Архив сайта
Июнь 2018 (3)
Май 2018 (10)
Апрель 2018 (10)
Март 2018 (10)
Февраль 2018 (11)
Январь 2018 (12)
Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Житель города Туапсе Краснодарского края Рустам Тхагушев в конце марта этого года подал заявление в суд о признании Устава муниципального образования несоответствующим статье 8 Федерального закона № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Шапсугия: танец на раскаленных углях, - Аслан ШаззоОн считает противозаконным тот факт, что местные законодатели не включили в городской устав положение о коренном малочисленном народе – шапсугах, которые проживают на территории города и к которым он относится.

Это не первое и, очевидно, совсем не последнее обращение в судебную инстанцию по данному делу. Располагает к такому пути то, что всё кажется предельно простым. Конституция России, как записано в ней, гарантирует права коренных малочисленных народов – в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и договорами РФ.

В развитие ст. 69 конституции, где это продекларировано, права данных народов закреплены в комплексном виде в федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Закон этот вступил в силу в апреле 1999 года, и шапсуги Причерноморья, которые ждали его принятия, рассматривая его как «свой», опубликовали текст в полном объеме в газете «Шапсугия», печатном органе Хасэ – своего общественного парламента.

В марте 2000 года в порядке уточнения к данному закону постановлением Правительства России был утвержден «Единый перечень коренных малочисленных народов РФ», куда с указанием, что они – жители Краснодарского края, внесены шапсуги. Данное обстоятельство тоже не стало неожиданным для шапсугов, более того, они знали – это результат компромисса между национальным движением и федеральной властью. Дело в том, что 15 июня 1992 года – еще не Государственная Дума РФ – а Верховный Совет РСФСР принял решение о воссоздании Шапсугского национального района.

Вспомним слова первого президента России Бориса Ельцина: «Берите столько суверенитета, сколько проглотите». Они были сказаны после того, как шапсуги в 1990 году приняли Декларацию о воссоздании национального района на I съезде шапсугского народа. И данную декларацию, в частности, поддержал III съезд горских народов Кавказа, в работе которого принимали участие представители Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Абхазии.

Но если все же соотнести решение съезда шапсугов с репликой президента, то они проявили большую сдержанность в намерении «глотать». «Если наши предшественники в начале XX века, - рассуждали они, - составляя 3366 человек, добились права на национальный район, то для нас, которых сегодня около 10 тысяч, не будет чрезмерным требовать воссоздания этого района».

Однако дальше законодательного органа страны этот документ не пошел. Тому были самые разные причины. Это и роспуск российского парламента, и война в Абхазии и многое, многое другое. Но главное, конечно, заключалось в том, что слово и дело в России сопряжены друг с другом совсем не часто.

Вскоре не без участия властей разного уровня в национальном движении шапсугов наметился раскол. Одни во главе с тогдашним председателем Адыгэ Хасэ Русланом Гвашевым, настаивали на том, что проблемы шапсугов могут быть решены только в рамках государственного образования. Их называли «радикалами». Другие – «умеренные» – попутно обвиняя первых в том, что они рвутся к власти, рассказывали о благах, которые сулит закон о правах коренных малочисленных народов, к тому времени, правда, еще не принятый. Как отмечалось тогда, его обсуждение велось в Госдуме РФ.

Таким образом, смена лидерства в Хасэ стала неизбежной, новым председателем организации был избран Мурдин Тешев. И период после этого можно условно назвать временем ожидания. При умеренной подпитке из Краснодара общественная организация вела в основном «просветительскую» работу – через свой печатный орган.

Однако с вступлением в силу закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» «радикалом» мог стать и этот лидер. Его сменили без особого шума, придав статус почетного председателя организации.

Новому главе общественного парламента Меджиду Чачуху на первых порах даже дали должность в Краснодаре. Поначалу продолжалось и финансирование организации – из внебюджетных средств. Затем, около двух лет назад оно было прекращено.

Те же два года откладывается проведение отчетно-выборного съезда организации. И нынешний глава как и собственно сам шапсугский парламент фактически утратили свою легитимность. То есть, сложилась патовая ситуация. Впрочем, эта ситуация обещает быть выправленной в конце апреля этого года. И так долго откладываемый очередной отчетно-выборный съезд планируется провести именно в Туапсе.

Показательно в связи со сказанным выше, что предприняло руководство организации в период принятия устава муниципального образования Туапсе. Оно, как и можно было ожидать, выступило с предложением внести в устав положение о шапсугах во время обсуждения его проекта – осенью прошлого года. Муниципалитет заслушал и это предложение во время планового слушания. По его результатам руководство общественного парламента заявило, что аргументы шапсугов приняты – «на экспертизу», для проведения которой понадобится время. Между тем во вступившем в силу вскоре после слушаний уставе нет никаких пометок о том, что некоторые его пункты будут доработаны или дополнены. Другими словами, предложение было внесено по большей части для «отвода глаз».

Показательно и то, что принятие устава Сочи тоже сопровождались подобными действиями и комментариями.

Поэтому, не предъявляя претензий к руководителям общественного парламента, Рустам Тхагушев обратился сразу в суд.

Федеральный закон № 82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» действительно мог бы существенно улучшить положение шапсугов. Вот только некоторые из прав коренных малочисленных народов установленные этим законом, которых на сегодняшний день лишены причерноморские адыги. >

Они имели бы право безвозмездно владеть и пользоваться землями различных категорий в местах традиционного проживания. Право на возмещение убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания. Могли бы пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию.

Имели бы право на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов. Могли бы получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.

Но, наверное, главное в том, что они имели бы право участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Это последнее особенно важно потому, что сейчас населенные пункты шапсугов, входят в сельские или поселковые округи местного самоуправления, в которых само шапсугское население составляет в лучшем случае 30% от общего количества их жителей. Аулы эти расположены на довольно большом расстоянии друг от друга – частью в Туапсинском районе, частью в Лазаревском районе города Сочи. И, конечно, тем меньше у представителей этого коренного населения шансов возглавить данные муниципалитеты, а, возглавив, решать проблемы народа, к которому они принадлежат.

Можно сказать, что и сейчас часть шапсугов занимается традиционным промыслом. Это сбор грецкого ореха, каштанов, фундука, а также заготовка сухофруктов. Однако данное занятие сезонное, которое не может дать семье круглогодичное обеспечение. И, тем не менее, занимается этим практически все население аула, в основном безработное, приезжают на этот период из городов и прибрежных поселков и молодежь.

Автор этой статьи некоторое время назад побывал в ауле Псыбе Туапсинского района, где наблюдал именно такой «сезон». В горах неподалеку от аула растут каштанники, которые, как считается, были заложены непосредственными предками жителей аула – некоторые из них носят имена родов аула. Есть ореховые рощи, которые, по словам аульчан, посажены в советское время – колхозами. Трудней с фундуком, эта культура должна возобновляться значительно чаще, чем названные. Но, несмотря на это, и фундучные плантации вокруг аула поддерживаются.

Посетил автор и такое место, которое сейчас в Краснодарском крае и Адыгее называется черкесским садом. Это грушевая роща, расположенная вокруг вершины горы, представлявшей собой большой луг. Он, по словам проводника, ранее использовался как пастбище. Но поскольку он находится в труднодоступном месте, то там держали стадо постоянно, спуская оттуда молочные продукты и лишнее для пастбища поголовье. Теперь в ауле такого стада нет. Но роща плодоносит до сих пор. Поэтому по-над ней построены так называемые сушки – нечто подобное печам, на которых высушиваются плоды. И самое трудное, конечно, в этом деле не сбор плодов и их приготовление, а спуск готового продукта с горы и его транспортировка по руслу реки в аул.

Появился в последнее время шапсугских аулах и новомодный, чаще всего семейный бизнес – этнотуризм. Этим, например, занимается первый председатель шапсугского общественного парламента Руслан Гвашев, перенесший инсульт перед памятным V съездом организации в 2002 году, на котором было принято решение отказаться от воссоздания района. Он прошел путь реабилитации, затем, около двух лет назад, организовал на своей усадьбе небольшой музей. Дочь и зять к этому времени уже отстроили перед входом в самшитовое ущелье небольшое кафе.

Суть бизнеса заключается в том, чтобы заманить на свой маршрут однодневные экскурсионные автобусы с отдыхающими на черноморском побережье. В программу данного семейного предприятия входит посещение музея, где на основе уникальных экспонатов посетители услышат рассказ по истории шапсугов, где в кафе желающие могут ознакомиться с национальной кухней. А под занавес экскурсии будет представлен эксклюзивный аттракцион – либо сам Гвашев, либо один из его учеников покажет адыгский танец, исполняемый на углях только что ярко горевшего костра.

Но далеко не все шапсуги могут заниматься такого рода бизнесом. Например, жителям Псыбе, самого северного из шапсугских аулов, его организовать проблематично, поскольку он отдален от моря на 12 километров, и ехать туда нужно по гравийке.

Как уже сказано, правительственное постановление, которым шапсуги внесены в «Единый перечень коренных малочисленных народов РФ», подписан в марте 2000 года. И, само собой разумеется, обращения в суд были и раньше. Но эти заявления местная фемида отметала с легкостью – причиной могла стать любая ошибка или оплошность.

Серьезная заявка на преодоление «марафона» сделана в прошлом году. И здесь все приемы, используемые в таких случаях чиновниками и работниками судов, повторились. Существенная разница в том, что заявители практически не допускают ошибок и, главное, не выказывают намерения сойти с дистанции, а их оппоненты, нарушают законы, в том числе внутренние свои инструкции. Все это становится дополнительными аргументами в руках заявителей, и представители государства начинают заметно нервничать.

В мае 2006 года к мэру города Сочи Виктору Колодяжному обратился с вопросом, почему он, Инвербий Кобж, представитель коренного малочисленного народа, житель аула Большой Кичмай Лазаревского района города Сочи, платит налог на землю.

На его письмо ответил исполняющий обязанности первого заместителя Константин Мищенко. Он писал: «При осуществлении налоговых правоотношений законодательно закреплено, что отдельные группы физических лиц, относящиеся к малочисленным коренным народам, вправе не уплачивать земельный налог – физические лица, относящиеся к народам Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (пункт 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ)».

Другими словами, Налоговый кодекс РФ, противореча Конституции РФ, федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и правительственному перечню, не включает в список льготников коренной малочисленный народ Краснодарского края – шапсугов.

На основании этого сочинские законодатели пошли еще дальше: «Данная норма закреплена в подпункте 14 пункта 1 статьи 7 решения Городского собрания Сочи от 21. 11. 2005 года № 348 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи», - отписывает Кобжу Мищенко.

В связи с этим, по словам чиновника, «отсутствуют основания для внесения в Городское собрание Сочи проектов решений о закреплении прав и законных интересов коренных малочисленных народов по освобождению от уплаты по земельному налогу». То есть, согласно отписке, на территории Сочи имеют право на льготы коренные малочисленные народы Севера, Сибири и дальнего Востока. А коренные шапсуги, проживающие на своей исторической земле и приписанные перечнем к Краснодарскому краю – нет. И требовать восстановления своих прав Кобж не может, потому что законные интересы коренных малочисленных народов соответствующими законодательными актами уже соблюдены.

В июле 2006 года в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России №7 по Краснодарскому краю по поводу налогов на землю обратились Ислам Напсо и Харет Тешева, проживающие в поселке Головинка Лазаревского района города Сочи. На данный запрос 15 августа ответила заместитель руководителя межрайонной инспекции советник налоговой службы Ш ранга Анна Немцева. В ее ответе говорится еще более прямо, что «в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» и решением Городского собрания г. Сочи № 348 ст. 7 п. 14, от уплаты налога за землю освобождаются физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов».

Анекдотичное «право» коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, пояснил уполномоченный представитель заявителей по данному делу Заурбек Шу, записанное местными законодателями в решение Городского собрания Сочи по уплате налога за землю, далеко неслучайно. На самом деле оно никак не может быть реализовано представителями этих народов на территории города. И те, кто приняли данное положение, знают об этом. Объясняется все очень просто – Причерноморье не является территорией исконного проживания, природопользования, промыслов и т.д. этих народов. А принята эта норма – пусть это и выглядит очень глупо – для того, чтобы не дать этих прав тем, кому они положены.

Затем, 25 июля Ислам Напсо и Харет Тешева направили письмо в адрес председателя Городского собрания Сочи Валерия Подповетного и депутатов этого городского собрания. Однако ответа на него они не получили.

14 сентября того же года Харет Тешева и Ислам Напсо направили новые заявления (каждым отдельно) в Лазаревский районный суд города Сочи – «Об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и признании частично недействующим нормативного акта органа местного самоуправления». Ответ из суда пришел с 16-дневным опозданием, тогда как законом на это отводится 5 дней. Суд вынес определение о возврате заявлений, мотивируя его тем, что предложенное к рассмотрению дело является не подсудным данному районному суду, оно должно быть направлено в Центральный районный суд города Сочи.

По словам уполномоченного представителя заявителей Заурбека Шу, данное определение могло быть оспорено в кассационном порядке. Однако, отметил он, это было бы сопряжено с большой и бесполезной тратой времени. Поэтому заявители (17 октября) обратились в ту судебную инстанцию, которая значилась в полученном определении.

Эти заявления были рассмотрены через 10 дней. Суд своим решением оставил их «без движения». В обосновании данного определения значится: «фактически имеет место спор о праве по уплате (об освобождении от уплаты земельного налога) за конкретный земельный участок…». Поэтому судья Центрального районного суда Сочи Сергей Мартыненко «разъясняет заявителям необходимость оформления искового заявления об освобождении от уплаты земельного налога…, относящегося к коренному малочисленному народу Краснодарского края РФ – шапсугам по данному земельному участку».

Другими словами, пояснил Заурбек Шу, судья, не отрицая того, что заявители относятся к коренному народу РФ, предложил заявителям, тем не менее, повторить уже пройденный ими путь. Заявители указывают, что хотят добиться отмены уплаты налога в виду принадлежности к коренному малочисленному народу, им возражают: извините, но ваше место уже занято народами Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Поэтому заявители обратились в этот же Центральный районный суд Сочи с тем, чтобы судья Мартыненко направил дело на рассмотрение в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда. Судья это сделал (опять же с задержкой) в декабре прошлого года. Тогда же уполномоченный представитель заявителей обратил внимание на то, что часть документов возвращена заявителям. Но она была приобщена к делу ранее и должна была понадобиться на заседании Судебной коллегию Краснодарского краевого суда.

Поэтому на данное заседание, которое тоже проведено с 10-дневным опозданием, Заурбек Шу отправился с этим пакетом документов. Но, несмотря на это, рассмотрение было отложено в виду отсутствия этих документов. По словам главы Судебной коллегии, от уполномоченного представителя заявителей данная инстанция не может принять этот пакет, его может приобщить к делу только судья Мартыненко, в силу чего дело возвращается в Сочи. Отметим, в Сочи дело вернулось также с задержкой, после чего судья Мартыненко ушел в отпуск, который закончится лишь в текущем месяце.

По словам Заурбека Шу, все препятствия, которые чинятся в этих судебных инстанциях, вызывающие горький смех или другие смешенные чувства, в общем-то, были изначально прогнозируемы. Даже судьи, сказал он, которые вершат закон, в данном случае – лишь исполнители – защитники политической установки. И как бы долго судья Мартыненко ни отдыхал, ему придется снова отправить документы в Краснодар, оформив их правильно или снова неправильно.

Что касается суда по уставу города Туапсе, то он, по словам уполномоченного представителя, прошел на удивление без задержки – 12 апреля. Но результат и здесь был отрицательным. Все судебное заседание было посвящено тому, что судья и представитель городской администрации объясняли, что татары, цыгане, представители других национальностей в городе проживают, а шапсуги нет. На просьбу Заурбека Шу провести по этому поводу этнологическую экспертизу суд дал отрицательный ответ. Не принял в качестве аргумента суд и то, что заявителем в данном судебном процессе является Рустам Тхагушев, шапсуг по происхождению, житель города Туапсе. И, конечно, здесь тоже будет апелляция.

Историческая Шапсугия занимала территорию: по Черноморскому побережью от нынешнего порта Кавказ до Сочи, по реке Кубань на восток – до предместий современного Краснодара. В нее входили земли шапсугских подразделений – натухайцев (сейчас от них остался один небольшой аул в Тахтамукайском районе Адыгеи) и хакучинцев (о которых сегодня существуют лишь упоминания). Собственно Шапсугия делилась на Большой и Малый Шапсуг. От первого осталась нынешняя Прикубанская Шапсугия – 4 аула в Адыгее неподалеку от Краснодара. Малый Шапсуг – Причерноморская Шапсугия сегодня насчитывает 14 аулов в Лазаревском районе города Сочи и Туапсинском районе Краснодарского края. На основе этих аулов в советское время и был создан Шапсугский национальный район.

В конце 18 века (после прихода к власти Оливера Кромвеля в Англии и перед первой Французской революцией) в Шапсугии, а также в ближайших землях – Убыхии и Абадзехии произошло «изгнание князей и дворян», как данное событие именуется в адыгском фольклоре. То есть на этих территориях было упразднено сословное неравенство. В российских источниках эти субэтносы называются демократическими.

Данное обстоятельство обусловило демографический рост населения – шапсугский субэнтос стал одним из самых многочисленных среди адыгских. Также оно обусловило развитие, как сказали бы сейчас, рыночных отношений и производства. К 30 годам 19 столетия, когда Русско-Кавказская война была в самом разгаре, по свидетельствам современников, в горах Западного Кавказа уже не оставалось не обработанных участков. Вместе с тем, здесь имелись обширные участки леса, которые тоже были ухоженными. Именно в них росли так называемые черкесские сады, которые могли быть растянуты на несколько десятков километров.

Уничтожая и осуществляя тотальную депортацию шапсугов, Россия преследовала несколько целей, главными из которых являются «выход к Черному морю» и искоренение «французской заразы на Кавказе». Так писал об этом в своих циркулярах царь Николай I.

С точки зрения современности возрождение шапсугского образа жизни имеет под собой и мощный экологический аспект. С уходом шапсугов, убыхов и абадзехов утеряны уникальные сорта кукурузы, проса, ячменя, пшеницы и других зерновых культур, сорта плодовых деревьев и винограда, виды домашних животных, приспособленных для этой местности. В целом же хозяйствование этих субэтносов привело к тому, что на Западном Кавказе установился особый «здоровый климат», от которого в современном русском языке остался лишь фразеологизм «кавказское долголетие».

И последнее: Шапсугский национальный район был образован в 1925 году, упразднен в 1945 году – 25 мая, когда еще не закончилась вторая мировая война и подавляющее большинство мужчин-шапсугов оставались мобилизованными в армии.

Натпресс, Аслан Шаззо.

Шапсугия: танец на раскаленных углях, - Аслан Шаззо
Опубликовал administrator, 10-04-2007, 15:26. Просмотров: 2210
Другие новости по теме:
Согласно отписке налоговой службы Сочи, шапсугам за землю платить нужно
Дело по защите природных прав адыгов-шапсугов растет как снежный ком
Мэрия Сочи не признает за шапсугами прав коренного малочисленного народа
Шапсуг из Туапсе предлагает пересмотреть устав города
Краснодарская судебная коллегия в вопросе коренных шапсугов посчитала сочин ...