Архив сайта
Декабрь 2016 (8)
Ноябрь 2016 (66)
Октябрь 2016 (27)
Сентябрь 2016 (35)
Август 2016 (71)
Июль 2016 (68)
Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Их смелость и решительность, а также преданность помогала им делать блестящие военные карьеры

17 из великих визирей Османской империи были грузинами. Сотни пашей, по происхождению грузин, служили Османской империи. Здесь их называли «кавим-и-несиб» – «благородным племенем», и они действительно были известны своей храбростью и преданностью империи.


Османские грузины: от Великого визиря до депутата парламента





























История сохранила имена самых выдающихся из них: Великий визирь Мехмет Саит Паша, Шейхуль-ислам Мирза Мустафа-эфенди, князь Сабахаддин, богослов Али Хайдар-эфенди…

Это был поистине привилегированный класс. В течение семи веков их можно было встретить на всех уровнях управления Османской империи: и в качестве помощников визирей (садразамлык), и шейхуль-исламов, и государственных министров (назиров).

Турецкий историк Мурат Касап посвятил им книгу «Osmanlı Gürcüleri» (Османские грузины), в которой привел биографии более чем 1200 грузин, в разное время занимавших важные посты в государстве Османов.

Первым, кто ввел в оборот термин «кавим-и-несиб» был Эвлия Челеби, который посетил во время одного из своих путешествий Грузию и очень высоко отзывался о ее народе.

Грузин начали назначать на эти посты, начиная с XVI века. Османы на практике воплощали в жизнь теорию о мирном сосуществовании различных этносов в рамках одного государства, и грузины помогали им по мере сил.

В доказательство их патриотизма и преданности империи Касап приводит цитату из «Тарих-и-Джевдет», в которой Ахмет Джевдет-паша, характеризуя одного из пашей, по происхождению грузина, говорит: «Он был назначен на свою должность из-за своего грузинского происхождения, которое доказывало его преданность родине». По словам Касапа во времена османов быть грузином означало быть патриотом империи.

Грузины были щедрыми благотворителями и известны своими пожертвованиями. Например, Михр-и-Шах валиде-султан и Безми Азем валиде-султан основали благотворительные фонды, следы деятельности которых можно найти и в современной Турции. Библиотеки, мосты, мечети, медресе, фонтаны и больницы, построенные на пожертвования османских грузин, существуют и до сих пор.

Среди старейших построек, осуществленных на средства грузин можно отметить «Мост Грузина Хуссейна» 15 века в городе Сивас, Буюк Искеле Месджид в стамбульском районе Эюп Султан, построенную грузином Хаджи Махмуд-агой в 1567 году, а также больницу Вакиф Гуреба, учрежденную Безми-Азем валиде султан, которая функционирует до сих пор.

Османы хорошо изучили характерные черты национального характера грузин и использовали их с максимальной эффективностью. Их смелость и решительность, а также преданность помогала им делать блестящие военные карьеры.

Такова, например, судьба беев Тавдгиридзе. Во время Восточной войны 1853-56 годов все мужчины этой семьи сражались на Кавказском фронте, причем рядом с ними находилась их мать Диндине-ханум, которая воодушевляла их. Два ее сына погибли на этой войне, а двое оставшихся в живых – Осман и Али были удостоены титула пашей Османской империи.

Но среди грузин были не только военные. Они также дали Османской империи и выдающихся богословов. Например, Али Хайдар-эфенди, родившийся в 1870 году в городке Ахиска около Батуми стал одним из заметных ученых-теологов своего времени. Начальное религиозное образование он получил в медресе Бакирчилар в Эрзеруме. В 1902 году он начал учебу в стамбульском медресе при мечети Фатиха и продолжал свою религиозно-богословскую деятельность в Турции вплоть до смерти в 1960 году. При этом он всегда называл себя грузином и владел грузинским языком.

Грузины дали Османской империи шесть шейхуль-исламов и 344 ученых-богослова, 17 Великих визирей и около 500 государственных служащих в ранге от бейлербея и государственного министра до депутатов парламента. Отдельно следует упомянуть 23 матерей и жен османских султанов.

В своей книге Касап приводит любопытный исторический эпизод: в 1808 году во время беспорядков в Стамбуле был убит султан Селим III. Бунтовщики также намеревались убить малолетнего наследника престола будущего султана Махмуда II. Однако он был спасен грузинкой-надсмотрщицей султанского гарема Севри-Калфа.

Она сначала спрятала его в своей комнате, а затем закрывала его от пуль своим телом. Пытаясь защитить малолетнего султана, она кидала горящие угли в нападавших на него бунтовщиков, пока с помощью евнухов Анбера и Исы не удалось вывести шейх-заде за пределы гарема и спрятать в надежном месте. Когда Махмуд II стал султаном, он назначил ее «хазинедарбаши», а после ее смерти в 1819 году велел похоронить рядом со своей матерью и велел назвать именем спасительницы султанской династии школу.

Касап опровергает широко распространенный тезис о том, что грузин насильно заставляли принимать ислам, указывая, что служба империи не требовала отказа от этнической идентичности, а религию каждый поступавший на нее выбирал добровольно, ибо насильственно обращенные люди изначально не могут быть лояльны тем, кто совершает над ними духовное насилие.

Ильдар Мухамеджанов.

islam-today.ru
 (голосов: 2)
Опубликовал admin, 17-08-2016, 14:53. Просмотров: 1224
Другие новости по теме:
Абхазия опровергает задержание российскими военными 20 грузин
Численность переселенных с Балкан на Ближний Восток черкесов доходила до 50 ...
Секретарь совбеза Абхазии: В Гаагу должны были обратиться мы
«По меньшей мере, сорок тысяч…» – грузины и черкесы в Иране
Грузия определила этническую принадлежность джигетов и Джигетии с помощью с ...