Архив сайта
Май 2022 (29)
Апрель 2022 (34)
Март 2022 (34)
Февраль 2022 (32)
Январь 2022 (34)
Декабрь 2021 (32)
Календарь
«    Май 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Бог – это сфера разума, центр которой – везде, а окружность – нигде.
(Из Герметизма)

Со времен язычества адыги именуют бога – Тхьэ. В арсенале язычества были: Мэзытхьэ – бог леса, растений. Псатхьэ – бог живых, жизни, Тхьэгъэлэдж – бог плодородия, Щыблэ – бог грозы, Уащхъуэ – бог неба и другие. Наряду с многобожьем был у адыгов и главный великий бог – Тхьэшхуэ. Верующие и в настоящее время, когда молятся, наряду с именем Аллаха произносят и Тхьэ (Алыхь дэ ди Тхьэм сынолъэIу; Алыхь дэ ди Тхьэм жиIэм) или молятся без Аллаха только Тхьэ.


Понятия Бог, Дух, Душа в адыгском логосе, – М.Х. Хацукова
































Душу адыги обозначают лексемой псэ, а вот обозначение духа никак не восстанавливается в памяти современных адыгов. Между тем невозможно вести речь о духовной культуре народа, не располагая его представлениями о данном понятии и его символе. Поэтому начнем свои исследования с понятия «дух». Однако, чтобы восстановить какое-либо понятие, необходимо иметь о нем определенное представление. И чтобы составить представление о понятии «дух», обратимся к разным источникам. Согласно справочным данным, в широком смысле слова, дух – это нематериальное бытие. Термин дух применяется также к тому, что относится непосредственно к вселенскому сознанию и является его единородной и неподдельной эманацией. С религиозной точки зрения дух – Бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Так, в Библии сказано: «Бог есть дух» (Иоанна 4:24). В связи с такими представлениями обратимся и мы к слову Тхьэ (tha) – Бог.

Происхождением слова Тхьэ занимались многие ученые: Г.В. Рогава, А.А. Миллер, И.Ф. Яковлев, Л.И. Лавров, А. X. Налоев и другие. Большинство из них выделяет в слове Тхьэ два компонента – «Т» и «хьэ», а при его толковании упор делают на «хьэ» в значении собака. А.А. Миллер и И.Ф. Яковлев определяют «хьэ» как тотемное животное адыгов. Так, И.Ф. Яковлев пишет: «На древность и культовое значение собаки в быту черкесов указывает наличие, например, у адыгейцев таких имен, как мужские имена: Хьэхъу – Кобель, Хьэкъэрэжъ – Старая черная собака, Хьэтыгъужъ – Собака-волк, Хьэлъакъу – Собачья нога, Хьэцыгъу – Собака-мышь, Хьэтхы – Собачий хребет... У кабардинцев, хотя все имена подобного рода ныне вытеснены по религиозным соображениям арабскими, кое-где оставалась до последнего времени примета: если в какой-нибудь семье часто умирали дети, то родители верили, что детям следует давать арабские имена, начинающиеся на слог: хьа (хьэ), например, Хьэсэн, Хьэмид, Хьэзрэт и т.д. Называя детей такими «собачьими именами», родители считали, что они, выказывая этим свою «нелюбовь» к детям, «обманывают» таким образом смерть и тем предохраняют их от гибели. Все это указывает, что древнейшее домашнее животное – собака у черкесских племен первоначально почиталась как священное животное, охраняющее человека и его жилище, и находилось под защитой обычая, как своего рода тотем.

Одомашнивание собаки следует отнести еще к эпохе дикости (начало первобытной общины). Есть основание предполагать, что по имени собаки, как первого домашнего животного, было названо и первое «домашнее растение» – хьэ – ячмень» (1). Однако И. Ф. Яковлев считал, что слова типа Тхьэ по времени своего образования относятся к весьма ранней эпохе, вероятно, не позже рубежа II и I тысячелетия до н.э. и попытку его толкования средствами современного языка тщетной.

Профессор Г.В. Рогава сводит Тхьэ к солнцу. А А.X. Налоев, анализируя с филологической точки зрения ряд слов (собака, шакал, волк, солнце), отмечает, что «современное общеадыгское слово tha – бог восходит к значению – «волк-собака» (2). А в резюме к этимологии тхьэ он пишет: «Таким образом, tha – бог, d(t)va – «солнце», d(t)o эz(э) – «волк», «собака» назывался у предков адыгов одним словом d(t,)wa // d(t)waa или d(tw3z, (э) // d(t) w эz, (э), т. е. бога, солнце, волка (собаку) называли одним именем, словом (3).

То, что слово «Тхьэ» состоит из двух компонентов, очевидно для каждого адыгэ, поэтому мы тоже исходим из этих компонентов. Но в отличие от других авторов мы допускаем, что первоначальное значение компонента «хьэ» – дух. В этом случае слово Тхьэ означает: то, что дает дух (т – дай, то, что дает; хьэ – дух). Как видно, такое значение Тхьэ согласуется с общепринятыми представлениями о Духе и Боге. Однако, чтобы утвердиться в означенной логике, обратимся к мировоззрению и другим аспектам культуры адыгов.

Л.Н. Гумилев в своей книге «География этноса в исторический период» констатирует, что все народы по своим представлениям о мире делятся на два типа: народы, воспринимающие мир линейно, без начала конца, и народы, воспринимающие мир циклически. Адыги относятся к народам с циклическим мировосприятием, что отражено в многочисленных пословицах: Дунейр шэрхъщи мэкIэрахъуэ (Мир – колесо, и он вертится). Дунейр техьэ текIщ (Мир приходящ, уходящ), Дунейр чэзущ (Мир очереден), Дунейр хьэхущ (Мир временен), Дунейр пщIыхъэпIэщ (Мир – сновидения), Дунейр гудзалъэ – гудзалъэщ, гудзалъэ теувэгьуэщ (Мир – вместилище, вместилище спиц, становление очередной спицы) и др.

Известно, что колесо у народов с циклическим (от греческого циклос – круг) мировосприятием было символом Неведомого – Беспредельного пространства, непознаваемого Божества. Так, Е.П. Блаватская пишет: «Представление скрытого Божества окружностью круга и Творческой Мощи – Мужское и Женское начала или Андрогинное слово – посредством диаметра в нем (в круге) есть один из наиболее древних символов. На этом представлении были построены все великие космогонии» (4).

В адыгском языке «гудзэ» принято считать спицами колеса, однако, если подойти точнее, то спицы – это «дзэ» (гум и дзэ) или зубы сердца традиционное значение дзэ – зубы). Отсюда следует, что «дзэ» является обозначением и радиусов круга, луча, который исходит из центра – ту. Стало быть в адыгской традиции центр колеса (круга), а также мироздания обозначается лексемой «гу» (сердце). Тогда, согласно вышеприведенной цитате Е.П. Блаватской, «дзэ» (радиусы) соответствуют также мужскому и женскому началам, которые обозначаются в адыгском языке словами «хъу» и «бзы» или, правильнее сказать, что «дзэ» является символом мужского и женского начал.

Адыгская пословица гласит: зым тIур и дзэщ (Два – зубы единицы). Практически данная пословица констатирует, что единица образована из двух зубов, в силу чего единица соответствует диаметру круга. Следовательно, единица является также продуктом двух начал – мужского (хьу) и женского (бзы). Как свидетельствует жизнь, «продуктом» мужского и женского начал является «Я», т.е. душа (псэ). В принципе это означает, что единица является олицетворением «Я». В оккультизме единица, первый является воплощением духа.

Обратимся теперь к слову «хьэдзэ» – зерно. Данное слово по своему словообразованию аналогично лексеме гудзэ, хьэдзэ означает: зубы – хьэ. Но, так как зубы представляют радиусы, стало быть «хьэ» есть – диаметр или единица. По существу это означает, что «хьэ» является обозначением духа. Сказанное подкрепляется и с других сторон.

Согласно одной из выше процитированных пословиц, мир есть сновидения. Сновидения на адыгском языке обозначаются лексемой пщIыхьэпIэ (см. слово в словаре), что буквально означает: десять – местонахождение «хьэ», т.е. духа. В самом деле, если исходить из того, что круг (колесо) является символом нуля, а диаметр соответствует единице, то понятно, что в космогоническом плане суть данной пословицы восходит к идее колеса, а в антропологическом плане идея «пщIыхьэпIэ» проецируется в пальцы рук и ног, чем явно и обусловлено название физического тела – Iэпкъ-лъэпкъ (см. слово в словаре) в адыгском языке cогласно другой пословице мир – временен (Дунейр – хьэхущ). Слово «хьэху» означает: то, что плетет «хьэ», т.е. дух. Отсюда видно, что мир представляется как плетение (связь) Единицы – Духа, что логично вписывается в природу развития мироздания.

Далее, известно, что традиционное значение слова дух в языках разных народов (см. латинское spiritus, китайское – ци, индийское – прана) обозначает – воздух (см. русское воз-дух), запах, дыхание. Воздух на адыгском языке обозначается словом – хьэуа, что переводится: нанизанный – «хьэ» или нанизанный дух. Обычно понятие «дух», «душа», «бог» связываются со смертью и бессмертием, поэтому обратимся теперь к терминологической матрице смерти в адыгской традиции:

– хьэдэ (покойник)
– хьэдэIус (поминки)
– хьэдэрыхэ (потусторонний мир)
– жыхьэрмэ (ад)
– хьэрш – место, куда по адыгским поверьям возвращается душа после смерти.

Слово «хьэдэ» означает: плод духа, дух мудрости (хьэ – обозначение духа; дэ – орех, символ мудрости, плод). Как видно, в данном слове заключена идея, согласно которой покойник – это не тело, которое мы оплакиваем, а его духовный плод. ХьэдэIус означает: питание духовного плода (см. слово в словаре). По адыгским поверьям, после смерти плод духа «идет» в потусторонний мир – хьэдэрыхэ (место, где пребывают духовные плоды или место, где «косят» плод духа). Отсюда, согласно последовательности вышеуказанной матрицы, одни души попадают в рай, другие – в ад (должно быть, исходя из содержания духовного плода). В соответствии с религиозными канонами рай – это место, куда попадают духовные люди, т.е. люди, прожившие жизнь по законам бога, а ад – противоположное место. Примечательно, что именно к подобной идее восходит и содержание слова – жыхьэрмэ (ад). В данном слове звук «жы» имеет два значения – застывшее и пробеги. С учетом этих двух значений, «жыхьэрмэ» означает:

1 – застывшая информация духа
2 – пробеги информацию духа

При этом согласно второму значению очевидно, что речь идет о ретрансляции информации духа (см. слово «жыхьэрмэ» в словаре), что совпадает с представлениями священных писаний (см. Коран).

Согласно своему содержанию в Хьэрш (см. слово в словаре) извлекается дух, который, по описаниям Рудольфа Штайнера (см. «Очерк Тайноведения»), доводится в духовном мире до состояния нового воплощения, и он как новый дух (хьэщIэ – гость, новый дух – см. слово в словаре) возвращается на землю. Детально путь движения духовного плода в потустороннем мире со дня смерти и до его нового воплощения описан Рудольфа Штайнера в «Очерках Тайноведения».

В итоге, как видно, все рассмотренные слова содержат хьэ, а его представление в качестве духа дает этим словам толкование в соответствии сокровенными учениями и мировоззрением адыгов. Более того, такое представление дает возможность понять глубинные истоки космософии адыгов. Все это свидетельствует о том, что слово «хьэ» является обозначением духа, что, вероятно, было стерто в памяти народа временем. А известные значения данного слова – как собака и ячмень, очевидно, свидетельствуют о том, что дух является жизнетворной силой. Предназначение нового духа – возделывание духа, (совершенствование), что определяется вторым значением второй части слова хьэщIэ (щIэ – возделай, щIэ хадэ, щIэ бжьын).

Новый дух – это новый человек. Предназначение человека (цIыху – см. слово в словаре) – выделение духа – света, т.е. миссии обеих хьэщIэ и цIыху совпадают, что лишний раз подтверждает отсутствие случайных явлений в языке. Описанное круговое движение души (из физического мира в духовный и обратно) с целью «нарастить» содержание, соответствующее божественному, чтобы слиться с ним, есть не что иное, как теория перевоплощения душ, ставшая весьма популярной в современном мире.

А теперь о том, почему адыги собаку назвали именем духа. По научным сведениям, происхождение собаки до сих пор загадка. Считается, что первые формы семейства собачьих возникли приблизительно 15 млн. лет назад. Вершиной обожествления собак за всю историю человечества стало ее положение в древнеегипетской религии и мифологии. Бог – покровитель умерших Ипту (по-египетски), Анубис (по-гречески), почитался в образах лежащего шакала или дикой собаки Саб. Саб считался судьей душ.

Отмечается, что в древних «текстах пирамид», Анубис почитался за главного бога в царстве мертвых. Он считал сердца умерших (см. сцену суда из египетской книги мертвых). С другой стороны примечательно то, что Озирис, главный бог загробного мира (он же судья), отождествляется с ячменем. Так, в «Книге мертвых» покойный, уподобляющийся после своей смерти Озирису, говорит: «Я – Озирис... Я живу как зерно, я расту как зерно Я – ячмень» (5).

Озирис уподобляется ячменю и в тексте ритуала коронационных мистерий. А в мифе «Спор Гора с Сетом» Озирис о себе говорит следующее: «Это я делаю вас сильными, это я сотворил ячмень и полбу, чтобы метать богов, равно как и скот после богов» (6). Все это серьезно перекликается с духовной культурой адыгов, в которой собака и ячмень названы именем высшего божественного начала – дух.

В соответствии со словно-слоговой структурой лексической базы адыгского языка, названия растений и животных представляют тоже комбинации отдельных слов и слогов и поддаются реконструированию, другое дело как понять то, что открывается при этом. Понять, очевидно, можно при глубоких познаниях в области флоры и фауны, поэтому такая работа – дело будущего. В названии многих из них содержатся компоненты – дух, душа (хьэпIацIэ – членистоногие, хьэмбылу – черви, хьэндырабгъуэ – бабочки, Iущхьэ – мак, щиху – тополь и т. д.). Есть и отдельные случаи, в частности, как с собакой, совмещения названия духовно-душевных начал с названиями животных: блэ (змея) – душа, шы (конь) – ум, в (вол) – мужское начало. В последних примерах вопрос о том, почему собака названа духом или змея – душой, насколько нам удалось определить, схож с уравнением, где неизвестные величины находятся с помощью известных, т.е. свойства духа, души или ведущие к ним, открываются через известные характерные особенности животных (своего рода способ кодирования или ассоциативное совмещение). Покажем.

Медиум попадает в духовный мир в мистическом сознании. Это сознание отождествляется с состоянием, пограничным между сном и бодрствованием. Известно, что собаке присущ именно такой сон. По адыгским поверьям собака предчувствует беду и возвещает об этом своим воем. Известный оккультист Макс Гендель пишет: «Воздействующий Божественный дух – Молчаливый Наблюдатель – находит свое материальное выражение в пассивном, инертном нереагирующем скелете плотного тела, являющегося послушным инструментом остальных тел, но не имеющего силы действовать по собственной инициативе. Местоположением Божественного Духа, его крепостью является закрытая для проникновения точка в основании носа» (7). Согласно значению названия кости в адыгском языке (см. слово в разделе «Человек»), дух «замешивается» в костях. Кость — пища собак. Числовое значение духа – 1 (единица, первый). Слово «первый» в адыгском языке обозначается лексемой пэ. Наряду с таким значением данное слово имеет и другие: нос, начало. При объединении всех значений слова образуется предложение, которое констатирует, что нос – начало, первый. Однако понятно, что речь идет не о носе, а о его функциях – дыхании и обонянии, которые и составляют – начало, первый. В связи с этим складываются два постулата: «дыхание – начало, дух» или «дыхание – дух» и второе – «обоняние – дух». Относительно обоняния достаточно хорошо известно, что собака – самое чуткое животное, что она обладает феноменальной способностью считывать информацию по запаху, что широко используется в криминалистике. Последнее откровение перекликается с древнеиндийской картиной происхождения всего сущего, согласно которой «обоняние возникло раньше, чем зрение и слух (Айтарея араньяка, П.4.1.)» (8). Как видно из приведенного, на собаке сошлись лексическое и числовое значения духа с последующими откровениями. Откровения, согласно которым в прямом смысле, дух – это дыхание, обоняние, при более пристальном рассмотрении ведут к еще более глубоким корням. Прокомментируем.

Дыхание – это жизнь, нет дыхания – нет жизни, и постулат «дух – дыхание» говорит: дух – это то, что оживляет все вокруг, дает жизнь. Другой постулат «дух – обоняние» ведет к звуку. И не случайно запах слышат. Для иллюстрации сказанного обратимся вначале к русскому слову «чутье». Обычно говорят: спит чутко, чуткий человек, чую. Думается, что эти выражения не нуждаются в уточнении. Они и так наглядно показывают, что слово «чутье», наряду с обонянием, является олицетворением и слуха (звука). Интересную информацию несет и адыгское название уха – тхьэкIумэ (см. слово в словаре). Данное название после реконструирования означает: бог, пройди запах. Под богом явно здесь уразумевается звук, т, к. ухо – орган звука. А значение названия уха очевидно свидетельствует о том, что запах интегрируется в звуке. К постулату «Бог – звук», который закодирован в адыгском названии уха, мы вернемся ниже, а сейчас продолжим наш разговор.

Как констатируется во всех мировых религиях основной путь, ведущий к духу, к воссоединению с Всевышним, лежит через преданное служение ему, «поэтому, – пишется в «Бхагаватам», – с незапамятных времен все трансценденталисты с огромным наслаждением занимаются угаданным служением Господу Кришне, Личности Бога, ибо такое преданное служение оживляет душу» (Шримад-Бхагаватам, п. 22. С. 104). В комментариях здесь же отмечается, что чистая преданность также заразительна (в хорошем смысле), как инфекционная болезнь. Известно, что из всех животных собака является самым верным, преданным хозяину существом, что широко описано в литературе.

И, наконец, как отмечает Макс Гендель, существует духовная особенность, характерная только для собаки: «Есть в человеке место для внутри обитающего духа. Это точка между бровями на глубине 1 см под поверхностью кожи, которая имеет соответствующую точку в жизненном теле. У современного человека эти две точки совпадают, а у собаки они ближе друг к другу, чем в любом животном» (9).

Таким образом, как показывает приведенное, собака является олицетворением свойств и качеств, присущих духу (духовная конструкция, питание, мистическое сознание, чутье, преданность), почему, видимо, и имеет место совмещения их названий. Дальше напрашивается вопрос: А что есть дух? » Как отмечено впереди, согласно представлению сокровенных учений, дух – это нематериальная сущность, которая лежит в основе мироздания. Считается, что дух – многолик и многопланов, тем не менее, есть и обобщенные определения его.

У древнегреческого философа Платона дух – это идея, у Е.П. Блаватской дух – это первая дифференциация пространства. У немецкого философа, ученого – оккультиста Рудольфа Штайнера дух – это сокрытое во всем явном. У Гегеля дух есть сознание. По К. Юнгу дух – коллективное бессознательное, а у Пифагора дух – число. Согласно адыгской традиции, как это будет видно дальше, дух есть мера всех вещей. С другой стороны, впереди показано, что дух является олицетворением Я.

Согласно значению слова «Тхьэ» дух – производное бога. Отсюда встает вопрос: А Бог? Как утверждается в богооткровенных писаниях, высший объект познания – Личность Бога. Под Личностью Бога в этих писаниях подразумевается Абсолютная Истина. Так, в ведическом собрании «Бхагаватам» пишется: «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном». (Шримад-Бхагаватам. П.И. с.89). Здесь же, в комментариях к приведенному тексту, уточняется суть Абсолютной Истины: «Абсолютная Истина – и субъект, и объект; в ней нет качественных различий. Следовательно, Брахман, параматма и Бхагаван – качественно одинаковы. Одну и ту же субстанцию изучающие Упанишады осознают как безличный Брахман, хиранйагарбхи, или йоги, – как локализованную Параматму, а преданные – как Бхагавана. Иначе говоря, Бхагаван, или Личность Бога, – это высшее проявление Абсолютной Истины. Параматма – частичное проявление Личности Бога. Безличный Брахман – это излучение Личности Бога, связанное с Ним также как солнечные лучи – с богом Солнца. Иногда не очень разумные последователи вышеупомянутых школ спорят друг с другом, отстаивая каждый свое понимание Истины. Но тем, кто обладает совершенным видением Абсолютной Истины, хорошо известно, что это – три аспекта единой Абсолютной Истины, рассматриваемой под разными углами зрения. Как объясняется в первой шлаке первой главы «Бхагаватам» Высшая Истина самодостаточна, обладает сознанием и свободна от иллюзии относительности. В относительном мире познающий отличен от объекта познания, но в Абсолютной Истине и познающий, и познаваемое суть одно. В относительном мире познающий – живой дух, или высшая энергия, а познаваемое – инертная материя, низшая энергия. Следовательно, в нем присутствует двойственность низшей и высшей энергии, тогда как в абсолютном царстве и познающий, и познаваемое относятся к одной и той же высшей энергии. Высший источник энергии обладает энергиями трех видов. Энергия неотличима от своего источника, но качество энергий различно. Абсолютное царство и живые существа относятся к одной и той же высшей энергии, материальный же мир является низшей энергией. Соприкасаясь с низшей энергией, живое существо впадает в иллюзию и начинает думать, что принадлежит к низшей энергии. Поэтому в материальном мире есть чувство относительности. В Абсолюте нет этого чувства различия между познающим и объектом познания, поэтому там все абсолютно». В адыгском языке истина, правда обозначается словом пэж (см. слово в словаре), что означает — то, что отливает первый, т. е. дух. Как пояснено выше и понятно без комментариев, то, что отливает дух, и есть – Личность Бога. Выше был отмечен постулат «Бог-звук», который обозначился из адыгского названия уха. Однако значение лексемы тхьэкIумэ не единично в таком утверждении. Есть и другие слова, которые говорят о том же. Это тхьэлъэIу (молитва) и Iущ (мудрость). ТхьэлъэIу в первом приближении раскладывается на две самостоятельные отдельные лексемы – тхьэ (бог) и льэIу (просьба), из которых складывается значение: просьба к богу. Во втором приближении слово тхьэлъэIу можно разложить на три самостоятельные лексемы: тхьэ (бог), лъэ (вместилище, носитель, то, что точить), Iу (душа, звук). При разных комбинациях значений этих трех слов открывается более фундаментальный смысл слова тхьэлъэIу:

1. Бог – вместилище, носитель душ, звука (чтение сначала).
2. Звук – вместилище, носитель Бога (чтение с конца).
3. Бог (звук) – то, что точит душу.
4. Душа – то, что точит Бога (звук) (видимо, в акте молитвы). По адыгской традиции, если Бог – звук, то слово (псальэ) – носитель души (псэ, пса – душа, лъэ – см. выше). Согласно такому положению, последние два значения (3, 4) слова «ТхьэлъэIу» как бы вещают об отношениях звука (Бога) и слова (души). Слово мудрость (Iуш) означает – текущий звук, тройную душу, тройной звук. Е.П. Блаватская констатирует, что оккультисты говорят: «Единственная мудрость в звуке»10. Постулат «Бог – звук», который открывается из рассмотренных адыгских слов, перекликается с ведической концепцией, в соответствии с которой носителем абсолютной информации является звук. В «Бхагават-Гите» Бог Кришна в самопредставлении говорит «О сын Кунти, Я – вкус воды, Я – свет солнца и луны, слог ОМ в ведических мантрах. Я – звук в эфире и талант в человеке» (Бхагават-Гита. VII. 8. С. 361).

А в Шримад-Бхагаватам отмечается: «Воистину видит тот, кто поклоняется трансцедентному звуковому образу Верховной Личности Бога, Вишну, не имеющему материальной Формы» (Шримад-Бхагаватам. V. 38. С. 242.). В ведических писаниях констатируется, что слова, произнесение Господом, состоят из трансцедентных звуков и что разница между трансцедентными звуками и материальными огромна. Материальный звук отличен от предмета, который он определяет. Например, слово «вода» отлично от самой воды, но трансцедентные звуки не отличны от духовных объектов, которые они определяют.

Обратимся теперь к содержанию двух других интересных слов – нэху (свет) и нэщI (пустота). Первое из них означает – «то, что плетет глаз», а второе – «то, что делает глаз». Как будет показано дальше, в адыгской традиции глаз является символом ума, а субстанция ума – 1 (дух). Отсюда понятно, что значение данных слов по своей сути совпадет с содержанием слова тхьэ.

В соответствии со своей конструкцией слово «тхьэ» – это и глагол повелительного наклонения, означающий – дай дух, т.е. бог дает установку о качестве духа. Наряду с такой установкой человеку дарована и свободная воля, поэтому каждый из нас живет по собственной воле. Одни помнят об изначальной установке, другие напрочь забыли, третьи сомневаются, но все живут, а значит и ткут дух, другое дело – какой. Адыги говорят: уи хьэм фIэпщ и цIэщ (имя своему духу даешь ты), чем сказано все.

Далее, согласно концепции, представленной впереди, Тхьэ (Бог) – это ТО, что (кто) дает дух. Если соотнести эту концепцию с логикой «колеса» мироздания в адыгской традиции, то получаем что дух, является центром колеса, обозначаемого лексемой «гу» (сердце). В принципе это означает, что «центр-сердце» как мироздания, так и его объектов олицетворяет местонахождение Первопричины. Сказанное подкрепляется значением и другого обозначения центра «ку» – сущее.

Таким образом, из изложенного следует, что в духовной культуре адыгов, равно как и других традициях (индуизме, герметизме, буддизме), идея Бога восходит к истине, мудрости, свету, «пустоте». Но при этом примечательно то, что в отличие от других традиций, в адыгской такое восхождение отражено в словах, обозначающих эти понятия: Тхьэ (Бог) – То, что дает дух; Пэж (истина) – То, что отливает первый; Iуш (мудрость) – То, что ткет душу; Iуш мудрость) – То, что ткет звук: нэху (свет) – То, что плетет дух; пэщI (пустота) – То, что делает дух. Далее, как показано впереди, в языке адыгов душа обозначается словом «псэ» что означает: связь Я». В принципе значение «псэ» совпадает с понятием дух. Псэ является общим названием душ всех живых, т.е. псэ – это живая душа. Наряду с «псэ» в языке душу обозначают еще двумя другими лексемами: «Iу» и «ба». Первый из них является обозначением души – звука, т.е. мудрости (Iуш) – Бога, а второй – отражающей души – рефлексирующего сознания.

Из монографии "Мир культуры адыгов", АРИГИ, под руководством проф. Р.А. Ханаху. – Майкоп. 2002. – С. 117-125.
 (голосов: 0)
Опубликовал admin, 20-12-2021, 19:44. Просмотров: 291
Другие новости по теме:
К этимологии адыгской фамилии «Хашир», «Хаширов»
Аслан Шаззо: Этимология слова «Тхьэ», – семантические и фонетические паралл ...
Аслан Шаззо: Этимология черкесского слова «Бог» восходит к эпохе матриархат ...
Аслан Шаззо: Что «несет» из древности адыгов «собака»
К вере черкесов в единого Бога – Тхьа, Тхьашхо (Тхьэ, Тхьэшхуэ) и учению Ха ...