Архив сайта
Апрель 2021 (12)
Март 2021 (32)
Февраль 2021 (30)
Январь 2021 (32)
Декабрь 2020 (35)
Ноябрь 2020 (30)
Календарь
«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


В тех географических пространствах, которые являлись местом передвижения различных народов, всегда происходил интенсивный диалог их культур. Такими регионами были Малая Азия и Кавказ.

Тысячелетия духовного мира адыгов (черкесов)





























Многие их обитатели имели одинаковые корни и были связаны генетически. Ими были хатты, каски Малой Азии и синдо-меотские племена, которые проживали на Северном Кавказе. Свидетельством этому являются самые разнообразные данные археологии, лингвистики, этнологии и мн.др. Все эти племена были предками адыго-абхазов.

Прежде чем проследить те глубокие процессы, которые произошли в этнической истории древних предков адыго-абхазов, проживавших в районах Малой Азии и Кавказа, необходимо, на наш взгляд, показать, как произошло обособление основных праязыков еще в глубокой древности.

Лингвисты предполагают, что обособление праязыков произошло на Ближнем Востоке примерно в XV-XII тысячелетиях до н.э. Именно в этот период три таких обособленных праязыка – сино-кавказский, ностартический и афразийский – разделились на три зоны: восточную, западную и северную. Именно западные сино-кавказцы были предками бурушасков, басков и хатто-хурритов.

В IX-VIII тысячелетиях до н.э. предки басков мигрировали в Западную Европу через ее центральную часть. Протобаски жили в регионах, где сейчас находятся Испания, Франция, Италия и Британия. Здесь они жили совместно с палеолитическими обитателями этого региона. Часть сино-кавказцев в VII тысячелетии до н.э. эмигрировала в Китай, Тибет, а оттуда в VI-V тысячелетии кеты заселили бассейн Енисея. В этот же период атабаски обосновались на Аляске и в Канаде, хопи и новахо заселили Калифорнию.

Следует здесь отметить, что этим миграция сино-кавказцев не ограничилась. Часть из них в VII тысячелетии до н.э. заняла Среднюю Азию, а оттуда мигрировала в сторону Индии. В частности, в Кашмире обосновались бурушаски, в Центральной Индии – нахали, а в Гималаях – кусунда.

Оставшиеся в Малой Азии сино-кавказцы разделились в VI тысячелетии до н.э. на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы. Хатто-ашуйцы изначально жили в северной части Малой Азии и на востоке Балканского полуострова. Ученые зафиксировали на Днепре топонимы северо-кавказского происхождения. Носители прозападнокавказского языка проникли в IV-II тысячелетии до н.э. на Балканы через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. Об этом говорят те многочисленные параллели, которые имеются в археологии Западного Кавказа.

На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствии смешались с индо-европейскими племенами. Они антропологически были понтийцами, носителями фракийского языка с адыго-абхазскими элементами.

В дальнейшем одна из ветвей хатто-ашуйцев участвовала в формировании нижнедунайского и византийского типов понтийской ветви, которая расселилась вокруг Черного моря. Хатто-хурритская семья языков Малой Азии в IV тысячелетии до н.э. разделилась на хаттскую (современные адыго-абхазы) и хурритскую (современные нахско-дагестанскую) группы. До середины II тысячелетия до н.э. адыги, убыхи, абхазы (абазины) составляли единую группу племен, которые имели единое наименование с единым языком, единой культурой, традициями, обычаями. Но в последующем они разделились на самостоятельные племена. Еще пять тысяч лет назад они занимали обширную территорию, которая охватывала центральные и западные части Северного Кавказа – самые плодородные земли с богатой флорой и фауной, всё восточное и южное побережье Черного моря, с такими же благоприятными условиями, а также значительную часть Малой Азии.

В этногенезе адыгов (черкесов), в его этнической истории, т.е. в их исторической эволюции, хатты и каски Малой Азии и синдо-меотские племена Северного Кавказа сыграли главную и определяющую роль. Хатты, каски и синдо-меотские племена были не только родственными племенами, но и поддерживали между собой тесные экономические и культурные отношения. Не исключены случаи их миграции с юга на север и наоборот. К такому выводу пришли в различные годы многие авторитетные кавказоведы. Западный и Центральный Кавказ и прилегающие области Восточной Анатолии с древнейших времен населяли родственные племена. Но это не мешало в те или иные периоды продвижения с юга на север племенных массивов хаттов и касков.

Этот миграционный процесс мог произойти не в эпоху бронзы, а гораздо раньше, в конце каменного века. В этот период образовалась обширная восточно-причерноморская этнокультурная область, лежавшая в основе хатто-абхазо-адыгского древнего единства.

Учёные предполагают, что культурно-языковая общность абхазо-адыгов, хаттов и касков сложилась ещё раньше бронзового века – до последнего глобального потепления и таяния ледников, т.е. около 10-8 тысяч лет назад.

Акватория Чёрного моря тогда занимала меньшую территорию, и общение родственных племён Малой Азии и Кавказа было более доступным и свободным. В конечном итоге, в результате изменения природно-климатических условий, этно-демографической и политической ситуации в регионе разделили протоабхазо-адыгский или хаттский массив.

Примерно в III тысячелетии до н.э. сформировались три субкультуры: хатто-анатолиийская (протохеттская) – в Малой Азии, хатто-протоабхазская – на юго-восточном побережье Черного моря и хатто-проточеркесская – на Западном и Северном Кавказе.

Генетическое родство с хаттами, касками и синдо-меотскими племенами имеют киммерийцы, язык и культура которых во многом совпадают с первыми. На рубеже II-I тысячелетия до н.э. киммерийцы выступили связующим звеном между населением Кавказа и Юго-Восточной Европой. Они образовались в результате смещения переселившихся на Северный Кавказ скотоводов и земледельцев Северного Причерноморья с местным населением.

Таким образом, киммерийцы были протомеотскими племенами, испытавшими на себе влияние иранцев. Об этом говорит близость их культуры с кобанской культурой Центрального Кавказа, создателями и носителями которой были предки абхазо-адыгов.

Л.Я. Люлье отмечал, что в период раннего средневековья потомки киммеро-меотских племен вошли в состав Черкесии под названием кIэмгуй – кемгуй или темиргоевцев. Затем князь Болеток (Болатоко – К.У.) разделил владение кемгуев на три удела: собственно Темиргой, Хатукай и Хетак.

Хатты и каски не только поддерживали тесные экономические, культурные контакты со своими родственными племенами на Северном Кавказе, но их отдельные группы, продвигаясь на Северо-Восток, включались в состав индоевропейских племен. Они, в частности, обосновались среди германских племен и среди них, не случайно, были хатты и хаттуарии как племя. Слово «хаттуарии» буквально означает «арийские хатты» или «хатто-арийцы».

По утверждению ученых, обоснование хаттов среди германских племен произошло в III тыс. до н.э.

Примечательно и то, что предки адыгов (черкесов) мигрировали вместе с арийцами в сторону Индии.

На это указывают предания адыгов (черкесов), в которых говорится, что они уходили в восточные края, в т.ч. в Индию – ИндыпакIэ и возвратились обратно, обогащенные новыми знаниями и опытом. Как было сказано выше сино-кавказцы примерно с VII тысячелетия до н.э. обосновались в Центральной Индии, в Кашмире и Гималаях. Интересно и то, что в процессе – миграции древних предков адыгов (черкесов) на Дальний Восток, они с собой несли многие элементы своей культуры, в частности, мифологии, эпоса, религии. Следы культурного диалога между племенами Индии и адыгами сохранились у обоих социумов. Например, в адыгском языке сохранилось много слов, связанных с Индией: Индыл – название реки Волга, Индар (Идар) – имя, Индароко – кабардинская фамилия, Индыш – название притока Кубани в ее верхнем течении, Синдо-меотское племя, Сантыкъ – кабардинская фамилия, Сындыкъ – кабардинская фамилия и т.д.

В индийских сказаниях есть легенда о сбрасывании стариков со скалы. Как известно, такая легенда есть и у адыгов. Кстати сказать, она перешла от индусов и к японцам. Она у последних называется «Убасуте» или «Оясуте» – дословно «отказ от старухи». А что касается имени основателя буддизма, то мы здесь находим следы религии адыгов.

Будда при рождении получил имя Сиддхаттха Гаутама, или Сиддхартха Гаутама, или по другой версии Сарвартха Сиддха, что означает «тот, кто добился своей цели». Во всех трех этих произношениях присутствует «Тхьэ», то есть, по-адыгски «Бог». Мы полагаем, что это не случайно. Адыгское слово «Бог» перешло в другие языки мира.

С полной уверенностью теперь можно утверждать, что благодаря глубоким научным исследованиям крупных специалистов доказано принадлежность хаттов и касков к кавказской и, прежде всего, к абхазо-адыгской культурно-языковой общности. Это положение уже закреплено во многих фундаментальных изданиях по истории Древнего мира.

В частности, в вузовском учебнике «Истории Древнего мира», выпущенном еще в 1979 г. сказано, что древнейшим этническим субстратом, на основе которого сложился хеттский народ, были «хатты или протохетты, говорившие на языке абхазо-адыгской группы, и по всем данным, тесно связанные с Кавказом».

Такие крупные специалисты как Б. Грозный, И.М. Дунаевская, И.М. Дьяконов Г.А. Меликишвили В.Вс. Иванов, В.Г. Ардзинба, Р.Ж. Бетрозов, Ш.Д. Инал-Ипа, Г.Г. Георгадзе, Т.В. Гамкрелидзе, А.С. Касьян и другие, исследовав различные аспекты этой проблемы, неопровержимо доказали генетическое родство хаттов, касков и абхазо-адыгов.

Таким образом, на Северном Кавказе проживали синдо-меотские племена – одни из древнейших предков адыго-абхазов (тореты, керкеты, псессы, досхи, дандарии, зихи и другие), а в Малой Азии другие предки адыго-абхазов – хатты и каски.

Как сказано выше, в III-II тысячелетиях до н.э. последние достигли значительных успехов в экономике, политической жизни и культуре, особенно в металлообработке. Подтверждением этого является тот факт, что хатты впервые получили из руды железо, которое, как известно, совершило настоящую революцию в технологии и экономике всего человечества.

Уже в III тысячелетии хатты были на стадии сложения ранней государственности с крупными городами. В этот период военных вождей хаттов называли царями. Например, в документах, относящихся к 2236-2200 гг. до н.э., упоминается царь Хаттии по имени Памба, имя которого сравнивают с современными абхазскими именами Памба и Пемба.

В III-II тысячелетии до н.э. образовались на востоке Малой Азии города-государства хаттов: Пурусханда, Амкува, Куссара, Хаттуса, Каншас, Аниту. Во II-I тысячелетии до н.э. эти города-государства захватили индоевропейские племена анатолийской группы – неситы, лувийцы, палийцы, которые создали единое государство. По утверждению одних учёных, неситы и др. пришли с Балкан, а другие полагают, что проникли в Малую Азию через Кавказ с Юго-Востока. Захватчики постепенно проникли в среду хатто-хурритов Малой Азии.

Отметим одно обстоятельство по поводу понятий «хатты» и «хетты». Дело в том, что пришельцы, расселившиеся с конца III тысячелетия до н.э. среди хаттов, в XIX веке ошибочно назвали «хеттами». Когда в начале XX в. эта ошибка обнаружилась, было поздно, потому что слово «хетты» прочно закрепилось за неситами.

В нескольких местах Библии упоминаются хетты. В частности, в Ветхом завете они фигурируют как одно из племён Палестины, с которыми израильтяне встретились, ступив на землю Обетованную. То есть, хетты уже жили в Палестине, когда сюда пришли израильтяне. В книге Бытия (XV. 19-21) перечисляются следующие племена: кенеи, кенезеи, кедмонеи, хеттеи, хананеи и т.д.

О хеттах, как об исконно палестинском племени говорится и в других местах Ветхого завета: Авраам покупает пещеру Махпелу около Хеброна у сынов Хетта (Бытие XXIII). Исав берёт в жёны хеттиянок (Бытие XXVI. 34; XXXVI). Далее сказано, что Ханаан родил Хетта, Иерусалим – незаконный отпрыск Аморрея и хеттиянки.

В Библии также указано, где именно в Палестине проживали хетты: «Амалик живёт на южной части земли, хеттеи, иевусеи и аморреи живут на горе, хананеи же живут при море и на берегу Иордана». Здесь также говорится о хеттских жёнах Соломона (3-я книга Царств – XI. I). В Ветхом завете и египетских текстах народ хатты и хетты представлены как один и тот же народ. Сирия была известна ассирийцам как «страна Хаттии» со столицей в Каркемише.

Еще в Библии упоминаются хетты (hittim) – «хетты» или bэne hёt – «сыны Хетта». Слово «bэne» (бын) с кабардинского языка переводится «дети».

Из вышеприведенных фактов видно, что хатты проживали не только в Центральной и Северо-Восточной части Малой Азии. Они занимали и территорию Палестины и Месопотамии, то есть были две Хаттии – Верхняя и Нижняя. О двух Хаттах мы узнаем даже из устных преданий предков адыгов. Так, в старинной колыбельной песни «гущэкъу уэрэд» сказано о двух Хаттах:

«Царство двух Хаттов за большим
Морем виднеется,
Слава о нем далеко простирается.
Свои границы к Египту царство двух
Хаттских приблизили,
Рамсес восстал против этого и затеял войну.
Египетский фиргаун (фараон) Рамсес
К царствам двух Хаттов приходит с войском.
После сражений жестоких
Договор мирный заключают».

Действительно, многочисленные документы свидетельствуют о том, что Хеттское царство, в котором основное население составили хатты, имели теснейшие контакты с Египтом еще с XV века до нашей эры. Народ хетты (хатты – К.У.) со своими многочисленными союзниками сражался против Рамсеса II в знаменитой битве при Кадеше на реке Оронд.

Армии Египта и Хеттского царства встретились у Кадеша в 1286 году до н.э. Египтяне утверждали, что они одержали верх в этом сражении. Но все-таки победа была за хаттами. Позже при растущей угрозе Ассирии, Египет и хатты, которые раньше соперничали и воевали друг с другом, значительно сблизились. Эти отношения стали такими дружественными, что в 1269 г. до н.э. был заключён между ними знаменитый договор, который гарантировал обеим сторонам мир и безопасность. Более того, через 13 лет этот мирный договор был скреплён браком хаттской принцессы Наптеры с фараоном Рамсесом II.

Во II тысячелетии до н.э. в союз хеттов входили собственно хатты, хурриты, неситы, лувийцы и палайцы. Они переняли множество элементов хаттской культуры – культов, социальной организации, обрядов, имён, терминов и многое другое. Это все говорит о том, что, во-первых, численность населения хаттов была более значительной по сравнению с остальными, которые входили в хеттский союз народов, и, во-вторых, культура хаттов занимала доминирующее положение в хеттской империи.

Хаттские слова «zahhiya» (сражение, воевать), «zahhai» (война, битва) были переняты хеттами. А эти слова свободно переводятся на адыгский язык. Например: «zahhiya» – на «зэхэуэ» «zahhai» – на «зауэ» (стычка, перестрелка) Адыгские слова: «шуххьати» – «распорядитель всадников», «джэгу хьатым», «хьэтиякIуэ» – «распорядитель игрища на адыгских торжествах, и мн. др. перенято хеттами. В адыгском языке, в том числе в фамилиях и именах сохранилось много слов с корнем «хьэт». Все это является лишним доказательством того, что хатты, каски были одними из древнейших предков адыго-абхазов. Именно от хаттов переняли хетты технологию получения железа. Долгое время они держали ее в секрете.

Неситами и другими народами, которые обосновались в Малой Азии, были также заимствованы немало слов хаттского языка. Примеров тому предостаточно. В частности, хаттское название железа – «hapwalki» было перенято хеттами, а от них это слово проникло через хурритов дальше в западно-аккадский, европейский и другие языки. Хаттский бог-кузнец Хасамил стал у хеттов Хасамили. Они также переняли у хаттов титулы придворных жрецов, царя (табарна), царицы – таваннана (сравни адыгское слово «нанэ», «анэ») и другие. Переняты также атрибуты царской власти – особое копье, посох, ритуальный трон, элементы верхней одежды и т.п.

У хаттов были заимствованы принципы взаимоотношений царя со знатью, в том числе дарение им земельных участков царём за несение службы (сравни дарение адыгскими князьями земель своим дворянам (уоркам). И таких примеров много.

После распада Хеттской империи в XII в. до н.э. с Балкан на восток начинают продвигаться фригийцы. Они дошли до Армянского нагорья, осели в верховьях Евфрата. От них произошли армяне. А на южном Причерноморье обосновались протоабхазские и протогрузинские племена, известные впоследствии как «халибы» или «халды». На месте Хаттии появляется новое государство – Фригия. Но в VIII веке до н.э. в Малую Азию приходят племена: с Балкан – траки, с северо-востока – киммерийцы. Они захватили Фригию в 675 г. до н.э. и правили там в течение 20 лет, пока не вторглись скифы в Малую Азию и не разгромили их.

Многие учёные отмечают, что киммерийцы и фраки имеют родственную связь с адыго-абхазами. В частности, киммерийцев отождествляют с одним из адыгских племен – «кемиргой» (кIэмыргуей). Разные народы называли их по-своему: например, греки – «киммериой», ассирийцы – «гиммирай», персы – «гимири», армяне – «гамира» и т.д.

Киммерийцы были древнейшими из известных племён, населявшие Северное Причерноморье.

Они имели много общего в материальной и духовной культуре с племенами кобанской культуры, к которой имеют прямое отношение предки адыгов.
В VII в. до н.э. киммерийцы были вытеснены скифами из Северного Причерноморья и обосновываются на его южном берегу в районе Синопа. Часть из них поселилась в Крыму и стала называться таврами.

Как было отмечено выше, киммерийцы имели родство с фракийцами, синдами, хаттами, касками. В своё время киммерийцы основали свое государство Гамира, на территории, где проживали каски – одни из предков адыго-абхазов. Такие же параллели можно проследить и между адыго-абхазами и фракийцами.

Таким образом, в конце II – начале I тысячелетия до н.э. по всему побережью Черного моря – Анатолия, Колхида, Северное Причерноморье, Фракия, Крым, Северо-Западный и Центральный Кавказ проживали родственные племена, которые являлись непосредственными предками современных адыго-абхазов. Они были единым этническим массивом, т.е. родственными племенами.

В гомеровское время (в эпоху бронзы), основное население Трои (Илион) составляли фракийцы и иллирийцы. Рядом находилось Хеттское государство, основным населением которого были хатты. Таким образом, они проживали почти по всей территории Малой Азии. Исходя из этого, можно предположить, что в Трое проживали предки адыго-абхазов, но и они принимали участие в Троянской войне. В союзе с троянцами в борьбе против древних греков-ахейцев, данайцев выступали соседние с Троей государства, в том числе Хеттское царство. У Гомера в поэме «Илиада» мы читаем:

«Много союзников с нами в великой столице Приама,
Разный язык у различных племен многочисленных этих…
Пейрос герой с Акамантом вели за собою фракийцев….
Войско ликийцев вели Сарпедон с безбоязненным Главком
Из отдаленной Ликии от водоворотного Ксанфа».

Ближайшими соседями и родственными племенами хаттов были каски или кашки. Они упоминаются в хеттских, ассирийских и урартских источниках на протяжении II – начала I тысячелетий до н.э. Хатты и каски занимали огромную территорию от южного побережья Черного моря от устья реки Галис до западного Закавказья, включая и Колхиду.

Каски оказали заметное влияние на историю Малой Азии. Они состояли из 9-12 близкородственных племён и были очень воинственными. Они не раз совершали военные походы на соседние племена и государства. Касков в ассирийских источниках называли «абешла» или «апейшлайцы». Они совпадают с древним названием абхазов (апсилы – по греческим источникам, апшилы – в древнегрузинских записях), а также с их самоназванием «апсуа».

Учёные предполагают, что не позже III тысячелетия до н.э. в результате складывания классового общества в Малой Азии и активного проникновения на индоевропейских племен – неситов происходит относительное перенаселение, что создало предпосылки переселения хаттов в сторону юго-восточного побережья Черного моря, включая Западную Грузию, Абхазию и далее на севере до Прикубанья и Центрального Кавказа, где проживали родственные им племена.

В этот период на Северном Кавказе эти племена создают яркую и самобытную Майкопскую культуру. Уже во второй половине III тысячелетия до н.э. древние предки адыго-абхазов в восточном направлении расселились до границ современного Дагестана. Одной из причин дальнейшего освоения менее заселённых районов центральной части Северного Кавказа в направлении к востоку являются и противоречия, которые имели место между различными племенными объединениями внутри абхазо-адыгской языковой группы.

Особую роль в этом процессе сыграли племена, строившие для своих умерших дольмены. Они не только частично смешались с племенами Майкопской культуры, но и оказывали давление на них. Это ускорило продвижение «майкопцев» на восток, в бассейн р. Терек, где проживали родственные им племена. Сами же строители дольменов тоже продвигались на восток до районов современной Кабарды за племенами Майкопской культуры.

Все это говорит о том, что уже в III тысячелетии до н.э. племена абхазо-адыгской языковой группы занимали огромную территорию начиная от Малой Азии до центральной части Северного Кавказа.

Занимая такую огромную территорию, отдельные племена, которые входили в этот союз родственных племён, с течением времени обособились. Именно с III тысячелетия до н.э., а может и раньше происходит постепенное размежевание абхазо-адыгской единой общности на собственно абхазские, убыхские и адыгские племена. Позже последовал распад древнеадыгского языка на западно-адыгский (адыгейский) и восточный (кабардинский).

В древней истории адыгов (черкесов) наступает новый этап с образованием Боспорского царства, после крушения Киммерийской империи в районе Причерноморья. Из городов, основанных греками в I тысячелетии до н.э., образовалось Боспорское царство. Его основу составляли фракийцы, киммерийцы, которые являлись родственными с синдо-меотскими племенами – предками адыго-абхазов. Босфор достигает значительных успехов в своем развитии с приходом к власти спартокидов и при них важную роль играют в государстве древние адыги (черкесы).

Уже при Парисаде I основным населением Боспорского царства становятся именно они, т.е. адыги. В середине IV века до н.э. Парисад II правил всеми землями синдов, меотов, торетов, псессов и других адыгских (черкесских) племён. Позже в это царство вошли и ахейцы, нынешние хакучинцы, гениохи и саниги (нынешние жанеевцы). Но некоторые адыгские племена сохраняли свою автономию, например, синды (женджи) и дандарии. Автономия синдов настолько была велика, что они имели собственную монету и проводили самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

С древнейших времен адыгские племена имели широкие экономические, культурные и политические связи со многими народами, особенно с греками. Но следует отметить, что эти контакты с предками черкесов с протогреками установились еще в период наивысшего рассвета хаттов и касков. Именно с этих далеких времён начался широкомасштабный культурный диалог между греческими племенами и адыгами. Следы такого культурного диалога, который проходил между древними адыгами и греками на протяжении веков остались в мифологии, языке, традициях, обычаях и других сферах жизни этих народов.

Наличие такого множества параллелей в культуре древних греков и адыгов (черкесов) является не случайным явлением.


На верхнем снимке: столица Хаттского царства Хаттушаш.
На нижнем: его раскопки.


Кашиф Унежев, доктор философских, кандидат исторических наук, академик АМАН, заслуженный деятель науки КБР. apkbr.ru

Тысячелетия духовного мира адыгов (черкесов)
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 14-01-2018, 13:28. Просмотров: 270
Другие новости по теме:
Хатты и каски раннего этапа этногенеза адыгов, убыхов и абхазов
Из истории древнейших хаттов, их страны Хатти с ее столицей Хаттусой
Атыхи (Атхи) и хатты – между Северо-Западным Кавказом и Малой Азией
Меоты, синды, керкеты, тореты, зихи, ахеи - предки адыгов (черкесов)
Киммерийцы и хатты в этногенезе адыгов, – Самир Хотко