Два года назад в ауле Бесленей в Карачаво-Черкесии установили памятник - мать-черкешенка, прижимает к груди своего приемного ребенка, в память о героическом поступке местных жителей, спасавших еврейских детей в годы ВОВ. В 1942 году в аул привезли воспитанников ленинградского детского дома №12. Совет старейшин аула вписал всех вновь прибывших в похозяйственную книгу под черкесскими фамилиями. А уже через месяц в аул вошли фашистские оккупанты.
В России завершается подготовка к празднованию Дня Победы. Главным событием по традиции станет парад на Красной площади, где уже установлены трибуны. Перед зрителями пройдёт современная военная техника, а небо над столицей огласится рёвом двигателей лучших пилотажных групп страны. 9 мая на центральных площадях и в парках состоятся праздничные концерты, у воинских мемориалов столицы пройдут акции памяти о подвиге солдат Второй мировой. А в Карачаево-Черкесии у памятника, установленного ровно два года назад в ауле Бесленей, соберутся те, кто помнит о героическом поступке местных жителей.
Муса Агержаноков отсчет своей биографии ведет с 5-летнего возраста, когда он оказался в черкесском ауле Бесленей, и его усыновил местный крестьянин Якуб Агержаноков. От прошлой жизни остались только фотография и почти забытое имя - Марик.
- Он совершенно чужого ребенка, чужой веры, чужого языка принял в свою семью - это уже говорит о многом, о благородстве этого человека.
В апреле 1942 года своей очереди на эвакуацию из блокадного Ленинграда дождались воспитанники детского дома №12. Дорога в 2500 км, которая в мирное время заняла бы не больше недели, растянулась на долгих 5 месяцев.
- Сначала маленькие блокадники товарным поездом добрались до Армавира. Там их разделили на группы и в обозах, запряженных лошадьми, отправили дальше - в Грузию. Планировалось, что у каждой группы будет свой маршрут. Один из обозов выбрал вот эту проселочную дорогу, которая для 32-х детей из блокадного Ленинграда стала "дорогой жизни". Ведь именно по ней в августе 1942 года они приехали в аул Бесленей.
Через считанные минуты у обоза собрался весь аул: в грязной телеге, прикрытой брезентом, жались друг к другу дети, в лохмотьях, истощенные и обессилевшие.
- Привезли их в аул, чтобы раздать детей, чтобы дети могли спастись от голодной смерти.
В тот же день совет старейшин аула принял непростое решение - вписать всех вновь прибывших в похозяйственную книгу под черкесскими фамилиями. А их настоящие документы уничтожить - воспитанники 12-го ленинградского детдома имели еврейское происхождение. Уже через месяц в аул войдут фашистские оккупанты.
- Тех детей, которых отправили отсюда до Теберды - в Теберде ведь все погибли. Этих детей, еврейских детей, там выманивали, обманывая: "Вот если ты еврей, мы тебе дадим больше хлеба, и т.д."; и те, которые признавались - их в газовые машины были специальные.
Сегодня людей, в годы Холокоста спасавших евреев, называют "Праведниками мира", но для того, чтобы это звание, пусть и посмертно, получили приемные родители ленинградских детей, нужно доказать еврейское происхождение детдомовцев. А это невозможно. Жителям и гостям аула о гражданском подвиге бесленеевцев напоминает лишь памятник, установленный в самом центре села - мать-черкешенка, прижимает к груди своего приемного ребенка.
Елена Орехова, Ольга Кузнецова, Северокавказское бюро "ТВ Центра", Карачаево-Черкесия.
tvc.ru