Архив сайта
Апрель 2017 (56)
Март 2017 (37)
Февраль 2017 (28)
Январь 2017 (56)
Декабрь 2016 (63)
Ноябрь 2016 (66)
Календарь
«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Павел Назаров и его видение черкесской истории

В ходе поиска в интернете материалов по истории Кабардино-Балкарии наткнулся на сайт http://agartis.narod.ru и вначале не мог понять, что он из себя представляет. Но вчитавшись, ознакомившись поближе, осознал – в наше время, рядом с нами жил и творил человек, сумевший непостижимым образом заглянуть в прошлое и отразить его в удивительных и загадочных трудах.


«Все адыги от антов идут», или о том, как «цвела Кабарда – тоже это адыгов страна»

































































Речь о Павле Григорьевиче Назарове, авторе 25 книг и 50 статей по древней истории и мифологии. Большинство из них являются составной частью грандиозного труда о ведической Арте, под которой автор подразумевал вселенскую правду, порядок и совершенство.

Наберитесь терпения и прочитайте, как анонсируется этот проект: «В книгах дана история авестийской Apты, ведийской Apтxи, античного совершенства Apти, эллинской доблести Apeтэ, Астарты Артемиды Opтигии, римского Apтa, авестийской империи Артаксерксов, Apтaкидoв и Apтaшecидoв, шумерской Apaтты, ахейских стран Apтaвы и Дaдoнcкoй Apты, еврейской Apцы, арабской aль-Apды, стран Уp-Apтy и Cyб-Apтy, ведийской Apьяв-Apты, pocoмaнcкoй Aopcии, древнерусской Apтaнии и бeлoвoдcкoй Aгapты-Шaмбxaлы, учения буддийского Cиддx-Apтxи и британского Артура»…

Прервемся, потому что это описание лишь малой части того, что затронуто в означенном труде, написанном, кстати, в стихотворной форме, охватывающем практически всю мировую историю, содержащем энциклопедический массив событий, имен, дат. Тех самых фактов, которые, будучи простым человеком, невозможно изучить, постичь, узнать, если только… Если только тебя не отметила десница высших сил. Если тебе не помогли, не подсказали, не направили.

Не спешите меня упрекать в ереси, давайте попытаемся понять, откуда автор мог знать (если не знать, домыслить) то, что касается истории адыгов. Он, никогда не бывавший на Северном Кавказе, не читавший этнографических трудов, незнакомый с обычаями, традициями, менталитетом народов, населяющих регион.

Впрочем, о его биографии мы поговорим ниже, а пока обратимся к 26-й книге ведической Арты, которая называется «Анналы Иналидов: черкес-койсакская Урда от Тригарты и Ардилана до Эордии и Артабрии (1020–1690)» и атрибутирована как вышедшая в Чeлябинcке в 2006 году.

Анонс ее гласит: «О внешней и внутренней политике Гуридского гулямского Делийского султаната (урды) – как восточного крыла Киргиз-койсакской орды, и Египетского мамлюкского султаната – как западного крыла Черкес-косогской или Черкас-казакской артели».

И далее: «Книга написана в традициях средневековых мусульманских анналов-летописей черкесской династии иналидов и является приложением к 25-й книги («Севериаде»), посвящённой Агартису и его пращурам: жанейским, косожским и чигирским мореплавателям афаджанам из рода «Кармоко-Ларуноко»; иналидам: Кармокоевым, Егуновым-Кансуоковым и Чихириным, их контактам с антами, суварами, северами, севрюками, саварами и саварками»…

Понятно: рядовому читателю сложно пробраться через подобного рода терминологию, поэтому обратимся непосредственно к текстам, насыщенным обилием исторических реалий и имен.

Итак, третья глава, озаглавленная «Кабарда и иберы…». Напомним, иберы, по античным источникам, восточно-грузинские племена, жившие на территории Иберии (Восточная Грузия).

Раздел 390: Кабарду пшир / Инал основал. /В тлашкателеву / Честь так назвал. /Тлашкатели /Князьями там слыли. / Орки тоже / Князьями там были. / Тлашкателям / Они подчинялись. / Тлашкатели же / Пши поклонялись.

Как известно, генеалогические предания кабардинцев считают князя Инала родоначальником кабардинских, бесленеевских, темиргоевских, хатукаевских и части хегакских княжеских родов. Согласно легенде Инал прибыл на Кавказ из Египта, более того, по арабско-турецкой версии считается, что он и мамлюкский султан Инал из черкесов, правивший в Египте с 1453 по 1461 год,– одно и тоже лицо. Известно, что верховный князь Кабарды середины XVI века Темрюк (Кемиргоко) считался правнуком князя Инала.

Относительно же сословного деления адыгского общества, обратимся к статье «Привилегированные сословия Кабардинского округа (Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3, Тифлис 1870): «Собственно в Большой и Малой Кабардах существуют следующие сословия: ворк (благородный) и пшитль (неблагородный). К первому сословию относятся: пши, вид его – тума, тлакотлешь дижинуго, беслен-ворк и ворк-шаотлахуса; ко второму: пшекеу, азет, логанапут, ог и унаут».

А вот что писал Хан-Гирей: «Наименование пши (князь) произошло от слова «Нахипш» или «выше», который на черкесском языке употребляется обыкновенно для означения высшей степени достоинства. Естественно, что люди, повиновавшиеся, почитали тех, от которых были в зависимости выше себя достоинствами, а потому это название присвоилось классу, облеченному верховною властью».

Раздел 445: Анты от / росоманов пошли. / Анты те – / роксаланов сыны. / Все адыги / от антов идут. / Их касогами / ныне зовут.

Перед нами словно цитата из труда Шоры Ногмова «История адыхейского народа». А вот как ее дополняет П. И. Ковалевский, автор книги «Народы Кавказа» (1914): «Кабарда происходит от древних антов, что доказывается многими данными кабардинских поэтических преданий, памятников и слов. Греки называли кабардинцев «черкесами». Пребывание антов, кабардинских предков, на нынешнем Северном Кавказе, доказывается свидетельством многих арабских, греческих и римских писателей».

Раздел 461: Те хоть крепости / Фряжскими были, / В городах / Византийцы тех жили. / Греки в них / И армяне селились, / Караимы, евреи, / Ютились. / Много турок / И руссов жило. / Фрязей в Кафе / Семьсот лишь было. / То купцы да / Епископы были, / Всеми урбами / Руководили… / Православными / Греки являлись. / Униатами / Эллины звались… / Чгук католиком / Зваться был рад, / Православный хоть / Был униат… / Там жанеец / Епископом был, / Католичеством / Фряжским рулил. / Жан тот / Архиепископом слыл. / Жан де Зих тот / Жаневцем звался. / Жан викарием / Папы являлся. (1349) /Жан Жану-страну / Зихией звал. / В честь неё / И фамилию взял.

Каффа (Кафа) – так называлась античная Феодосия – во времена средневековья один из самых многолюдных городов Черноморского побережья, в основе роста которого лежало соперничество итальянских городских республик Генуи и Венеции. Знаменитый торговый центр – через него проходил Великий шелковый путь, многолюдный город.

По запискам баварского путешественника Иоганна Шильтбергера (1380 – не ранее 1438), автора «Книги путешествий» о скитаниях в Малой Азии, Египте, Средней Азии, Сибири и на Кавказе, в Каффе насчитывалось в начале XV века 21 тысяча домов, а этносостав был обширнейший: употребляя современные понятии – греки, армяне, болгары, евреи, русские, аланы, зики.

Об этом подробно пишет А. Л. Пономарев, автор удивительной по информационной насыщенности «Население и территория генуэзской Кафы – по данным бухгалтерской книги Массарии – казначейства за 1381-1382 гг.».

Раздел 464: Янычары ж, что / В фортах селились, / С мамлюками, / Черкесами слились. / Бесланейцы ж / Адыгами звались, / К морю из-за / Хребта не спускались. / Возле моря / Жанейцы там жили, / Братом старшим / Беслановцам слыли. / За Бесланом ж / Цвела Кабарда – / Тоже это – / Адыгов страна.

Здесь и далее Павел Назаров дает всестороннюю картину расселения адыгского этноса, которая по большому счету и в комментариях не нуждается, за исключением одного: автор и представления не имел кто такие абадзехи, бесланеевцы, бжедуги, жанеевцы, егарухаевцы, мамхяговцы, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы. Допускаем, что из 12 основных адыгских племен он мог знать только о кабардинцах и шапсугах. Как и о абадзинах, шапсугах, убыхах, абхазах, но с такой детализацией, орографией расселения, употреблением топонимов…

Раздел 465: Все народы ж, / У Понта что жили, / Все адыгами / Вовсе не слыли, / Хоть им старшими / Братьями звались – / Как «абаджи», / «абаски» писались, / Абадзинами, впрочем, / Не были, / Хоть и братьями / Тоже им слыли… / С юга все / От абхазов пришли. / Их касогами / Тут нарекли. / Прежде Зихией / Жану их звали. / Как «Казахию» / Зиху писали… / Все шапсуги ж / На юге остались. / Все жанейцам / Роднёй ближней звались. / Их апсилы ж, / Абаски родили. / Их абаджами ж / Всех окрестили… / Дальше к югу / Убыхи селились, / Меж абхазов, / Абаджей теснились. / Те абаджами уж / Не являлись, / Но абхазами / Тоже не звались… / Там ахейцы ж, / Аше, проживали. / Возле Сочи ж / Шаше обитали, / Всех убыхов / Роднёй величали… / Те убыхи ж / Вокруг Туапсе / Возле берега / Жили уже. / Там Аше рядом, / Речка текла. / То ахейцев / Была уж страна.

Кстати, многие исследователи считают, что Сочи происходит от названия одного из убыхских племен шача (шьача), проживавшего в междуречье Хосты и Шахе. Шапсуги и сегодня называют Сочи Шъачэ (Шъаше) – также, как Павел Назаров…

Раздел 541: Мы адыгами, / Антами были, / Псёл «водой» / По-адыгски крестили. / Псёл «апсу» мы, / Водою, зовём, / Туапсе / «двоеводьем» рекём. / То в Шумере мы / Имя приняли, / Там Апсу, / Мать воды, почитали. / Мы в Субарте / Тогда проживали.

О том, что означает название Туапсе нет однозначного мнения, но основные таковы: «место апсов (абхазцев)» и «две души» или «две реки (воды)» или «двуречье». У Павла Назарова это звучит поэтичнее: двоеводье. Кстати, вода по кабардински «псы», а душа –«псэ». Последнее переводится еще как «наличие жизни».

Раздел 542: С нами анты. / Аорсы сроднились, / В севрюков мы / Орду превратились. / До Севера уж / Флавия нас (305) / Зрел на северных / Склонах Кавказ. / Плиний нас / На Кавказе застал. / Плиний Старший / О нас написал. / Нас «северами» / Плиний назвал… / Птолемей нас / Потом изучил. / Нас «суварами» / Птол окрестил. (300) / Птоломей нас / «саварами» звал, / Имя «сервиев», / «сервов» нам дал. / Нас «саурами» / Также писали. / Саувиру мы / Родиной звали. / Меотиду мы / Всю заселили, / По-северски мы / Песни учили.

Считается, что савиры (сабиры, савары, сувары) – группа кочевых племен первого тысячелетия нашей эры. Из военных хроник (очень немногочисленных), следует, что савиры являлись серьезной военной силой на Северном Кавказе, не раз осуществляли набеги на Византию. Последняя старалась использовать их в качестве наемников: именно савиры научили византийцев строить переносные тараны, с помощью которых последними был взят город Петру.

Раздел 543: Как Агартис / Великий писал, / Заберган к нам / Болгарский примчал. (25 кн) / Хан северов всех, / Антов сплотил, / На Дунай вслед / Бояну отбыл. (560) / Синдилих вслед / За братом подался, / Антов, севров / Набрать постарался. / После булгров / Кубрат возглавлял. (632) / Хан Кубрат / Аспаруха зачал. / Аспарух уж / Дунай перешёл. / Мёзу, Фракию / Хан там нашёл. / Там Болгарское / Царство возникло. (688) / Антов племя там / Жить уж привыкло. / Анты в Сербию / Уж проникали, / Там склавинии / Уж покоряли. / Только тесно там / Антам всем было. / Племя антов, / Северов решило / Вновь на Дон, / На Кавказ возвратиться, / На Тамани / В Анапе селиться.

Есть такой болгарский кинофильм «Хан Аспарух» (режиссёр Людмил Стайков, 1981) – историческая драма, воспроизводящая события, предшествующие и сопутствующие созданию Болгарского государства. Аннотация к нему достаточно полно освещает события тех лет: «После смерти хана Кубрата (ок. 665), его империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян унаследовал Великую Болгарию, но после ухода своих братьев с отдельными племенами, был покорён хазарами. Второй сын, Котраг с племенем котрагов ушел в Среднее Поволжье и основал государство Волжская Болгария. Аспарух унаследовал племя оногондуров и под давлением хазар откочевал со своей ордой за Дунай. Найдя поддержку в славянских племенах и покорив несогласных, он завоевал у Византии Добруджу и в 679 году основал Первое Болгарское царство, заключив союз с местными семью славянскими племенами. После тщетных попыток византийского императора Константина IV покорить болгарские земли, он признал Болгарское царство в 681 году».

В другой аннотации, повторяющей все сказанное выше, уточняется: «Третий брат ушел на Кавказ – это Кабардино-Балкария». В статье И. Ангелова, председателя движения «За восстановление исторической памяти Болгар» читаем: «Государство, созданное Кубратом, просуществовало с 632 по 668 г.н.э. не зная ни единого военного поражения. Напоминанием об этой древней Булгарской державе сегодня являются …развалины крепостей в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии». И у него же: «…Старший сын Кубрата хан Батбаян блестяще выполнил завет отца. Как старший в семье взял на себя самую трудную задачу, благодаря чему народ выжил, обрел в разных частях света новую Родину, где предки булгар живут и поныне. История, как-то умалчивает о заслугах Батбаяна, о нем известно, что нынешними потомками его племени утигуров являются кабардино-балкарцы и карачаево-черкесцы. …Мы потомки всех Болгарий находимся в неоплатном долгу перед памятью этого великого болгарина и его малочисленным племенем утигуров и их потомками кабардино-балкарцами и карачаево-черкесцами». (Простите, но так у автора, которому, судя по всему, неведомо, что речь идет не об одном, а разных этносах – авт.)

Все это, но схематично и куда как более емко описал Павел Назаров.

Раздел 544: Так за Дон / Двести тысяч вернулось. (764) / Племя антов, / Северов сомкнулось, / Со склавинами / Перемешалось, / Уж болгарами / Чёрными звалось… / Там «антыгами» / Анты уж стали, / После имя / «адыгов» приняли… / Патриарх то / Никифор узнал, / В Цареграде / Про нас написал: / «Вновь в Артану / Северы прибыли, / Ясов всех / И алан захватили». (764) / Он «Артаной» / Задонщину звал. / Дон Танаисом ж / Он нарекал…

Раздел 557: …На Дону / Кара-булгры селились, / Черно-булграми / Там окрестились. / Карачай и Болкар / Уж от них, / От северов / К Эльбрусу проник. / Кабарда там / С Черкесом не жили. / Карачай и Болкар / Там лишь были. (764-1427).

Раздел 565: Вдруг варяг / Святослав появился, / Саракел-град / Спалить изловчился. (965) / Тамутарху / Варяг захватил. / Град князь / Тьмутаракань заложил. / Чёрных с Дона / Булгар князь согнал, / На северов / Болгарских помчал. (970) / …Булгры чёрные / В Киев ушли. / Там черкасами / Стали они. / На Донце, / На Осколе селились, / С севрюками там / Все породнились»… – / «Беренджер» – / Варачан так писался. / Берендейский народ / Там зачался. / От савар род, / От варов их шёл. / В Варачане том / Гуннский был стол. / Берендеи / Саварами слыли, / Все борусскам / Собратьями были. / Перундеями / Их нарекали. / Все Перуна / Они почитали.

Раздел 567: …Берендеи / Болгарам служили, / Коней в Истре / Болгарском поили, / Казаками, / Мамлюками были… / В Варачан они / Не возвратились, / В Кабарде / «Беренджер» расселились…

Раздел 568: Беренджеры / С мадьярами жили. / Все к мадьярам / На Дон уж отбыли. (880) /

Град Маджар / В Кабарде их стоял. / Град мадьярских / Купцов принимал… / Бернендеи же / В Киев пришли. / Там черкасами / Стали они.

В этих поэтических текстах находят объяснение многие исторические загадки: в частности, появления экзоэтнонима черкасы; зарождения Тмутараканского княжества (русского княжества, существовавшего в X–XII веках на Таманском полуострове, обитателями которого были касоги, аланы, русы, хазары, греки, обезы (абазинцы); истории Маджара – одного из крупнейших золото-ардынских городов в XIII—XVI веках на Северном Кавказе, находившегося на месте нынешнего Будённовска – центра пересечения транзитных торговых путей из Закавказья в Северное Причерноморье и Поволжье.

Путешественник XIX века Евгений Зичи, исследователь венгеро-черкесских связей, автор работы «Миграция венгров» сделал вывод, что (цитируем по газете «Новое обозрение № 4685 за 1897 год): «Последующая история гунно-мадьярских народов говорит, что раса эта была разбита на 3 части: одна часть направилась к западу и образовала венгерскую нацию, которая сохранила свой язык в течение десяти веков, вторая – к северо-востоку и смешалась с народами того края, там, где живут ныне башкирцы; третья вернулась на Кавказ.

Во-первых, потому, что он почти в течение 8 веков служил местопребыванием мадьярской расы и, во-вторых, потому что еще, что Кавказ, – это страна, которая в течение веков служила убежищем стольких других народов, что это дает мне возможность предполагать искать именно здесь остатки древних мадьяр, сохранившихся до наших времен.

Граф Зичи сам лично нашел поразительное сходство собственных имен венгерских и некоторых из кавказских племен. Кроме всего этого, он нашел на расстоянии 150 верст к западу от Каспийского моря, на берегу реки Кумы, развалины известного в древности города по названию Великий Маджар (маленький Маджар) и маленькую территорию, название которой соответствует среднему Маджару; потом, на расстоянии 2-часового пути оттуда, находится озеро Маджар-су (вода венгерская). В 6 верстах к западу от Сухум-Кале есть река от 60 до 80 верст длиною, которая называется также Маджаром».

Вот такие исторические реалии. А ведь есть еще и бытовые! Чего хотя бы стоит пассаж об одежде черкесов. Напомним только, что фащэ с кабардинского означает костюм, платье, наряд. Ассоциируется это слово и с черкесской.

У современной адыгской поэтессы Ларисы Шебзуховой читаем: «Как прекрасна кавказская фаша – / Утонченный веками наряд. / В ней кавказская выправка наша. / В ней особый кавказский заряд. / В строгих линиях – четкость пропорций, / Благородство и скромность души. / Стать горянки, подтянутость горца. / В горской фаше все хороши!».

А есть еще песня «Адыга-фаша (черкеска)», а в ней припев: «Слава Кавказа, знамя Кавказа – адыга-фаша. / Наша одежда, наша надежда – адыга-фаша».

Раздел 593: «Князи-орки мундиром, / «фаше» щеголяют. / Все оргузы «фаше», / Тот мундир, почитают. / Честь мундира блюдут / Орки, держат фасон. / Наш «фасон» от «фаше» / Тех касогов рождён… / Те черкески уж орки / Же сорок веков / Чтут, приняв их от древних / суб-артских богов. / В тех черкесках в Суб-Арту / Хурриты служили, / В помощь хаттам, касситам, / Гиксосам ходили. (3000-1530).

Раздел 594: По весне каждый орк / Свой «фаше» обновляет, / Пред артелью узденей / В «фаше» щеголяет. / Те уздени дворянами / Орков слывут. / Все в дружине дружинники / Дружно живут… / Все уздени коня лишь / Да саблю имеют, / Саблей хлеб добывают, / Не жнут и не сеют… / Орк в мундире прекрасном / Их в битвы ведёт, / В красной яркой рубашке / Как роза цветёт! / Все уздени с восторгом / На орка взирают! / От восторга аж очи / Узденей сверкают!

Раздел 595: Коль уздень вдруг фасон / Тот похвалит, любя – / Орк рубашку тотчас же / Снимает с себя, / Узду дарит «фаше», / Кодекс чести храня! / Сам же снова черкеску / Орк шить начинает. / До того же орк старый / Фаше одевает… / Орки хуже узденей / Бывают одеты: / Быстро сшить невозможно / Черкески же эти…

Раздел 596: Но уздени хабзу, / Аретэ соблюдают, / Одеяния орков / Хвалить избегают, / Чтобы орк им рубашки / Свои не дарил, / Чтобы сам орк в рубашках / Атласных ходил… / Если орк всё ж рубашку / Дарить начинает: / Приглянулусь узденю та, / Орк замечает – / Вмиг уздень отвечает: / «Ты мне не дари, / Сам в черкеске своей ты / Прекрасной ходи»,– / Щедрость орка так узд / Ограничивает, – /»У тебя же другого / Фаше ещё нет!».

Раздел 597: …Дар принять целый час / Тот уздень не желает. / Наконец орк фаше свой / Узденю вручает. / Сам орк в старой черкеске / На битву летит – / Лишь оружие златом, / Рубином горит. / Лишь сапожки прекрасные / Маком сияют, / Золотые застёжки / Алмазом сверкают… / Эти красные только, Свои сапоги / И оружие орки / Дарить не вольны… / Все уздени чубы / Как и орки имеют. / Остальную же голову / Орки все бреют. / Гур Кансуху мамлюку / Они подражают, / В шароварах, чубах / Как Кансух все сияют.

Не правда ли, поразительное знание черкесских обычаев и традиций! Знание человеком, который по причине своих интересов и обязанностей практически не имел представления об адыгах. А ведь мы процитировали лишь малую часть – меньше 20 из сотен разделов, посвященных адыгам.

На сайте Южно-Уральского государственного университета размещена достаточно подробная биография П. Г. Назарова. Она, написанная, без сомнения, самим автором, оставляет довольно странное впечатление. Впрочем, судите сами: «Родился в 1962 г. в Саймановой долине, в Сунгурских горах, у Старомедного поселка, севернее г. Карабаш Челябинской области. …В детстве маленький Павлик никогда не играл с другими детьми и не безобразничал, но много читал или путешествовал по окрестным горам. B 1977 г. начал составление «Всемирной летописи всех стран и народов» и «Хроники правозащитного движения в СССР». В качестве источника – регулярно прослушивал около 20 зарубежных радиостанций, вещающих на русском языке. Делал ежедневные записи по каждой из 200 стран мира. К 1980 г. «Летопись...» насчитывала уже тысячу страниц».

Некая ирреальность, а если уж быть совсем откровенными – неадекватность ощущается при чтении этих строк даже несмотря на то, что они обрамлены реалиями советской действительности тех лет: школа, оконченная с золотой медалью, учеба в Челябинском госуниверситете, во время которой начал писать «Всеобщую летопись Древнего мира и Средних веков». Но трудовая деятельность в качестве лектора-международника в обществе «Знание» сменяется преподаванием бальных танцев в школе, далее учебой в аспирантуре МГУ, перестроечными событиями и непосредственным участием в них (был делегатом учредительного съезда Демократической платформы в КПСС, участвовал в защите Белого Дома от гэкэчепистов). Но, решив, что «все цели демократизации России достигнуты, ушел из политики на позиции ведической созерцательности».

Созерцательность эта тем не менее вылилась в защиту в 1991 году кандидатской диссертации, подготовку докторской («Российская артельность и промысловая кооперация (от древнерусской Арты до 1960 г.), работу в Южно-Уральском госуниверситете старшим преподавателем, доцентом, старшим научным сотрудником, а с 2002 года, после переподготовки в Институте повышения квалификации работников высшей школы по специальности вэб-дизайн и инернет-технологии, методистом по современным информационным технологиям Центра гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЮУрГУ. Потрясают финансовые фрагменты этих должностей: на четверть ставки методиста, на четверть ставки секретаря-машинистки…

Сведениями, которым уже более десяти лет, биография и заканчивается. Но на одном из сайтов мы нашли ее не очень радостное продолжение: «В самом начале Эры Водолея (считается, что эпоха Рыб закончилась в 2003 году – авт.) П. Г. Назаров был зверски замучен в системе карательной психиатрии КГБ СССР. Возможно, перед смертью он был освобождён и умер от голода или замёрз на улице, лишённый жилья, одежды и пищи.

Накануне смерти П. Г. Назаров оставался в сознании, и успел переправить часть своих книг в Интернет. Рукописи его прочих 50 томов, возможно, до сих пор ещё хранятся где-то в мрачных казематах уральских психиатрических клиник, но представляют собой лишь планы поэтических творений, а не сами эти шедевры, ибо основная часть этих поэм хранилась в памяти П. Г. Назарова, а не на бумаге. Так же лишь планами-конспектами являются размещённые тут 11-23 книги П. Г. Назарова».

«Смерть» – так озаглавлен этот раздел биографии человека, который называл себя «блаженный юродивый старец Агартис». И как будто верить сказанному надо, но верится с трудом. Уж очень много в данной трактовке эмоций при полном отсутствии фактов. А самое главное, остается неясным ответ на вопрос, что перед нами: грандиозная мистификация, бред душевнобольного человека или провидение, которое ему выпало донести нам.

В этой связи напомним значение последнего термина: провиде́ние – есть целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности.

Мы склоняемся к последнему, ибо в творениях Павла Назарова – сумасшедшего на взгляд окружающих и юродивого (то есть, мнимого безумца) по его собственному определению, есть нечто, что заставляет верить: его руками водили те, кто знает больше, чем мы, видит дальше, оценивает глубже. В силу того, что им открыто прошлое, то информационное поле, в котором собраны сведения о мире людей с его зарождения.

И в этом контексте нам кажется, что П. Г. Назарову был дан особый и редкий дар – общения с потусторонним миром посредством автоматического письма. Термин этот обозначает способность индивида писать осмысленные тексты вне сознательного контроля за этим процессом, причем не только в состоянии гипноза или транса. Ученые, изучавшие этот феномен, особенно в период увлечения спиритизмом, пришли к выводу, что «автоматическое письмо» представляет собой возникший в особых состояниях сознания доступ к бессознательному.

Таких фактов известно великое множество. Считается, что русская писательница В. И. Крыжано́вская (1861–1924) создала свои произведения (множество исторических и оккультных романов: «Два сфинкса», «Железный канцлер древнего Египта», «Сим победиши», «Геркуланум», «На соседней планете», «Адские чары», «В ином мире». «Дочь колдуна», «В царстве тьмы», «Мертвая петля» и др.) методом автоматического письма.

Мало кто знает, что британец Вальтер Скотт свои романы начал писать в пятидесятилетнем возрасте, причем создавал их с невероятной скоростью. Осталось свидетельство одного из современников, Уильяма Лейдло, который рассказывал, что «в его присутствии за неполных три часа были написаны без исправлений и помарок более сорока страниц убористого текста».

Сам Вальтер Скотт утверждал: «Порой мне кажется, что рука у меня пишет сама по себе, независимо от головы». А вот что писал доктор теологии Самуэль Никольсон в статье «Явленные шедевры»: «Нет сомнения, что наш великий соотечественник находился под постоянным влиянием какой-то светлой сущности, направлявшей его труды. Правы были современники, считавшие создание такого количества произведений физически невозможным. Лишь высочайший духовный порыв, не всегда осознаваемый самим творцом, позволил сделать это. Ему сопутствовала помощь каких-то высших сил, которые осуществляли особое предначертание».

Впрочем, зачем далеко ходить – феномен автоматического письма помогает творить и одному из жителей нашей республики, создавшему за последние годы целый цикл произведений по истории адыгов, вышедших (в силу его материальных возможностей) отдельными книгами. Мы видели написанные им собственноручно рукописи – солидные кипы листков, заполненных строчками сверху донизу без всякого намека на знаки препинания. Более того, провели своего рода эксперимент, когда в нашем присутствии означенный имярек мгновенно, опираясь на кодовые слова, создал афоризм, из него – стихотворение, а последнее воплотил в притчу. Готов был писать и дальше – произведения более крупных форм… (И, к слову, пишет, одно за другим).

Кстати, кодовые слова были такими: колесо, время. А афоризм, родившийся на их основе, звучал так: прошлое – это ось, которое крутит колесо будущего. Оцените.

…Нам никогда не узнать, кто водил рукой Павла Назарова, восстанавливая перед ним вехи истории адыгов, как и то, сколько в этих хабарах правды, а сколько выдумки. Но сам факт, что народу этому посвящена целая книга в созданной им грандиозном (от себя добавим – непонятом современниками) труде о ведической Артерте, говорит о многом.

Виктор Котляров.


«Все адыги от антов идут», или о том, как «цвела Кабарда – тоже это адыгов страна»
 (голосов: 0)
Опубликовал admin, 28-09-2016, 15:13. Просмотров: 396
Другие новости по теме:
От Шоры Ногмова к Марине Фёдоровой и Мурату Пшикану: «Анты – адыгское племя ...
Габор Балинт, венгерский полиглот – автор черкесского словаря
«Адыгэ Хасэ» КЧР: К происхождению этнонимов «черкес» и «кабардинец»
О «Велесовой книге», древних руссах и адыгах, наследниках Атлантиды
Дзагалов: Проникновение черкесов на территорию Украины началось в десятом в ...