Архив сайта
Октябрь 2017 (11)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (45)
Июль 2017 (42)
Июнь 2017 (68)
Май 2017 (66)
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


В Шaxaпэ растет огромное, в семь обхватов дерево. Один раз в год оно расцветает яркими цветами, похожими на тюльпаны. Поэтому и имя ему дали: «тюльпановое дерево». Мы же называем дерево это Чыгыдахэ. Под сенью его и собираются на ежегодную молитву памяти павших в русско-кавказской войне все причерноморские шапсуги.

Руслан Гвашев : «Исповедь у священного дерева, - Чыгыдахэ»По официальной версии история Чыгыдахэ начинается с Раевского, якобы посадившего его во время русско-кавказской войны. Однако, прабабушка моя, светлой ей памяти, прожившая более ста лет и ушедшая из этой жизни в 1964 году, говорила, что не помнит, чтобы Чыгыдахэ было когда-либо хоть на сантиметр меньше. Да и размеры дерева сами за себя говорят: во всяком случае, гораздо больше 150-ти лет оно прожило на свете.

Многое видело Чыгыдахэ, много рассказать может, если кто имеет уши. Да вот беда случилась с людьми: язык заимевши ушей лишились.

В народе у нас поверье есть: если кому нужно важное решение принять, проблему, разрешить сложную, - пойди к Чыгыдахэ. Помолись помолчи. Ответ придет обязательно.

Народ Мудрый, просто так ничего не говорит и решил я последовать его совету. Пришел я со своей молитвой к священному дереву: «Знаю, Боже, ты один для всех, всех слышишь, все замечаешь. Услышь и меня. Один вопрос не дает мне покоя, о гущэ, нужен ли кому-либо мой народ?

Хозяйствовали, жили на земле, сохраняли ее дивную красоту, законам ее подчинялись. Сколько нас, шапсугов, было? Одни пишут - от 300 до 700 тысяч человек, другие - до двух миллионов цифру доводят. Да и самому посчитать можно.

В Малом Шапсуге -18 основных рек. По пятьдесят аулов примерно на каждой было: кладбища, топонимические названия и по сей день сохранились. В ауле 60-80 семей, по 5-6 детей, посчитать — более полумиллиона человек выходит. Столько же и в Большом Шапсуге, если не больше. Всего же шапсугов - миллион с лишним — самая большая этническая группа адыгов.

У меня много бабушек было. Знали они, что я песни старые слушать люблю. Часто пели, гъыбзэ - песни-плачи, а среди них были и такие, которые поются - только в узком кругу. Такого количества плачей не маши ни у одного народа, да и у других адыгских племен вряд ли найдется.

Семьдесят два аула стояли на реке Шахэ. Великий ученый, исследователь северных морей Лазарев, на корабли пушки установив, мужчин на берегу опасаясь, женщин и детей в горных аулах бомбил. Кто выжили - через несколько лет карателями генерала Геймана за двое суток были уничтожены. Семьдесят два кладбища осталось на реке Шахэ. Остатки народа под дерево это согнали.

Что думали, что чувствовали эти люди, послушай, Чыгыдахэ тебе расскажет. Месяцами кольцом казаков окруженные кораблей дожидались. Из тысяч десятки выжили.

Советская власть тоже не осталась в долгу. В Казахстан высылали, в Сибирь. Из пяти тысяч народа - тысяча (все мужское население) воинами на вторую мировую ушли. Защищать большую родину, обиды на нее не тая. Больше половины погибли. Два героя Советского Союза, посмертно. Места им до сих пор в районном центре не нашлось. Одному из героев в родном ауле памятник поставили, рядом с домом, чтобы видела мама.

Теперь плоды и этой войны пожинаем: в нашем ауле в 60-х годах одно временно проживало более 10 человек, которым было свыше ста лет сегодня, же старше моего отца, которому восемьдесят три года, никого не осталось.

Призывали на войну из Шапсугского национального района. Вернулись инвалидами в Лазаревский-район, названный в честь истребителя шапсугов. В ауле Большой Кичмай, где 120 домов, в восьмидесятых годах 87 человек с высшим образованием было. Из них десять — в местной школе работают: Другие же, кто профессию избрал в! Москве, Петербурге, живут с оглядкой сюда, хоронить в Шапсугию везут.

Те кто родину выбрал — сторожами, пожарниками paботают. Так вымывается интеллектуальный потенциал народа. Из сотен тысяч шапсугов, потомков изгнанников, живущих на чужбине и мечтающих о возвращении, смогли вернуться их прописаться на родине только двое, женившись на местных девушках.

В Америке тревогу бьют наркомания, алкоголизм. Через родовые институты деградацию личности остановить хотят. В Америке... Раньше у нас в ауле один пьяница был, все над ним смеялись. Теперь смеяться некому. Как сейчас помню, бабушка держит на руках своего внучка, говорит на адыгском языке, непонятном внуку. «Боже, за что же Ты меня наказал, чем я прогневила Тебя, что кровинка моя - носик этот я узнаю, ротик, подбородочек - все узнаю, но не могу! поговорить с ним на своем родном языке?» — кто может ответить на этот вопрос?

Язык, который уходит с бабушкой. Помню, я еще студентом был, учился в Майкопе. Приехала ко мне мама, проведать. Ночевала в общежитии. Утром радио заговорило по-адыгски - новости. Кинулась мама на колени, хоть никогда раньше не молилась: «О, Господи, - говорит, - какое счастье слышать родную речь по радио, когда о жизни государства говорят на родном тебе языке».

Пятьдесят лет мой отец с соратниками добивались нескольких часов трансляции Адыгейского радио на шапсугской территории. Пятьдесят лет обещаний. С тех пор мало что изменилось. А может, и ничего.

Но есть и сегодня такой день, когда все наносное отступает, когда не увидишь во всем ауле пьяного человека. Выпрямляются спины, грация и красота царят в этот день, ловкость и мужество. Многотысячная шапсугская свадьба. Только здесь оживает древнейший адыгский танец удж-хурай.

Теперь изобретают психодинамику: специальные упражнения, когда мысль движет телом. Шапсугский танец. Это нельзя танцевать механически. Здесь вся экосистема, гармония, пластика, психодинамика, изначально, присущая человеку.

Еще недавно бабушка Хао была единственной, кто мог читать Коран. Сейчас трое молодых людей вернулись с учебы в арабских странах. Несколько языков изучили. Ведут бесплатные занятия по воскресеньям: рассказывают о Коране, учат! арабскому языку. Воистину, и в самые худшие времена, Бог никогда! не покидал нашу родину.

Сейчас многие приезжают, дольменами-испунами интересуются. Сохранились дольмены на Кавказе в большом! количестве. Особенно в Шапсугии. Такое впечатление. что вся Наша земля Большой и Малый Шапсуг - была покрыта дольменами. Всё виды; дольменов- встретишь здесь: плиточные, корытообразные, монолиты и совершенно уникальные малоизвестные тины.

Много - споров, догадок об их предназначении существует. Более пяти тысяч лет Стоят они на земле, предшественники пирамид.

Был такой замечательный археолог в Шапсугии, Тешев Мадин, легендарный человек. Всю жизнь дольменами занимался, ночевал в них. Утверждал он, что это анрекраеные обсерватории, до сих пор выполняющие свои функции|.

Мало кто внимательно относится сейчас к каменным стелам спутникам дольменов - менгирам. Ориентированы менгиры были. на Солнце и звезды или дублировали расположение звезд. А геометрические их параметры были подобраны так, чтобы преобразовывать негативные теллурические излучения в положительные. Дороги же между дольменами прокладывались с ютом энергоструктуры местности.

Другие элементы дольменной культуры напоминают, небольшие ванны. Люди, страхом наполненные, едва увидят углубление, кричат о жертвоприношениях, увидит рельеф человека без головы человеческие жертвоприношения были, говорят. Древние народы, по их представлениям, дикие.

Что мы о них знаем, о древних, о цивилизациях, ими созданных... Человек в медитации, растворивший свои разум в разуме высшем, свое это в Божественном! Его тело здесь, но он сам - во всем, всюду, он един со Вселенной - вот вам человек без головы. Помолчи. Подслушай. Человек, не трясись от страха, послушай себя, свою суть, свой язык.

Тхьацу (тесто) = Тхьа (Бог) + цу (бык) - божий бык; Тхьацуфалъэ (скалка) = Тхьа (Бог) + цу (бык) + фалъэ (погончик) - погонщик божьего быка.

Вот ответ ищущим, вот жертва, которая нужна Богу Подарил, по легенде, Бог плодородия Тхагаледж зерно просяное людям. Трудитесь, возделывайте, не будете знать нужды. И по сей день около каждого шапсугского аула растет обязательно Тхьэчыг - модельное дерево.

И до сей день готовят женщины особую ритуальную пищу из пресного теста, начиненного сыром мятой и орехами, и идут молиться к лому дереву, и разносят потом по всему аулу эту священную пищу, чтобы каждый попробовал. Послушай.

ТхьамышкIэ (бедняк) = Тхьам (Божий) + шк1э (теленок) - божий теленок. Как относиться к бедняку?- Как к божьему теленку говорит язык.

Для меня, шапсугский язык санскрит, священный язык. Только слушай. Все в нем есть. Шапсуги жили изолированно, не монголы, ни россияне не нарушали ИХ быт на протяжении многих и многих веков. Хорошо это или не очень,-но именно это обстоятельство позволило сохраниться языку да и вообще культуре в наиболее первозданном виде.

У дольменов есть особенность не всегда открывающаяся взгляду. Двадцать летя ходил к одному дольмену, водил экскурсии, делал с археологами обмеры не видел. Пришло время, вместе с ним и понимание: не хлебом единым. Как можно было до сих пор не заметить прекраснейшие знаки на, самых видных местах дольмена - 20 см в диаметре, около сантиметра глубиной!

Спросил археолога - не современная ли это графика? Нет. древние изображения, современники дольмена. Вообще же. дольмены, «прячут» знаки свои. В землю прячут, осыпаются, откалываются с куском портала! Такое впечатление, что они сами знают, когда показаться, ждут своего времени.

Древняя цивилизация вложила в дольмены свойство, способное раскрыть тайну ВееЛеннойлеред человеком, чтобы углубить разум его. Так что же, те, кто могли трансформировать и транслировать энергию с помощью, знаков через пространство и время были невежественны?

Мой народ хранил эти древние сооружения нетронутыми, может, чувствуя их функцию, может, подсознательно памятуя их значимость для будущего не ты строил не тебе разрушать. Что ж видно воистину сказано было: есть время собирать камни и время разбрасывать.

Станица Шапсугская Абинского р-на Краснодарского края. После русско -кавказской войны не осталось ни одного шапсуга. Стоит памятник 136 семьям охотников-переселенцев заселивших эти места после. На 2.8 подводах свезли они разрушенные ими же дольмены, благо удобно плиты распускать на кирпичи.

Построили церковь. Тоже нужное дело. Не простояла она и 50 лет. Пришли большевики. Разобрали церковь. Построили клуб да школу. Прошло чуть более 80 лет, постройки протекают, стены лопаются. Стоило ли ломать чьи-то храмы, простоявшие тысячи лет?

Даховская станица с подобной же историей. В низине среди хребтов, в красивейшем месте хорошо видны были более десяти разнообразнейших дольменов. Без затрат на строительство мишеней красногвардейцы успешно расстреляли их во время одного из учений.

Остатки сложили в кучу. Туда же попали и дольменные плиты, разрушенные во время строительства дороги, Местные жители заметили необыкновенное волнение при приближений, к ним и свечение, в сумерках. Недавно проезжал по трассе, ведущей к тем обломкам, видел, красивый ресторан, достроенный, из них.

В Лазаревском районе г. Сочи была роздана земля под дачи то пять соток. В считанные дни были распилены около тридцати дольменов в этих местах. Не помогали ни таблички «Охраняется государством», ни письма в органы власти. Через два года в этой местности прошли оползни, повредившие или разрушив все дачные домики.

Natpress

Руслан Гвашев : «Исповедь у священного дерева, - Чыгыдахэ»
Опубликовал administrator, 1-06-2011, 15:43. Просмотров: 1299
Другие новости по теме:
Сочинский исследователь: «Древние горцы Кавказа создали вход в параллельный ...
Аслан Гвашев: «Запугать черкесский народ не получится»
На Черноморском побережье Кавказа (в Туапсинском районе КК) пропал дольмен. ...
В Кичмае (Сочи) Международный день коренных народов так ни разу и не отмеча ...
Ученые недосчитались десятков древних дольменов на Кубани и в Адыгее