Архив сайта
Август 2017 (32)
Июль 2017 (42)
Июнь 2017 (68)
Май 2017 (66)
Апрель 2017 (68)
Март 2017 (37)
Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Поименный список тех, кто принял участие в закреплении за адыгами экзоэтнонима «черкесы»

Несмотря на то, что адыги упорно называли себя «адыгэ», иностранцы издревле и упорно именовали их «черкесы».


Джантай Чэтэхъожъыкъо: «Виновники» закрепления за адыгами экзоэтнонима «черкесы»





























Спрашивается – неужели трудно было называть их «адыгами»? Единственное им оправдание – они следовали более древним традициям, следы которых теряются в далёком прошлом. Очевидно, что они точно знали, что адыгов издревле окружающие их народы именуют «черкесы» и потому не желали показаться несведущими, невежественными, т.е. у них не было выбора.

1. Бертрандо де Мижнанелли (1370-1455): «В то время, когда Баркук был мальчиком в его родной стране, что близ Русии, в области Зиха (Zicha) или Чиркассия (Circassia), она имеет оба названия, он... был обманом похищен пиратами и продан торговцу невольниками».

2. Иоанн де Галонифонтибус (1377-1423): «Страна называемая Зикией или Черкесией расположена у подножья гор, на побережье Черного моря. Эта страна граничит ... с Татарией – на севере, с Каспийскими горами – на востоке и с Грузией или Абхазией – на юге».

3. Джосафат Барбаро в 1487 г.: «Эти черкассы называют себя адиге. Греки и итальянцы называют их цихами, русские – ясами. Они были также известны под именем ас. Еще теперь жители Тамани и других островов известны у русских под именем ясы. Татары называют их адаларами, турки – кара-черкеслер. Они разделяются на различные племена, как, например, ада, агьяни, бошадух, хатукай, кемергуй, беслини и т. д. У них есть три сословия: дворяне, вассалы и рабы. Они говорят на языке, немногим отличающемся от диалекта их соплеменников в обеих Кабардах; но от языка авхассов, в основе родственного ему, он отличается до полной непонятности. Вообще же он не имеет никакого родства ни с одним языком в мире. Он очень гортанен, но не неприятен».

4. Джорджио Интериано (Одна из первых печатных книг в истории мира – издана в 1502 г. в Венеции): «Зихи – называемые так на языках: простонародном (Volgare – т. е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют – «адига».

«Язык их трудный – отличающийся от языка соседних народов и сильно гортанный»

"Зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамелюками и эмирами, которые большинство которых... их племени». «Каждый день они бьются с татарами, которые окружают их со всех сторон».

«Горстка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и сами они выказывают больше храбрости».

4. Эвлия Челеби (1611-1682), османский путешественник: ... Этот народ побратался с черкесским племенем по имени шегаке, взял девицу черкесов, не отдавая, впрочем, своих, и породнился с черкесами.

... Описание пшуко черкесов шегаке. В этой местности находится ставка бея шегаке, которая на языке черкесов называется «пшуко». О месте, где живет бей, говорят «пшуко», в смысле «ставка».

... Пшуко земли черкесского племени Жане, то есть ставка бея народа Жане.

... Кабак Педеси. Это также благоустроенное селение из трехсот домов в стране хатукай-черкесов, у подножия горы Оюз.

... О том, почему это черкесское племя называют адами, рассказывается следующее. В скалах, расположенных по направлению к кыбле от описанного гигантского дерева, находится ряд громадных пещер...

... Из описания языка черкесов Мамелюке : Зе – 1, тук – 2, си – 3, пеле – 4, туф – 5, ми – 6, бели – 7, би – 8, бугу – 9, пеши – 10; имя Аллаха...; чаку – хлеб; песи – вода, эл – мясо; куя – сыр; к[ы] – свинья; мел – баран; педжин – коза; сене – ягненок; ши – конь; шиди – осел;

5. Абри де ла Мотре (около 1674-1743 гг.) Путешествие господина А. де ла Мотрэ в Европу, Азию и Африку.

«...последний татарский хан, брат царствующего, был низложен и изгнан около десяти лет тому назад за то, что он имел несчастье потерять свыше 40 000 татар, которые были разбиты вследствие военной хитрости черкесов».

6. Ксаверио Главани (Описание Черкесии. 1729. ): «Черкессия делится на 14 округов, самостоятельных каждый в своих границах. Она ни от кого не зависит и состоит под покровительством крымского хана настолько, насколько сама признает это для себя удобным; в случае предъявления им каких-либо чрезвычайных требований, отвергает их без стеснения».

«Черкессия ни от кого не зависит и состоит под покровительством крымского хана настолько, насколько сама признает это для себя удобным; в случае предъявления им каких-либо чрезвычайных требований, отвергает их без стеснения. Так было, например, в 1723 году. Хан хотел обязать провинцию Кабарта, самую значительную из всех, давать ему большее число рабов, чем было установлено. Народ взялся за оружие, произошло кровопролитное сражение, татары были разбиты наголову, сам хан едва успел спастись и потерял свои сапоги…»

7. Иоган Густав Гербер 1728 год: «Черкесы горские. Язык (имеют) свой особливой черкесской. Арапы называли черкесов горских мамляхи (мамлюки), которым именем турки и ныне оных называют, которое слово европейцы попортили и к своим выговорам склонили, и их называли гистории мамелуками, как оные Эйпским (Египетским) королевством владели, у которых турки отняли».

Черкесы (адыге, адехе) живут на северных склонах Кавказских гор, а также на равнинах от крепости Анапа до места слияния Терека с Сунжей.

Но 20 лет тому назад черкесы решили сложить с себя эту повинность и умертвили крымских доверенных, посланных для осмотра, со всей их свитой

8. Французский консул в Крыму М. Пейсонель (умер 1762г.), хорошо знакомый с положением дел на Кавказе, писал: «Черкесы живут приблизительно так же, как и ногайцы: у них нет ни городов»…

«Черкесы должны быть рассматриваемы скорее как данники, нежели как подданные Крымского хана. Некоторые ханы делали страшные усилия, чтобы покорить совершенно эти народы, подчинить их тем же законам, какие существуют в Крыму и особенно принудить их к военной службе. Но усилия эти остались безуспешными».

«Племена черкесов – Ада, Адеми, Бестени, Бусадиг и Кемиркеи единственные, у которых магометанство утвердилось более или менее прочно».

«Черкесский язык очень древний, он употребляется во всей Черкесии и Кабарде от Азовского до Каспийского моря. Он не схож ни с одним языком в мире…

Возможно, что на этом языке говорили древние языги, которые населяли северное побережье Меотиды, и языги-метанасты, которые вторглись в Паннонию и покорили ее».

9. Иоганн Антон (Антонович) Гюльденштедт (1745-1781) – естествоиспытатель и путешественник из балтийских немцев, совершил путешествие по Кавказу в 1770-1773: «Жители «провинции Черкесия или Черкессен» «называют себя и свою страну Адиги, турки и татары – Черкес – грузины Черкесиани – русские Черкесси, немцы – Черкесиен, а осетины Казах, которое, может быть, во времена императора Константина было общим названием»

«Черкесы суть народ особливый, который, сколько явствует из языка и прочих обстоятельств, кроме абхазов, своих соседов, ни с каким другим сродства не имеют. Оба народа говорят одним коренным языком, столь различными наречиями, что они без навыка друг друга не разумеют»

10. Николаас Витсен (1641-1717) – голландский политик, предприниматель, картограф, бургомистр Амстердама. «Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары».

«... черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке».

«Пятигорские черкесы, или черкесы с пяти гор, граничащие с крымскими татарами, живут в горах. У меня нет никакого доказательства того, что они татары. Они белы лицом и телом, это свидетельствует о том, что это люди другой расы».

11. Бальби Адриан (1808 год публикации, умер позже) Итальянский географ: «Черкесский язык, употребительный у Черкасов или Черкесов, коих истинное имя есть Адиге (Адиж). Они, кажется, суть Zyges Страбоновы, Zuchoi Перипла Аррионова, Sychen, Zyches, или Zeches Византийских писателей. Сии Зихи или Черкесы занимали в средние веки весь берег Азовского моря от устья Дона до Боспора Киммерийского; они теперь самый многочисленный народ в Черкессии»

12. Рафаэль Скасси, итальянский дипломат, коммерсант. (посетил Черкесию в 1811-м, 1828 гг.): «Мы в Европе знали эти народы под общим именем Цирцассиенс. Русские называют их черкесы… Осетины и менгрелы называют черкесов «кезехи» или «казахи», что напоминает об употреблявшемся византийскими историками названии «Казахия». Интересно, что черкесы сами себя называют только «адыги»

(Adigheu); мы не находим следов этого имени в том, что оставили нам историки древности. Имя черкесов должно, вероятно, происходить от «керкеты».

13. Якоб Рейнеггс (XVIII в.) пишет, что «На западном отроге Баксана живут «чиркасы, черкесы и кабардинцы (черкесы)»: «Судя по внешнему облику, они смешанного происхождения, которое сейчас неизвестно им самим... Настоящие, природные черкесы хорошо сложены, стройные и красивые, имеют выразительное лицо и гордый вид; нечистокровные, напротив, совершенно похожи на татар и в них невозможно обнаружить и намека на дворянскую гордость».

«Черкесы, или рассматриваемые вообще кабардины, хорошо сложенные, крепкие люди; смелые, неутомимые, ловкие, надменные, хорошо владеющие оружием как на коне, так и в пешем виде».

14. Клапрот Генрих-Юлиус (опубликовано 1808 г.) Русский академик, полиглот: «Зихия – это страна черкесов или сиркасов вдоль Черного моря».

«Затем следует Казахия или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины еще и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы – казаками (kasak). Это кассоги (kassoghi) русских летописей».

«Карачаи, что означает «черная речушка», прозваны черкесами «каршага кушха», а мингрелами и имеретинцами «карачиоли». Татарами они именуются кара-черкес, или «черными черкесами», так как подвластны черкесскому народу…».

Бесленеевцы и черкесы принадлежат к одному и тому же племени, и их князья родственны кабардинским князьям; их общим родоначальником был Канука. Таким образом, Зихия – страна, лежавшая вдоль побережья от Босфора до юга от Сухум-калы и населенная когда-то полностью черкесами.

15. Жан-Шарль де Бесс венгр, историк, путешественник (1799-1838 гг.) «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию ...»: «Черкесский язык весьма распространен на Кавказе; кроме того, на этом же языке говорят и абазы...»

«Эта многочисленная и храбрая нация образует десять республик, или народностей: 1. Натухайцы; 2. Шапсуги; 3. Абадзехи; 4. Бжедухи; 5. Убыхи; 6. Хаттукайцы; 7. Абазы; 8. Бесленеевцы…»

«Предметом роскоши у черкесов считается прекрасное оружие, за которым они следят с величайшим тщением.

«Когда черкесы одевают парадную форму, они носят кольчугу, называемую «афех», маленький шлем «кипха»...

17. Джордж Эллис (1753-1815) – сотрудник английского представительства в Москве в 1778-1788 годах. Опубликовано в 1788. Опубликовано на французском 1798 г.

Черкесы. Этот народ занимает следующие округа: Большая Кабарда, Малая Кабарда, Беслен на реке Лабе, Темиргой на реке Шагваша, Абазех на реке Пшаха, Бжедух, Хатукай, Бшана на реках Хурса и Коркой. Этот народ занимает территорию, которая имеет в длину около 10 градусов, и, вследствие своей храбрости и военного гения, мог бы сделаться весьма могущественным, если бы все народности, составляющие его, были объединены под главенством одного руководителя. Но этот горский народ совершенно забыл о своем едином происхождении и быстро разделяется на враждебные племена. Это дробление и является причиной тому, что кубанские черкесы к настоящему времени значительно утратили свое былое могущество...

Однако черкесы Кабарды, хотя и отделились от других своих соотечественников, все еще являются наиболее могущественными на северных склонах Кавказа.

«По имени, которому черкесы сами себя называют – адыги, возможно, что это агеды, которых Плиний упоминает как один из кавказских народов. Позднее они, кажется, были включены в число многих народов под именем аланов, которые были покорены гуннами, а затем хазарами – нацией татарского происхождения, в которую они вошли под названием «кабары».

18. Иоганн Готлиб Георги (1729–1802) – немец, этнограф, путешественник, академик Российской Императорской академии наук: «Сами себя и землю свою они называют адиги, россияне же и грузины, так же как и татары, называют их черкесами, или черкессианами, а землю их Черкесией. Германцы именуют их черкасами. Сами по себе составляют они многочисленный народ, могущий поставить на войну около 20 тыс. конников».

«Мужское их одеяние весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают».

За ними находится округ, называемый Бесскессек-Абаза; жители его переселились из Абазы и отдались под покровительство черкесов.

19. Иван Фёдорович Бларамберг (1800-1878) русский генерал: «Черкесы (адыге, адехе) живут на северных склонах Кавказских гор, а также населяют долины от крепости Анапа до слияния Терека с Сунжей. Черкесов можно разделить на две ветви, а именно: кубанские черкесы и кабардинские черкесы, которых также называют кабардинцами».
«Черкесы,... сами себя именуют адыге, или адехе».

20. Фредерик Дюбуа де Монпере (1798-1850) – швейцарец французского происхождения, археолог, путешественник, этнограф, натуралист. Путешествовал в 1831-34 годах, «Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и в Крыму»:

«Не только грузины, народ такой же древний, как сама история, не знали других названий, кроме «джихи» и «Джихетия», которыми они называли морской берег Черкесии и его обитателей, но, по-видимому, и сами черкесы не знали никакого другого своего национального наименования, кроме «Adighes», как они себя и называют. Измененное под влиянием греческого языка «Zyghes» представляет, вероятно, истинное местное название, затемненное впоследствии греческими названиями «ахеяне» и «гениохи», а также «керкеты», - племени, которое стало известно благодаря своему соседству с Босфором».

«Если бы я с большей смелостью мог судить о путях провидения, я подумал бы, что его намерением было воссоздать, обновить другие вырождающиеся расы смешением их с прекрасной черкесской нацией...»

«За Кубанью и Тереком, на северной стороне горы Кавказа, находим славное племя Черкесов. Их можно разделить на два класса: на Черкесов Кубанских и на Кабардинских, называемых иногда Кабардинцами. Красотою и ловкостию отличаются они от всех племен Кавказских. Мужчины имеют стан Геркулеса и небольшие ноги; они крепки мышцами и с удивительным искусством владеют саблей. Белизна тела, темно-русые или черные волосы, правильное очертание лица, стройный стан и опрятность, столь выгодная для красоты природной – вот что, говорят, заставляет удивляться Черкешенкам и в самой Европе».

21. О. В. Маркграф (1882 год): «Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла, уздечки и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется «кабардинским» или «черкесским».

22. Генрих-Юлий Клапорт: «Достойный примечания народ, известный россиянам под именем черкесов, называет себя Адиже; он обитает ныне в Большой и Малой Кабарде и по берегу многих в Кубань впадающих рек, до Анапы и Черного моря. Название Черкес происходит от татарского слова, которое должно быть составлено из Чер (дорога) и Кесмен (отрезать). И так Черкес означает человека, отрезывающего дорогу, т. е. разбойника». «Черкесской язык совершенно отличен от всех прочих…»

23. Дельпоццо И. П.: «Язык черкесский с татарским ни в одном слове не сходствует».

24. Эдмонд Спенсер – «Путешествие в Черкессию» (1830г): «Черкесы называли свое отечество и самих себя Атехей». «Черкесы и абазины в своих преданиях говорят, что страна, перед тем, как их раса заняла ее, была населена народом столь маленького роста»...

25. Жак-Виктор-Эдуард Тэбу де Мариньи (умер 1852 г.). Книга «Путешествие в Черкессию» – путешествовал с 1823-33 гг.: «Осетины и мингрелы называют черкесов «кезехи» или «казахи», что напоминает об употреблявшемся византийскими историками названии «Казахия».

Интересно, что черкесы сами себя называют словом «адиге», которое совсем не встречается у известных нам античных авторов. Название народца «абазех» является искажением названия «абаза» и происходит, несомненно, от слова «абасса», так же как «чиркасы» или «черкесы» – от «керкетов», и, может быть, «нутахаи» происходят от «ахеев».

Интересно, что черкесы сами себя называют только «адыги»; мы не находим следов этого имени в том, что оставили нам историки древности.

26. Мориц Вагнер (1848): «Черкесская знать, т. е. уорки-рыцари, составляют самое большее пятую часть, а, по мнению некоторых знающих русских, может быть, только десятую часть многочисленного народа адыгэ...»

27. Карл Тауш: «Описание черкесских закубанских племен, принадлежащих к правому флангу Кавказской линии, именно: абадзех, шапсух, натухажцев и абазинцев»

28. Курапов С.В.: «Черкесы, по распространенным русским понятиям, разноплеменные, но родственные по языку и по быту, западногорские народности Кавказа. Греки узнали Церкетов и Зихов задолго до Р. Хр. Греческие географы указывают их там же, где Черкесы проживают и на настоящее время. Имя Зихи, очевидно, явилось результатом упрощения на греческий лад их настоящего имени Адыге: Адзиге, Дзиги, Зиги, Зихи».

29 Фадеев Р.А.: «Вся западная группа Кавказа занята многочисленным народом адыгов, обыкновенно называемых черкесами».

30. В. П. Пожидаев: «Есть основание думать, что нынешние прикавказские адыги, или черкесы, как их многие называют, жили и живут на своих местах с незапамятных времен.

Первый раз имя черкесы мы находим у Скилакса Карианденского то есть за пять веков до нашей эры. Скилакс помещает их вдоль северо-восточного берега Черного моря рядом с Меотами и Синдами, недалеко от Синдской гавани ...

Древних адыге знали не одни греки, их знали и далекие мидяне-персы, которые их называли tcherikass, Шерикас, что по определению Эркерта означало Воин. У своих ближайших соседей абхазцев – абсуа (древние Гениохи по Гулия ) адыги или черкесы известны под именем Азы или Азук, что наши кавказоведы Лопатинский, а также и Дирр и другие согласно объясняют словом «вода», откуда адыги или азыги однозначно жители приморья или поморяне».

31. James Stanislaus Bell: «Самоназвание и язык черкесов – «Адыгэ»... Этот язык используется от восточных окраин Кабарды до Черного моря включая провинцию Абадзах».

32. Военная история Грузинского гренадерского Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича полка.: «Племя Адиге, более известно целой Европе под именем Черкасского, занимает пространство по обоим скатам главного хребта гор между Кубанью, Черным морем и границами Абхазии».

33. А. Ф. Швейгер-Лерхенфельд: «Округа и долины высоких гор Северного Кавказа близ Кубанской области, а отчасти включая и последнюю, были заняты до завоевания их русскими, черкесскими племенами или иначе адыгами».

34. И. Дебу: «Черкесы многочисленный и знатнейший народ ... Черкесы разнятся от всех народов особливым своим языком, который ни с каким другим из известных теперь, кроме абххазского, немалого сходства не имеет. Они сами себя называют Адиге; турки ж и татары зовут их Черкас, Грузинцы – Черкессиане, Осетинцы или лучше сказать Оссы их Казахе именуют».

35. Савельев Е. П., «Древняя история казачества»: «Название черкесов, которые сами себя именуют «адигами», происходит от персидского слова «серкеш»... значит – «неподвластный, бунтующий, вольный».

34. В течение VIII-ХII веков черкесы упоминаются русскими и греческими историками под именем казаков, которое дали им их соседи – осеты. Арабы называли их мамлюками, грузины – черкесианами, татары и европейцы – черкесами и чиркасами. "

35. Матвей Меховский: «В этом месте, вплоть до реки Мерулы, впадающей в Понт, находятся горы, на которых живут черкесы или цики (зихи). В надежде на неприступность гор они не повинуются ни туркам, ни татарам».

36. А. Дюма: «Красота Черкесии своеобразна, красота силы и сурового могущества! ..
Адыгское или черкесское племя населяет пространство от горы Кубани до устьев реки Кубани, потом тянется до Каспийского моря и занимает Большую и Малую Кабарду».

37. Иван Федорович Бларамберг: «Черкесский язык полностью отличается от других известных языков; на совершенно чистом черкесском языке говорят в Большой и Малой Кабарде и в племени бесленеевцев, которые проживают вблизи Лабы; другие же черкесские народности, обитающие за Кубанью и вплоть до побережья Черного моря, говорят на диалектах, в большей или меньшей мере отличающихся от коренного языка. Произношение в черкесском языке является одним из самых трудных в мире, и выразить полностью все имеющиеся в нем звуки невозможно с помощью ни одного из известных мне алфавитов».

38. Юлиан Венгерский: «Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика. Народ Zich или Sich – черкесы, адыгэ, некогда занимали западные склоны Кавказа, но им же принадлежала и равнина р. Кубани и большая часть Кабардии».

39. А. Берже: «Черкесы, называющие себя Адиге, населяли в древние времена западную сторону Кавказа и Крымский полуостров и были известны Грекам под названием Зихи».

40. Е. П. Савельев: «Греческое название этого народа, историки переводят как Ясиги, Яциги, Азиги, Языги и Зыхи, Зихи, Зиги, а иногда и Сиги, даже Циги, Цинги и Цихи. Это не совсем верно. В греческих подлинниках после начальной буквы А стоит дзета, произносимая как ДЗ. Правильное произношение этого названия по-русски будет с начальной А – Адзиги или Адиги, каковым именем и теперь себя называют нынешние черкесы».

41. Л.Г. Лопатинским (1891): «Под словом керкеты нетрудно узнать название черкесы, даваемое адыге русскими и другими народами…»

42. Е.Г. Вейденбаум (1900): «Вероятнее всего, – писал он, – что слово черкес имеет связь с названием керкет, которое древние географы (Скилакс, Страбон, Плиний) давали обитателям кавказского берега Черного моря. Есть основание полагать, что генуэзские купцы, основавшись на Кавказе, возобновили классическое название керкет в форме circassi, откуда и возникло турецкое черкес, распространившееся по всей Европе и М. Азии».

43. Л.И. Лавров.: «В основе слова «керкет» лежит кабардино-шапсугская фонетика. Мегрельская речь, через которую этот термин проник в грузинский язык, является шипящей, и поэтому вполне закономерна переделка «керкета» в «черкези».

44. Г.А.Меликишвили: «В северо-восточной части Малой Азии в хеттско-неситскую эпоху активную роль играли племена кашков (kaska), наименование которых давно уже сближают с засвидетельствованным в древнерусских, древнегрузинских, арабских источниках племенным названием черкесов (адыгейцев) – косог, kasag, kesag». Эту точку зрения разделяют З.В. Анчабадзе.

45. Е. Фелицын: «Народ, известный у нас под этим общим именем черкесов, сам себя называет адыге…»

46. Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Название Черкесы дано им окружающими их народами; сами же себя они всегда называли адиге».

47. Щербина Ф.А.: «Дело в том, что черкесский язык очень беден количеством слов и невероятно труден по выговору... Он, по выражению Попко, создан только для таинственных разговоров прикубанского трепещущего листьями осокоря с полуночным ветром, да закубанских джигитов между собою, когда они таинственно, под покровом ночи, пробираются, как тени, укромными местами в казачьи владения».

50. Ф.Ф. Торнау: «Восточный берег Черного моря населен двумя совершенно различными племенами: от Анапы до реки Саше живут натухайцы и шапсуги, принадлежащие к племени, известному у нас под именем черкесского, или адыге, как они сами себя называют; от Саше до устья Ингура морской берег занят абазинами, называющими себя «абсасуа».

51. Александров Н. А.: «Черкесы, как их называли некогда турки или персияне, значит разбойники; сами же себя черкесы именуют словом адиге, что означает благородные».

52. И. Павловский: «Черкесы или, как они себя называют – Адиге, обитают по северо-западному склону Кавказских гор, на левой стороне р. Кубани до Черного моря, и почитаются первобытным племенем Кавказа. Отличительные черты Черкесов суть: крепкое телосложение, широкие плечи и грудь, продолговатое и выразительное лицо ...»

53. Дубровин Н.: «Черкесы сами себя называют адиге что, на всех наречиях этого племени, означает остров. Происхождение названия черкес объясняют различно ...Откуда бы ни произошло название черкес оно стало, однако, у нас гораздо популярнейшим и более употребительным, чем слово адиге, служащее выражением одинаковости происхождения и одноплеменности многих отдельных поколений черкесского народа, которые не отличаются, друг от друга, ни языком, ни нравами и обычаями».

54. Т. Макарова. «Племя адиге»: «… дагестанцы и все остальные жители Закавказья называют черкесов саркяс, что означает сорви-голова, головорез».

55. Ж- Шарден: «От пролива Палус Меотийского до Мингрелии тянутся на шестьсот миль гористые холмы. Эти горы все очень красивы, покрыты лесами и населены черкесами. Турки называют эти народы «черкесами» или «керкесами». Древние называли их общим именем заги (зихи), а также жителями гор. Они не являются ни подданными, ни данниками Порты...»

56. Дмитрий Кантемир: «Абазы живут на побережье Черного моря, по языку и обычаям не отличаются от черкесов. Солдаты в египетскую армию набирались со всего света; особенно много в ней было черкесов, нации очень воинственной…»

«Даже те из черкесов, которые родились среди татар, не имеют ни облика, ни характера этого народа, и, если бы кто-либо назвал их прекраснейшим из всех восточных народов, он не слишком отклонился бы от истины. Они всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар». «Эти люди настолько храбрые, что, по уверению самих татар, насколько 10 крымцев сильнее 15 буджакан, настолько 5 черкесов сильнее 10 крымцев».

57. Аноним, нравы и обычаи кабардинцев: «Кабардинцы более известны европейцам под названием «черкесы». Они занимают северные склоны Кавказа и распространяются до реки Кубань».

58. Петер-Симон Паллас: «Князья на черкесском языке называются пши, по-татарски – бей; дворяне по-черкесски называются орк, по-татарски уздень. Крестьяне или бедные –соответственно тхокотлъ и чагар».

«Кабардинцы ... проживали в Крыму, что становится очевидным из некоторых названий, существующих на полуострове до настоящего времени. Верховье реки Белбик в Крыму и сегодня называется Кабардой, и вся прекрасная область между Кабардой и Качей продолжает называться татарами Черкес-Тюз. Имя этого народа сохранилось и в горных укреплениях, называемых Черкес-Кермен, остатки которых можно наблюдать и сегодня. Сейчас уже невозможно установить, когда они распространились до берегов Кубани и до Бештау. Они называют себя, как и черкесы, общим названием «адыге». Возможно, они керкеты Страбона, или, если те не были их предками, это могут быть те черкесы, которые будут упомянуты в дальнейшем».

59. Броневский С. Б.: «Черкесы или черкасы, чаятельно Страбоновы Керкеты, известны у восточных писателей под именем Керкасъ или Геркасъ, о коих упоминают они как о народе Христианском ...» «Черкесы сами себя называют Адыги и Адале, что значит на турецком языке островитянин».

60. Якубович А.: «Абазехи происхождения Черкесского, населяют лесистый разряд гор в вершинах рек Фаза, Шагуши и Спага, разбросаны хуторами по непроходимым лесам и топям, живут в рубленых деревянных, довольно обширных домах…»

61. Филипсон Г. И.: «Итальянским писателям средних веков карачаевцы известны под именем Карачиоли, а Туркам Кара-черкес. С племенем Адиге, которое мы и Турки называем Черкесами, Карачаевцы ничего общего не имеют, но слог Кара в их имени указывает на их порабощение ... Ни одна речка в их земле не называется Кара-чай или Кара-су».

62. Торнау Ф. Ф.: «Племя черкесов, говорящее несколькими наречиями коренного черкесского языка, заселяет берег Черного моря от р. Саше вверх до Анапы и все пространство земли между Кубанью и Главным хребтом Кавказских гор».

«Черкесы адыге, отличаются перед другими горцами религиозным фанатизмом и молодечеством на войне и в хищничестве – две отличительные черты характера их, бывшие долгое время причиною непокорности и упорства, с которыми они держались против натиска русских войск».

63. Сталь К. Ф.: «Черкесы или адыге живут к западу от осетин. Народ этот занимает на северном склоне Кавказа, самую наибольшую его часть».

«... все адигские народы в физиологическом отношении принадлежат одному племени, имеют один общий язык. Везде вы встречаете одно и тоже очертание лица, сложение черепа, ту же телесную красоту, силу и умственные способности».

64. Дьячков-Тарасов Н.: «От левого берега р. Кубани, начиная с верховья р. Урупа до устья Кубани, в долинах и горной полосе проживали горские племена, известные нам по летописи Нестора, под именем «Косогов», а впоследствии известных под наименованием «Адиге».

65. А.М. Дирр: «Народ черкесов жил на обоих склонах Главного хребта подразделялся на разные племена: натухайцы, шапсуги, абадзехи, бжедуги, гатюкайцы, бесленеевцы, махошцы, темиргои, жаневцы, егерукои, кяхи и хегак».

66. Карлсгоф Н.: «Народ Адиге, который населяет большую часть этого пространства более известен под названием Черкесов и разделяется на большое число племен, имеющих разные наименования. Вот сильнейшие из этих племен: Натухайцы, Шапсуги, Бжедухи, Абадзехи, Кабардинцы».

67. Юхотников Ф.: «При помощи черкеской азбуки, составленной одним Абадзехом, некоторые молодые люди и решились записывать свои песни и предания... Лишь только составлена песня, певцы отправляются в аул, где к тому времени приготовляется торжественный пир, в начале которого поется вновь составленная песня. Здесь, по всеобщем одобрении, певцы получали награды, и песня разносилась ими по всему пространству, обитаемому многочисленным племенем Адиге».

68. Тепцов В. Я.: «Карачаевцы составляют особое племя, резко отличающееся от других соседних с ними племен. Между ними и черкесами, обитающими к западу от них, или кабардинцами – их северными соседями, ничего нет общего».

69. И.Н. Захарьин (Якунин): «Собственно черкесов составляют одни только адыгейцы, самое красивое племя из кавказских горцев. Они подразделяются на многие племена, из которых натухайцы и шапсуги занимали ближайшие к нашим бывшим границам земли – от Анапы до речки Вардин».

70. Военно-статистическое обозрение Российской империи, том XVI: «Между Кубанью и рекою Шахе прибрежный край населен племенем Адиге, известным более под именем Черкесов... Язык Адиге совершенно отличен от языка прочих Кавказских народов и включает в себе много букв губных и гортанных».

71. Ольшанский М. Я. «Не только по отзыву ориенталистов-филологов, но и по заявлению самих жителей Кавказа, черкесский язык считается самым трудным по произношению ...»

«Отчего же мы, русские, все население Кавказского хребта принимали за один народ? Оттого, что мы прежде всего познакомились с черкесами и вообще с жителями Западного Кавказа, которые в совокупности с крымскими татарами беспокоили южные пределы нашей империи... Они называли себя или «адыге» или по именам тех обществ, к которым принадлежали; а эти последние преимущественно назывались по именам своих родоначальников».

72. Л. Я. Люлье: «Черкесским языком говорят, с малыми оттенками, все племена Адыге, живущие на северной покатости Кавказского хребта от Терека до устьев Кубани и вдоль восточного берега Черного моря ... Язык черкесский не имеет никакого сходства с прочими наречиями Кавказа, ни даже с татарским ...»

73. Савельев Евграф: «Греческое название этого народа, историки переводят как Ясиги, Яциги, Азиги, Языги и Зыхи, Зихи, Зиги, а иногда и Сиги, даже Циги, Цинги и Цихи. Это не совсем верно. В греческих подлинниках после начальной буквы А стоит дзета, произносимая как ДЗ. Правильное произношение этого названия по-русски будет с начальной А – Адзиги или Адиги, каковым именем и теперь себя называют нынешние черкесы».

74. Энтони Дженкинсона: «Чиркасы пятигорские считают себя христианами и имеют особенный язык. Опытны в военном деле, а для великолепных похорон родственников собираются многочисленные погребальные процессии и в память умерших обрезают часть уха».

75. Угринович К.: «На этой-то местности, которая с одной стороны препятствует движениям наших войск, а с другой доставляет своими полями и пастбищами средства существования Горцам, удержались независимые племена, известные под общим названием Черкесов или Адыге, числом до 300,000. Важнейшие племена суть: Абадзехи, Бжедухи, Натухайцы, Шапсуги. Часть этих племен занимает и противоположный склон хребта до Черного моря и границ Абхазии».

fond-adygi.ru
 (голосов: 5)
Опубликовал admin, 6-12-2016, 12:15. Просмотров: 1822
Другие новости по теме:
Об изначальном значении этнонимов «адыгэ» и «абадзэ»
Руслан Кеш: Река Бзыбь – историческая граница между Черкесией и Абхазией
Термин «абаза», его употребление в черкесском и абхазском языках
Черкесская молодежь: «Один народ – одно название – одно будущее»
К границам выделяемой русскими и неизвестной для черкесов Малой Кабарды