбах, как правило, звучит непонятная музыка, люди танцуют непонятные танцы. На джэгу люди видят, какими должны быть настоящие танцы», - сказал Олег Гусейнов.

Журналист рассказал, что сегодня он «стал свидетелем того, как во время джэгу танцор направился к девушке, чтобы пригласить ее на танец». «Но его остановил распорядитель. Это было нарушением правил джэгу. Ведь девушку в круг выводит распорядитель», - напомнил Олег Гусейнов.

kavkaz-uzel.eu
 (голосов: 2)
Опубликовал admin, 4-08-2016, 23:19. Просмотров: 296
Другие новости по теме:
4 июля в Черкесске пройдет Фестиваль "Адыгэ Джэгу"
Черкесы Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии провели Адыгэ Джэгу в Нальч ...
В Адыгейске открыт сезон «Адыгэ Джэгу»
Черкесская молодежь Кабардино-Балкарии приглашена в Карачаево-Черкесию на А ...
7 июля в Черкесске пройдет очередной Джэгу, третий в этом сезоне