Архив сайта
Сентябрь 2017 (24)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (42)
Июнь 2017 (68)
Май 2017 (66)
Апрель 2017 (68)
Календарь
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Андрей Осташко: «Хьет жегъыIэ! – Будь хеттом!» или «хетты существуют до сих пор»
«Бог не может изменить прошлое, но историки могут.

И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу,

Бог терпит их существование.…»

Сэмюэль Батлер


История, – слово, имеющее несколько значений. Первое, – «то, что было». И второе, – «наука, изучающая и описывающая то, что было». Очень часто бывает так, что наука История описывает то, что было неточно, зачастую неправильно и с искажениями, – заблуждается, ошибается, находится в плену своих устоявшихся схем и концепций. Ошибки происходят намеренно и ненамеренно, случайно и с умыслом. Как и любая наука, История любит делать открытия, получать в своё распоряжение интересные факты. Сами учёные – это тоже люди, и ничего человеческое им не чуждо. Ведь совершить открытие – это и признание, и слава, и карьера.

Но при всём при этом Историческая наука остаётся инертной и консервативной, с большим трудом принимает новые взгляды и новые подходы к старым проблемам. Почему? Дело в том, что любая текущая концепция, господствующая в науке – это плод труда какого-нибудь выдающегося учёного, авторитета в этой области знаний. Чтобы кто-то осмелился пересмотреть его мнение, должно пройти как минимум лет – 40-50 после ухода из жизни этого светила науки. И только потом кто-то скажет, что этот учёный ошибался, или скажет, что эту концепцию необходимо пересмотреть. Можно сказать, что Историческая наука медленно «едет» на «авторитетах», что её поезд не торопясь ползёт в гору.

Есть и другая причина медлительности и консервативности. Дело в том, что многие учёные сделали свою карьеру на устоявшихся концепциях и теперь сдвинуть их с места практически невозможно. К этому можно ещё добавить и то, что государственные формации, религиозные и политические организации, а также национальные и националистические, исповедующие или продвигающие определенную идеологию, вносят свой вклад в «благородное дело» переписывания Истории. Таким образом, выстраиваются «выгодные» и «удобоваримые» варианты исторических концепций. Всё это в итоге даёт необъективную Науку.

Обнаружив что-то новое, Наука поступает следующим образом – смотрит, укладывается ли этот новый факт в текущую стройную схему, «нужную» идеологию и политику. Если укладывается – великолепно! Можно поздравлять с открытием, подтверждающим прошлое открытие. А если не укладывается, или, что ещё хуже для первооткрывателя, – разрушает существующее мнение? Тогда оставить пока без внимания и задвинуть в «долгий ящик» до лучших времён.

Один из таких удивительных и неудобоваримых для науки фактов является фраза, существующая у черкесов как оборот речи, как устойчивое словосочетание: «Хьет жегъыIэ!», что в переводе на русский означает – «Будь хеттом!». А точный смысловой перевод: «Веди себя так, чтобы о тебе говорили: он – хетт». В этой фразе также скрыт эмоциональный призыв: «Приумножай и продолжай славу хеттов!». Это словосочетание и сейчас активно применяется в повседневной речи у черкесов, это – действующая живая фраза, используемая в народе. Обычно это говорит старший годами младшему, напутствуя или наставляя. Например, провожая в дорогу, в армию, на учёбу, на соревнования.

Следует также обратить внимание на то, что в словосочетании: «Будь хеттом!» нет значения или смысла, который бы выражался во фразе: «Будь похожим или подобным хетту» или же «подражай хетту». Оно призывает не стараться быть похожим на хетта, а именно не забывать, что ты хетт. То есть тот человек, который произносит это выражение, считает себя и того, кому это говорится – хеттами. Исходя из этого, становится ясным и понятным, что мы имеем дело с архаичным самоназванием черкесов.

Об этом говорит здравый смысл, ведь логично, например, что русский может сказать своему младшему – «Не забывай, что ты русский!», но вряд ли скажет – «Не забывай, что ты поляк!». Китаец скажет своему: "будь китайцем!"но ни в коем случае не будет призывать своего младшего – будь японцем. Черкесы считают себя хеттами, называют себя хеттами, и в этом ёмком словосочетании огромное эмоциональное наполнение, – гордость по поводу этнической принадлежности и гордость историческая. В этой фразе кроме прямого смысла, заложен ещё и призыв – приумножать и продолжать славу хеттов. И именно то, что черкесы считают себя хеттами и называют себя хеттами, является неувязкой с официальной исторической версией.

Где географически хетты, а где черкесы? В какое время жили хетты, и когда появились черкесы? В чём они пересекаются? Так могут задать нам вопросы учёные-хеттологи. И тут же сами на них ответят: «Черкесы хеттами быть не могут!». Потому что никому из первооткрывателей хеттов, чьи труды являются основами знаний об этом древнем народе, не было известно о словосочетании: «Хьет жегъыIэ!» и поныне бытующим у черкесов. Иначе хеттология, вероятно, пошла бы иным путём. Получается такая неувязка, что эта маленькая фраза, будучи принята во внимание, может изменить существующую концепцию и дать повод полностью пересмотреть хеттскую проблематику!

Сейчас же в текущей концепции единственной нитью, связывающей черкесов и Хеттскую державу, является тезис о том, что язык доиндоевропейских жителей Малой Азии – хаттов близок по своей структуре и лексике с языками адыго-абхазской группы (адыгский, убыхский, абазинский, абхазский). Но этой «тонкой нитью» наука не интересуется и не разрабатывает её. Давайте теперь возьмём некоторые научные тексты и определения в них, касающиеся хеттов, и подвергнем кое-что сомнению. Начнём с той большой терминологической путаницы, существующей относительно хеттов. Эта путаница является одной из самых главных причин относительно того, кто такие хетты.

Итак:

Хеттами наука называет народ, говоривший на индоевропейском языке, неизвестно откуда появившийся в Стране Хатти. Он постепенно в течение нескольких веков заселил эту страну и стал сосуществовать совместно с местным аборигенным населением – хаттами.

Хеттами наука также называет народ, образовавшийся в результате долгого совместного проживания и смешивания пришельцев индоевропейцев с местным аборигенным населением – не индоевропейцами хаттами. И вообще хеттами принято называть всех жителей Хеттского государства.

Хеттами называют народы, проживавшие в маленьких царствах, – осколках некогда могущественной Хеттской державы, разбросанных по всей Анатолии после падения этой империи.

«Протохеттами» наука называет народ, который проживал в Малой Азии до того, как там стали появляться индоевропейцы. Самоназвание этого аборигенного населения было хетты и хатти, – в зависимости от диалектного произношения. А пришедшие на их земли индоевропейцы называли себя – неситы. Также в науке говорится, что «протохетты» имели зрелую цивилизацию на момент появления первых неситов. Между «хеттами»-индоевропейцами и «протохеттами» – нет никакой генетической и этнической связи, хотя сам термин «прото-» предполагает её.

Библия называет хеттами, хетеянами, хеттеями все народы, указанные в вышеперечисленных пунктах. Собственно благодаря этой книге все впервые и узнали о существовании Хеттской державы в древние времена.


В обыденном сознании тех, кто хоть что-то слышал о хеттах, в популяризованном представлении и нарочно примитивизированном современном научном изложении, хетты – это первые в истории индоевропейцы, завоевавшие Малую Азию и господствовавшие на этих землях. Они первооткрыватели железа и конкуренты Древнего Египта, построившие великую цивилизацию.

Противоречия скрыты в терминологии, а терминология лежит в основе правильной подачи информации. Терминология – это условный язык, и если в ней есть противоречия, то в знаниях появляется путаница. Относительно наших определений, если информацию в пункте № 1 принять как правильный термин или верное определение, то информация в пунктах № 2 и № 3 – получается не верная, и не точная. Если считать верной информацию, изложенную в пункте № 2, то теперь уже прочие пункты ошибочны. В любом случае, термин – «протохетты», указанный в пункте № 4, уже изначально не верен, – это не компетентное определение. Нельзя применять приставку – «прото-» там, где нет последовательной генетической и этнической связи.

Из-за этой всей путаницы и образовалось научное утверждение, изложенное в пункте №6, - примитивизированное и популяризованное понятие о хеттах. Вот один из образцов таких понятий: «Но хетты продолжали задавать загадки. И главная была ещё впереди – на поверку хеттский оказался индоевропейским языком! А это влекло за собой другую проблему: значит и народ был индоевропейским…» (А. Волков, Н. Непомнящий. «Хетты. Неизвестная империя Малой Азии»).

Что же можно противопоставить этой путанице и достаточно примитивным представлениям? Что, кроме фразы «Хьет жегъыIэ!», есть ещё у черкесов? А есть ещё многое, сохранённое в преданиях черкесского народа, в песнях, в языке, в обрядах, в знаниях о самих себе. Научная экспедиция, собиравшая старинные песни адыгов в 30-е годы ХХ века, обнаружила песню на бжедугском диалекте языка черкесов. Приведём здесь текст песни в переводе на русский язык:

«Хетты наши деды,
Древнейшими племенами являющиеся,
Предания рассказывают.
Хеттов царство огромное
За большим морем лежащее,
Становится известным, расширяется.
Свою границу до Египта доводят хетты
Рамзес – царь Египта
Недовольный этим войну начинает.
Хетты свои знания во все стороны приносят
Правитель Египта – фараон Рамзес
К хеттам прибывает,
Соглашение заключают вместе.
Обе стороны породнились…»

Как говорится, – комментарии излишни…

Есть ещё лингвистические примеры и в абхазском языке, который родственен черкесскому. В обиходе абхазов бытует одно очень интересное выражение. Когда абхаз хочет сказать фразу: «Родной язык», он произносит: «А-хатэы бызшаа», что дословно переводится на русский, как – «хаттский язык». Кроме того, на всех черкесских диалектах, чтобы спросить у человека – «ты кто?», нужно произнести: «уэ ухэт?», что дословно переводится – «ты хетт?», то есть в смысловом значении: «ты свой?», «ты наш?». У черкесов и сегодня достаточно распространены фамилии с корнем «хат», где законсервировалось хеттское прошлое – Хатко (Хьэтыкъуэ), Хатыж (Хьэтыжь), Атажукин (Хьэтэжьыкъуэ), а также имена – Хьэту, Хьэтэ, Хьэтызэ и др.; также одна из черкесских народностей называется – хатукайцы.

Всё это является знаниями черкесского народа о своём славном прошлом, о себе самом, поэтому они ближе к истине, к здравому смыслу. Здравыми являются и такие высказывания учёных: «С другой стороны в науке установлены также несомненные черты родства кавказских языков с некоторыми ныне мёртвыми языками Передней Азии, в частности с протохеттским языком. Этот последний, как выясняется, особенно близок к абхазо-адыгским языкам, в частности к убыхскому».

Говоря о родстве «протохеттского» языка с адыго-абхазскими Г. А. Меликишвили пишет: «Употребление префиксов в качестве морфологических элементов, а также многие другие явления морфологической структуры языка на самом деле сближает его с горскими кавказскими языками (убыхским, адыгским, абазинским). С. Т. Еремян также причисляет древние абхазо-адыгские племена к протохеттскому этническому миру».

Согласно известному российскому автору Александру Асову, «протохетты»-хатты и исторические атланты – это разные наименования одного и того же народа. Автор пишет: «Итак, определено местоположение Атлантиды, – реальной страны, погибшей во время Дарданового потопа. Населял эту страну высокоразвитый народ – атланты, точнее хатты, протохетты. Культура атлантов оказала огромное влияние на культуру окружающих народов, в том числе и праславян».

Необходимо обратить внимание на следующее. Как было описано выше, и Наука, и Библия, и обычное популяризированное мнение, называют хеттами разные «субъекты», тем самым противореча друг другу. И им неизвестно доподлинно кто именно из этих «субъектов» называл себя хеттами. С другой стороны черкесов хеттами никто не называет, но они сами себя так называют, и считают себя потомками именно этого древнего народа.

Почему произошла такая путаница в терминах, почему индоевропейская составляющая в знаниях о хеттах вышла на передний план, а «протохеттская» составляющая остаётся в тени и соответственно значение черкесов и их знаний об этом остаются незаметными и даже неизвестными Науке? Ведь несомненно, и это видно, как говорится, невооружённым глазом, что знания о хеттах, как и сама их страна, и их история, состоят из двух составляющих – неиндоевропейской и индоевропейской.

Первая причина путаницы и того, что, говоря современным языком, индоевропейский компонент имеет больший «пиар», в том, что первооткрыватели хеттов – сами европейцы. Поэтому то, что они придали большее значение «своему» индоевропейскому компоненту, – является вполне естественным. Вторая причина – это, несомненно, то, что само открытие цивилизации хеттов и расшифровка текстов происходили в конце XIX - начале ХХ вв. – то есть в эпоху расцвета «индоевропейской идеи». Тогда наука вела себя примерно так: находили телегу, мимо которой когда-то пробежали так называемые «индоевропейцы» и тут же Наука заявляла: «Это наша телега!», при этом, никогда не замечая, что в телеге-то сидели два африканца…

Наука, которая сама по себе является индоевропейской по определению, открыв хеттов, назвала их индоевропейцами. Это была мощная цивилизация, конкурент Египта, открыватель железа, и соблазн назвать это первой цивилизацией индоевропейцев был очень большим. Тем более нашлись клинописные таблички на доселе неизвестном индоевропейском языке. Так утвердилось мнение: хетты – это первые индоевропейцы, которые построили цивилизацию, равную Древнему Египту и так далее…

Хаттский изначальный элемент остался в тени, хотя он и сегодня лежит на поверхности, но эту тему сегодня практически не разрабатывают. Если её разрабатывать, то индоевропейская составляющая потеряет очень многое. Вот некоторые подробности, лежащие на поверхности, но «в тени»:

До того, как в Малой Азии стали появляться индоевропейцы, – там уже была высокоразвитая цивилизация, и пришельцы к ней не добавили ничего значительного. Можно сказать, что они пришли на уже готовое. Тот факт, что пришедшие в Малую Азию индоевропейцы стояли ниже по уровню культуры, – также известен.

Пришельцы не завоевали территорию Хатти, – они в течение столетий постепенно заселялись и осваивались среди местного населения.

Главнейший элемент культуры и главный элемент управления – это религия. Она осталась той же, что и до появления индоевропейцев, священным обрядовым языком остался доиндоевропейский – хаттский. Даже название богов остались хаттскими.

И кавказская страна Ашуйя, и Майкопская культура, и Хеттская империя – это всё звенья одной неразрывной цепи. Рассматривать хеттов отдельно – это просто не видеть всей исторической картины в целом. Ведь Страна Хатти не была островком цивилизации, а была частью большого единого мира вдоль всего южного и восточного побережья Чёрного моря, хоть и с раздельными центрами, но с родственными племенами.

Нет никаких свидетельств того, что индоевропейцы хоть в чём-то доминировали в Стране Хатти. Ни в политике, ни в культуре, ни в религии они не господствовали. Даже всё обстоит несколько наоборот. Известно, что большинство царей носило хаттские, а не индоевропейские имена. Религия не изменилась под влиянием пришельцев.

И процитируем ещё один факт: «В результате слияния индоевропейцев с аборигенными хаттскими племенами в Центральной Малой Азии образовался хеттский этнос, создавший приблизительно к середине XVIII в. до н. э. могущественное Хеттское государство, целиком воспринявшее богатые культурные традиции хаттов» (Г. Г. Георгадзе. «История Древнего Мира», 1989 г.).

Хеттами себя называли не индоевропейцы, а хатты, – а сейчас продолжают называть себя черкесы .

Однако мне могут возразить: почему же тогда хаттский язык в Стране Хатти стал мёртвым, сохранился лишь в религиозных текстах и обрядах, а индоевропейский стал языком делопроизводства, дипломатии в Хеттском царстве. И так ли это на самом деле? На этот вопрос отвечает учёный Гордон Чайлд в своей книге «Арийцы – основатели европейской цивилизации»:

«Во-первых, тот материал, который имеется в нашем распоряжении, а это таблички из государственного архива хеттских царей в Богазкёе, отражает только тот язык, на котором говорили хетты в Каппадокии, и на их основании нельзя делать никаких выводов относительно других «хеттов», например, тех, которые жили в Кархемише на севере Сирии. К тому же теперь становится ясно, что даже в Каппадокии существовало большое количество языков: палайский, митаннийский и протохеттский. На последний следует обратить особое внимание, поскольку он оставил после себя собственные письменные памятники. Не вызывает никаких сомнений, что «хеттов» нельзя относить к числу индоевропейцев. Другое дело диалект, который сами писцы называли «наш язык», несомненно испытал на себе индоевропейское влияние».

Жаль, конечно, что Гордон Чайлд не знал, что у черкесов есть выражение – «Будь хеттом!», – это бы его ещё больше убедило в правоте собственных выводов. Сам хаттский язык, несомненно, относится к Адыго-абхаззской группе Кавказской семьи языков, и такой же сложный как черкесский, убыхский, абхазский языки.

Многие носители хаттского языка могли перейти на более простой индоевропейский язык, особенно в сфере государственного управления. Подобные примеры в истории черкесов были и позднее, – мамлюкские султаны-черкесы управляли империей на арабском языке. А современные черкесы в Турции перешли на турецкий, как на государственный и более лёгкий язык, по сравнению с их родным. Видимо, так произошло и в Стране Хатти, где более простой индоевропейский язык быстро распространился по полиэтничной империи, как более приемлемый в качестве международного, а сложный местный хаттский язык остался как разговорный и священный язык.

Иначе, как говорят современные учёные если хатский язык полностью исчез еще в те времена, сохранившись лишь в религиозных текстах, и стал мертвым языком, то как тогда до наших дней дошла фраза – «Хьет жегъыIэ!»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо показать противоречия, которые имеются в науке – хеттологии. Для этого приведём устоявшиеся научные или ставшие популярными тезисы и контраргументы или знания черкесского народа о себе:

1. Хетты – индоевропейцы.

1. Да, действительно среди этноса, называемого «хетты», был значительный индоевропейский компонент. Но сами индоевропейцы не называли себя – «хетт». Это иноназвание по наименованию страны, жителями которой они являлись и которая существовала до них. Хеттами себя называли аборигены – хатты («протохетты»). А сейчас в современном мире хеттами себя называют черкесы.

2. Хетты–индоевропейцы, создатели высокоразвитой цивилизации и державы равной Древнему Египту.

2. Цивилизация хаттов существовала задолго до прихода индоевропейцев в Малую Азию.

3. Царь Анитас – первый царь хеттов.

3. И до Анитаса в Стране Хатти были цари, однако, Анитас первый царь, попавший в летопись, которую прочли наши современники-учёные. Ошибочно с Анитаса начинать историю хеттов.

4. Хетты-индоевропейцы – первооткрыватели железа.

4. Железо было известно хаттам раньше, чем индоевропейцы попали в Центральную Малую Азию. Об этом говорит послание фараона царю Хатти с просьбой прислать ему железный кинжал. Послание датируется 2000 г. до н. э.

5. Хетты-индоевропейцы господствовали в Малой Азии с 1750 по 1200 до н.э.

5. Нет никаких свидетельств тому, что индоевропейцы в чём-то доминировали над остальным населением Страны Хатти. Скорее, имеет место обратное: большинство известных царей носили хаттские имена.

6. Индоевропейцы завоевали Малую Азию и создали империю.

6. В литературе многократно повторяется, что завоевания не было, а происходило постепенное заселение индоевропейцев в Страну Хатти и интеграция.

Из всего вышесказанного можно сделать такие выводы:

Необходимо создание науки Черкесо-Абхазалогии для того, чтобы с позиции живых осколков древнейшей цивилизации – черкесов (адыгов), убыхов, абазин, абхазов пересмотреть знания о хеттах, стране Ашуйя, Древней Месопотамии, Майкопской культуре не раздельно, а в единстве. Для этого также необходимо знание языков и диалектов всех вышеперечисленных кавказских народов.

Открытия, о которых Джон Коларусо сообщил в 2011 г. (подробнее в другой главе), ещё раз подтверждают то, что будущие европейцы и будущие черкесы в далёком прошлом очень долгое время были во взаимодействии друг с другом.

Существующее популярное мнение о хеттах-индоевропейцах, создавших Хеттскую державу, не выдерживает критики. Можно лишь говорить о том, что в стране Хатти существует некая индоевропейская составляющая. При этом магистральная политическая модель – конфедерация, управляемая единым правителем и по сути имеющая социалистический государственный строй, - что является нонсенсом для Древнего Мира, осталась прежней.

Единственные осколки Страны Хатти, существовавшей до прихода индоевропейцев в Малую Азию, – это черкесы и абхазы. И для них «хетт» – это древнее самоназвание.

История хеттов не есть промежуток между XVIII и XII вв. до н. э. Это, как раз тот период, когда будущие европейцы и будущие черкесо-абхазы сосуществовали в рамках одного государственного образования. Именно в этот промежуток времени будущие европейцы переняли у будущих черкесо-абхазов культуру, которая стала основой их Европейской Цивилизации, не говоря уже о генах, который, согласно последним открытиям, в достаточно большом количестве имеется в среде европейцев.

Историческая наука в случае с хеттами ещё раз показывает свою необъективность и неповоротливость, при этом «авторитетно» продавливая «выгодные» идеи, и будучи по определению «индоевропейской», – тянет одеяло на себя.


Теперь хочется привести интересный пример из Библии на хеттскую тему. В ней есть рассказ, о пожалуй, самом известном хетте – Урии Хеттиянине. Этот персонаж Ветхого Завета был в списке лучших воинов правителя государства Израиль – царя Давида. О нём повествует 11 глава 2-й Книги Царств. Все, кто читал Ветхий Завет, помнят эту историю. Поступок Урии Хеттеянина стоит совершенно отдельно от других поступков и деяний, описанных в Библии. В чём отличие? - спросите вы. Отличие в мотивации.

Библия полна историй о различных подвигах, поступках, деяниях. Они совершались во имя веры, Господа, царей, женщин, братьев. Были поступки, совершённые из-за жажды власти, из-за жадности, а причиной других была подлость, корысть и т. д. Были, конечно, деяния и во имя любви и сострадания. То есть в каждом случае есть свой мотив. И поступок Урии кардинально отличается от всех других, описанных в Ветхом Завете, именно своей мотивацией. Вспомним, как это было.

Урия Хеттеянин, отказывается идти домой спать с женой, нарушая тем самым приказ своего царя – Давида. Сам Давид таким образом хотел скрыть причину беременности жены Урии – Вирсавии. Беременность, как мы узнаём из того же рассказа, наступила от того, что в то время, пока Урия находился на войне, царь Давид принудил его жену к близости, и она от него понесла. Если бы Урия хотя бы одну ночь провёл дома, то можно было бы обосновать беременность Вирсавии. Поэтому царь Давид с помощью хитрости пытается отправить Урию ночевать домой.

И вот Урия отказывается идти домой ночевать, хотя это приказ его царя, а, как известно, слово господина – закон для его слуги. Но нет, Урия не идёт домой, а ночует у ворот дворца вместе с охраной. Он не выполняет приказ царя, а следует какой-то собственной внутренней установке. И эта установка сильнее, чем слово царя, хоть слово царя и закон для его слуги. У самого же царя Давида об этой установке нет даже понятия, иначе он выбрал бы другую тактическую хитрость в отношении Урии.

Какая-то этическая норма, неизвестная царю Давиду и другим израильтянам, не позволяет Урии выполнить приказ царя. Любой другой воин на месте Урии, прибывший с войны и давно не видевший свою жену, с радостью бы выполнил приказ царя, даже не задумываясь. Но только не хеттеянин. Он царю отвечает: «… и господин мой Иоав и рабы моего господина пребывают в поле, а я вошёл бы в дом свой есть и пить, и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю!» Такое поведение говорит, что Урия Хеттеянин подчиняется этической норме, которая в более позднее время известна у черкесов как – «зекIуэ хабзэ» – неписанный походный закон. Он является частью общей черкесской этики – Адыгэ Хабзэ .

Во время набега, похода, войны каждый воин подчиняется «зекIуэ хабзэ». Основополагающий принцип походного закона звучит так: «Интересы группы (партии, войска, отряда) всегда важнее интересов любого отдельно взятого воина. Ни один отдельно взятый воин не может иметь никаких привилегий и благ в отличии от других до завершения данного похода (войны, набега). Другие важные принципы этого кодекса таковы:

«Уйти с поля боя по любой причине, кроме тактических соображений, оставив других – означает покрыть своё имя и своих детей позором навсегда»
«Командир избирается только на время похода и только по личным качествам».
«Командир покидает поле боя последним».
«Сдаться в плен – самое большое бесчестье».


Эти принципы и требования сохранялись у черкесов в их воинской культуре вплоть до конца XIX века.

И вот в понимании Урии – идти спать со своей женой в то время, когда его боевые товарищи в поле, приравнивается к побегу с поля боя. Такое понимание в принципе характерно для хеттеянина. Единственно возможным выходом для себя он видит – ночевать с такими же воинами как он сам – с охраной дворца, с воинами которые находятся непосредственно при исполнении своих воинских обязанностей. Таким образом, Урия создаёт для себя ситуацию, в которой он может считать себя не убежавшим с поля боя. Царь Давид повторно пригласил к себе Урию на следующий день и «ел с ним, и пил, и напоил его».

Царь надеялся, что в нетрезвом состоянии Урия уж точно пойдёт ночевать домой к своей жене. Однако же нет, не идёт, – ночует с охраной у ворот дворца. Даже напившийся Урия не нарушает свой внутренний устав. Здесь надо подчеркнуть, что никто никогда не упрекнул бы его, если бы он ночевал дома. Только его внутренний принцип и воинское воспитание, его совесть ему и судьи . Именно этот воинский принцип, неизвестный израильтянам, не позволяет выполнить Урии волю царя. Если вы скажете, что в этом нет ничего удивительного, такой принцип мог бы быть не только у хеттов и черкесов, то вы будете неправы –ведь иудеям об этом ничего не известно – это ясно из самого библейского рассказа.

Похоже, что Урии не раз говорили старшие: «Хьет жегъыIэ!» - «Будь хеттом!», то есть – «Приумножай славу хеттов!». И он действительно продолжил и приумножил на тысячелетия. Урия Хеттеянин – символ настоящей воинской чести. Честь стоила ему жизни. Имя Урия ещё несколько раз встречается в истории черкесов, и видимо, в дохристианской Черкесии было достаточно распространено.

Из древней надписи известен – Уэр Хьэту – полный тёзка Урии Хеттеянина, о котором 4 тыс. лет назад писал ассирийский царь Нарасмин. Эта надпись высечена в камне. Написано, что из Западного Кавказа тысячу лет назад пришли хатты под предводительством Уэр Хьэту и захватили город Аккад, и построили города Кархемиш и Тхапсек.

Уэри Дадэ – так звали предводителя касогов (предков черкесов) который в поединке боролся с русским тмутараканским князем Мстиславом в 1022 г. В русских летописях это имя звучит, как – «Редедя».

Уэри Дадэ – так звали судью в народном суде, в одном из рассказов о мудреце Жабагы Казаноко. Уэри был предшественником Жабагы в народном суде.

Во всех случаях, кроме рассказа о судье, имя Урии носят воины – командиры подразделений. Возможно, это воинская должность, либо некое прозвище, данное сослуживцами за боевые заслуги, потому, что по-черкесски:

«Уэрра!» – нападай!
«Уэр» – война, военное.
«Уэрубыд» – военнопленный.
«Уэрыш» – боевой конь.
«Уэркъ» – воин-профессионал, офицер.

(Буква "Э" в черкесском языке – короткий звук А)

По-видимому, английское слово – «wаr» и болгарское – «вор», - происходят от этого древнего корня..

Жену Урии Хеттеянина, которая впоследствии стала женой царя Давида и матерью царя Соломона, звали – Батшеба, что исказилось как – Вирсавия. «Бэ-ит-щабэ» в переводе с языка черкесов читается: Бэ – много, Ит – «содержащая», Щабэ – "нежная". Просто – «нежнейшая». Как имя для девушки, и в сегодняшнем черкесском мире, это имя органично и напоминает такие черкесские имена, как – НэфIыцIэ – «черноглазая», Пагуэ – «курносая», Нащхъуэ – «сероглазая», Щабэ – «мягкая, нежная».

Имя её деда – Ахитофел. Это имя содержит три черкесских корня: «хьет» - хетт, «фэ» - внешность, вид и «лlы» - мужчина. «А» – это обычное в адыго-абхазской группе языков приставка указывающий на конкретный объект – уточняющий аффикс. Лингвисты пытаются переводить это имя с древнееврейского, в результате получается – «брат безумия». Согласитесь, не самое подходящее имя для советника царя Давида да и вообще это имя аллогично для любого народа .

Возвращаясь к Урии Хеттеянину хочется добавить, что для современного черкесского мужчины поведение Урии не вызывает удивления. И для современного черкеса это нормальное поведение, полностью понятное и естественное. Восемь из десяти адыгов в такой ситуации на месте Урии, скорее всего, поступили бы так же, и это было бы для них органично.

Ещё один важный момент. Рассматривая юридические нормы в Хеттском государстве и этические нормы в Черкесии в XVIII-XIX вв., также и обычное право у черкесов, невозможно не обратить внимание на явные аналогии. Они касаются «отчётливо» выраженной гуманности у хеттов и у черкесов в отличие от своих соседей. Многие исследователи подчёркивают гуманность хеттских законов, большую мягкость по сравнению с законами вавилонян, ассирийцев, египтян, израильтян – современников и соседей хеттов.

Хетты давали более высокую оценку жизни, личности и достоинству человека. В Стране Хатти смертная казнь фактически была под запретом, – только царь мог приговорить к смерти и то только за политические преступления. Абсолютно аналогичное отношение к смертной казни мы находим и у черкесов. Смертная казнь настолько была неизвестна в домусульманской Черкесии, что первый смертный приговор, вынесенный одним из первых шариатских судов в Кабарде (Восточная Черкесия) – остался без исполнения. Для его исполнения не смогли найти палача. В стране, где буквально каждый был готов сносить головы врагу в честном бою, не нашлось ни одного, готового отрубить голову беззащитному преступнику!

Наивысшей мерой наказания у черкесов – было изгнание из рода и селения. Изгнанный уходил из своего аула или племени в другое место к другому народу, либо скитался в горах. Так появились абреки. «Абрадж» в переводе с адыгского – «живущий на природе, вне поселений». Обычно тот, кто раскаялся, приходил в чужое селение, где по законам гор, его принимали как гостя. У него был шанс начать всё заново, к нему не относились предвзято как к преступнику. И это тоже пример гуманности. Сегодня ещё существует черкесский народ, у которого за всю историю вообще никогда не было смертной казни – это убыхи.

Историк Оливер Герни писал: «У хеттов полностью отсутствуют страсть к пыткам и жестокостям, которая так явно проглядывает в победных анналах ассирийских царей». Это полная аналогия с описаниями польского офицера Теодора Лапинского, три года жившего среди черкесов во время Кавказской войны. Он писал: «Черкес по своей натуре храбр, решителен, но не любит бесполезно проливать кровь, и не жесток. У черкесов изувечение трупов, отрезание голов, ушей, рук, ног, убийства невооружённых, гнусности над женщинами, которыми сопровождается война, совсем неизвестны».

Другая аналогия Черкесии и Страны Хатти – это наказание имуществом. В хеттском обществе наказанием за убийство свободного человека – была «плата за кровь»: 4 раба, похороны за счёт убившего и отдает в обеспечение свой дом. В Черкесии также была чётко установлена плата за убитого. В зависимости от того какого сословия был убитый, варьировалось количество слуг, голов крупного и мелкого рогатого скота, оружия и доспехов. Мы видим тот же принцип наказания через 3500 тыс. лет.

Чешский учёный Бейджих Грозный, один из основоположников современной хеттологии, расшифровавший индоевропейский хеттский язык, гуманность хеттов относил к тому, что они, будучи, по его мнению, индоевропейцами, – обладали врождёнными способностями к управлению. «Это было у них в крови» – писал Б. Грозный. Можно сказать, что выразив такую мысль, Грозный ошибся дважды. Первая ошибка произошла, видимо, по незнанию. Тогда ещё не было известно, что не все люди, говорящие на индоевропейских языках – братья и родственники (как например, неродственны генетически афроамериканец из Нью-Йорка, для которого родной язык английский – индоевропейский и индус для которого родной санскрит – индоевропейский).

И вторая ошибка. Если даже допустить, что все народы, говорящие на индоевропейских языках – родственны, и если это, как сказал учёный, «в крови» у всех индоевропейцев, – где тогда аналог этой гуманности в индоевропейском мире в другой стране? На сегодняшний день, как мы видим, аналог есть только у черкесов, однако – они народ не индоевропейский. Эти глубоко проникшие в ментальность народа гуманные, признающие личность человека и жизнь его высшей ценностью, установки, как особый склад ума существовали и у хаттов. Они сохранились и у последнего осколка народа Хатти – черкесов.

Индоевропейцы хоть и долгое время находились в одном государстве с будущими черкесами, но эту особую ментальность не переняли, – как показала более поздняя история Европы. Возможно, эти этические установки, о которых говорилось выше, не так видны, как «Хьет жегъыIэ!» или песня о войне с Рамзесом, но однозначно – они такие же свидетельства того, что черкесы – наследники того доиндоевропеского мира Страны Хатти и более поздней Хеттской Державы.

Чем было «Хьет жегъыIэ!» в древнем мире будущих черкесов в Стране Хатти? Возможно, это был какой-то военный девиз или призыв перед сражением, или простое повседневное воспитательное наставление. Установить это теперь уже не представляется возможным. Но если принять во внимание, что это выражение дошло до наших дней через 3,5 тысячи лет, то это благодаря огромной силе и эмоциональному наполнению, заложенному в этом коротком сочетании слов. У русских есть поговорка – «Эх была – не была!». Эта поговорка очень полно передаёт настоящий русский дух. «Хьет жегъыIэ!» точно также полно передаёт настоящий черкесский дух и дух древних хеттов…

Эта глава начиналась с критики в адрес историков и справедливо будет завершить её призывом к будущим историкам: «Обращайте внимание на те знания, которыми владеет народ, на его песни, танцы, язык, а не только на те знания, которые собраны в книгах!» Остаётся только пожелать историкам будущего – Хьет жегъыIэ!

andostashko.narod2.ru
Опубликовал administrator, 30-04-2013, 11:40. Просмотров: 4849
Другие новости по теме:
Из истории древнейших хаттов, их страны Хатти с ее столицей Хаттусой
Индоевропейская и адыго-абхазская языковые семьи имели единый праязык?
С помощью черкесского языка – Адыгабзэ – мы можем стать ближе к Создателю?
Хатты и черкесы-грузины, - Леван Кочламазашвили, Черкесский культурный цент ...
Этноним «черкес», возможно, был рожден в славном хаттском прошлом адыгов