Архив сайта
Октябрь 2017 (11)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (45)
Июль 2017 (42)
Июнь 2017 (68)
Май 2017 (66)
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Многочисленные события, происходящие на черкесской общественной арене начиная с конца 2009 года и сотрясающие ее по сей день, свидетельствуют об огромном числе проблем, стоящих перед черкесским сообществом. Вместе с тем наблюдателю за происходящим нетрудно заметить, что картине недостает чего-то важного.

Али Кешт (Иордания): «О черкесской идеологии»Размышления о событиях и ситуации в целом не оставляют сомнений в том, что речь идет о народе, имеющем собственную, особого рода национальную проблему. Тем не менее на упомянутой нами арене наблюдаются хаос, нестабильность, разногласия и неспособность поставить черкесский вопрос в той форме, в какой это надлежит сделать. Налицо множественность позиций, весьма различающихся между собой, - явный признак неполадок в верхушке черкесской общественной пирамиды. Крах 1864 года и пережитые скитания привели к тому, что черкесы стали восприниматься как общность без собственной идеологии и даже определенной национальной идентичности. Пережитый ими упадок позволил другим народам утверждать, будто черкесской проблемы вовсе не существует, и, более того, будто понятие "народ" неприменимо к черкесам, ибо это народ без родины.

Черкесы в равной степени разочаровали своих друзей и врагов - по причине того низкого уровня, до которого пала черкесская идеология, и это привело к потере черкесским вопросом немалой части доверия и объективности. Вместо вопроса о сути черкесской проблемы другие стали задаваться вопросом, а есть ли вообще такой народ – "черкесы", чтобы у него могла быть собственная национальная проблема?! В связи с подобным идейным и идеологическим откатом черкесского вопроса видится необходимым оглянуться в прошлое и обрисовать нынешнюю черкесскую реальность, находящуюся во власти хаоса и противоречий. В этой непростой ситуации целесообразно попытаться найти "первичное" видение черкесской действительности и, отталкиваясь от него, дать ответы на следующие вопросы:

1.Как мыслят черкесы? (Черкесский менталитет)

2.Кто представляет черкесов? (Легитимность)

3.В каком состоянии находится черкесский вопрос? (Черкесская политика).

Понимая, что детальное рассмотрение данной темы невозможно в рамках одной статьи, а требует специальных научных исследований для изучения всех аспектов черкесского "явления", мы считаем полезным представить здесь некоторые принципиальные замечания.

1. Как мыслят черкесы?

Примечательнейшая особенность черкесского менталитета состоит в том, что те ценности и идеалы, которые считаются у других народов незыблемыми и не подлежащими дискуссиям и торгу, - такие как национальное достоинство, суверенитет, высший интерес нации и т.д., - в черкесском менталитете являются предметом, приемлемым для обсуждения, и даже торгов и уступок. Причина кроется в утере черкесами по большому счету того самого национального менталитета и собственной идеологии. Это состояние породило лень и инертность, результатом чего является невежественное в национальном плане большинство, не понимающее того, что происходит вокруг, и не осознающее подстерегающих его опасностей. Состояние черкесов можно сравнить с состоянием итальянского общества в период существования мелких государств, когда общая обстановка характеризовалась раздробленностью и расколом, произошедшими под влиянием внутренних и внешних факторов. В то время силы итальянского народа уходили к другим народам, но появившиеся среди сынов Италии мыслители направили свои усилия на объединение страны, формирование единой идеологии и определение высшего интереса нации.

Современный черкесский менталитет имеет ряд особенностей:

1. Понятие руководства у черкесов лишено веры в единого лидера или руководителя. Черкесы гордятся тем, что они не подчиняются одному лидеру, а следуют принципу "просвещенного управления", представленного прослойкой старейшин нации, и что устройство власти у них соединяет в себе "аристократию и демократию", что означает власть общества или народа в целом, - следовательно, нет подчинения собственно руководителю или вождю. Как правило, у разных народов их славные достижения неразрывно связаны с именами национальных лидеров и вождей. У тех же черкесов история мамлюкского и некоторых других малых государств ассоциируется с именами вождей и князей, сумевших сплотить черкесов под своим знаменем и принести им славу и величие. И здесь можно говорить о первой особенности черкесского менталитета, а именно – о том, что обстоятельства, связанные с изгнанием и катастрофой 1864 года, привели к искажению взглядов черкесов на суть руководства и лидерства. Вместо руководства, представленного людьми разумными и мудрыми, черкесским народом стала править толпа. После падения Черкесии в 1864 году и начала массовой депортации российские власти приступили к процессу русификации, который подразумевал замену черкесского менталитета и черкесского самосознания русским менталитетом и русским самосознанием и придание черкесским территориям русской окраски. Одним из средств достижения этих целей являлось навязывание народу руководителей извне - групп или отдельных лиц, лояльно настроенных по отношению к захватчикам. Эти люди получали поддержку силой и финансами, чтобы занять руководящие позиции в черкесских обществах, и как только это удавалось сделать, новоявленные руководители начинали проводить в жизнь интересы тех, кто их поставил. Именно этим объясняется политика нынешних российских властей, направленная на изгнание, ликвидацию и репрессирование национальных лидеров, отвергающих сотрудничество с ними, – политика, начавшаяся в прошлом и продолжающаяся по сей день. В похожей ситуации оказались черкесские общины и в странах изгнания, где им были навязаны руководители, непосредственным образом отражающие чужие интересы и не представляющие волю черкесского народа в этих странах. Сама система правления в черкесском обществе, поражение 1864 года и российская политика – три фактора, способствовавшие ликвидации верхушки черкесской общественной пирамиды и замене ее шумной толпой, что привело к разрушению данной вершины, а вслед за ним - разложению народа.

2. Зависимость и верноподданичество. Явное противоречие демонстрируется большинством черкесского народа относительно самой идеи правления: гордые тем, что когда-то их предки правили далеко за пределами своей страны, они в то же время обнаруживают, что на своей родине неизменно живут под чужой властью и следуют чужим указаниям. Черкес гордится мамлюкским правлением и рассуждает о причинах отдаления черкесов от власти на определенных этапах истории в странах изгнания, как, например, в Турции, но он никогда не говорит о том, кто правит на его собственной родине. То есть черкесы в той или иной форме соглашаются с идеей чужой власти, в какой бы роли ни выступали они сами - правителей или управляемых, но отвергают мысль, чтобы черкесы управляли сами собой.

3. Сосуществование и слияние. Замечено, что черкесы отличаются быстротой приспособляемости к окружающей общественной среде, однако этот их "дар" имеет такой недостаток, как неограниченность, в связи с чем он вызывает другое, опасное явление – растворение и слияние. В условиях отсутствия воспитания в духе национализма и приверженности общенациональной идее черкесы не понимают важности того, чтобы отношения с другими нациями строились на основе взаимодействия, но с соблюдением меры, в особенности потому, что в большинстве стран они представляют собой национальное меньшинство. К примеру, рядовой черкес не понимает, как важно проживать в районе, населенном одними черкесами, особенно в странах изгнания, в то время как другие национальные меньшинства стремятся к компактному проживанию, чтобы не потерять свой язык, традиции и культуру. Компактное проживание национального меньшинства на определенной территории придает ему нечто вроде демографического веса, социальную значимость, гарантирует сохранение прав. Характерная черта многих черкесских общин в депортации заключается в том, что их члены не имеют ничего против продажи своего дома или земельного участка и переезда в другую местность, даже если кому-то из них предстоит оказаться там единственным представителем своей нации, - в отличие от представителей других общин, предпочитающих совместное проживание в отдельных районах и отказывающихся продавать свои дома представителям других национальностей. Тяга черкесов к излишнему слиянию с окружающим миром привела к тому, что черкесский менталитет оказался под чужим влиянием, и тот факт, что в большинстве своем черкесы представляют собой национальное меньшинство, способствовал ускорению неизбежных в этом случае процессов растворения и исчезновения.

4. Равнодушие. Отсутствие воспитания в духе национализма породило у черкесского народа равнодушие ко многим вещам, которые внушили бы любому другому народу желание отомстить, особенно проживающим в странах изгнания. Но рядового черкеса, к примеру, не беспокоит, когда его исконные земли решают передать балкарцам, он равнодушен к олимпиаде в Сочи и к убийству национальных лидеров в Черкесске. Он не раздражается и не предпринимает ничего ни тогда, когда слышит о нападении группы карачаевцев на молодых людей черкесской национальности, ни тогда, когда русская девушка рассуждает о том, что черкесское побережье в действительности является русским, ни по поводу многих других ситуаций подобного рода. Потому что отсутствие воспитания в духе здорового национализма делает черкесский народ беспомощным, инертным, равнодушным к вопросам, касающимся достоинства нации и оскорбляющим ее прошлое и ее идеалы.

5. Черкесский менталитет отличается также неспособностью к определению того, в чем состоит высший национальный интерес, - в силу отсутствия сущностной, основополагающей идеи, которая сплотила бы всех представителей нации, как это имеет место у остальных народов. В связи с этим для начала чрезвычайно важно выявить проблемы, стоящие перед черкесским народом, и сформулировать его национальные чаяния и устремления через ответ на вопрос: "Чего хотят черкесы?" На первый взгляд вопрос может показаться трудным, - по той причине, что черкесский народ потерял способность к реагированию, или, выражаясь точнее, - способность к выработке четкой стратегии по определению своего будущего. Черкесский народ не имеет собственной идеологии, он потерял свою самобытность и следует во всем за другими, и ни один черкес не в состоянии ответить на вопрос о том, в чем заключается высший интерес - или высшие интересы - его народа. Как нет ни одной черкесской организации, способной определить эти интересы в полной мере, что в условиях современной кипучей и многообразной действительности вызывает естественный вопрос: применим ли термин "народ" к черкесам, не ведающим, в чем состоят их высшие цели, и не имеющим организации, работающей над их достижением? В ответ на вопрос о том, какие трудности стоят перед черкесским народом, вы получите длинный список проблем, и это нормально. Ненормальным является лишь то, что все эти проблемы являются в равной степени приоритетными, и у каждой из них имеются свои приверженцы, считающие ее важнейшей и первоочередной. Если задать вышеприведенный вопрос представителю другого народа, имеющего схожую с черкесским судьбу в плане борьбы за выживание и сохранение национальной идентичности, то его ответ будет свидетельствовать о единодушии устремлений и единстве чаяний этого народа. Если вы спросите у курдов, проживающих на родине или в изгнании, в чем заключается их национальная проблема, вам ответят: "Курдистан". Если вы спросите, в чем заключается высшая цель и мечта курдской нации, вам снова ответят: "Курдистан". Если задать аналогичный вопрос армянам на родине или в эмиграции, ответом будет "признание геноцида армян и Армения". Если задать два упомянутых вопроса североирландцам, то в ответ мы услышим, что их национальная проблема заключается, например, в отношении Британии к ним, и - "мы хотим иметь собственное независимое государство". Разумеется, между черкесами и этими народами существуют различия по многим параметрам, но общий вывод таков: у каждого народа имеется своя основополагающая, центральная проблема, высший национальный интерес, по которому двух мнений быть не может, и этот интерес движет чувствами и судьбами этого народа и определяет его лидеров. И когда у руководства оказываются люди, не разделяющие эту высшую цель и не работающие над решением основных проблем, это руководство свергается и объявляется незаконным.

6. В силу отсутствия просвешенного, квалифицированного руководства, а также неясности по поводу того, в чем заключается высший национальный интерес, черкесский народ стал на деле представлять собой совокупность черкесских народностей. После изгнания и расселения в странах Ближнего Востока, Турции, Европе и Америке каждая из черкесских общин превратилась в отдельную народность, и у каждой черкесской диаспоры сложился свой менталитет, своя идеология, свое лицо, выработались свои чаяния, надежды и цели. Многие черкесские общины подверглись сильному влиянию окружающей социальной среды, и общим у черкесских общин разных стран осталось лишь название. Эти общины мало интересует такое понятие, как высшие национальные интересы черкесского народа вообще. Множественность черкесских "лиц" и идейных позиций явилась одним из факторов, способствовавших упадку черкесской национальной идеологии и приведших к нынешнему состоянию очевидного хаоса и раздробленности. Руководители различных черкесских общин никогда не пытались найти между собой общий, объединяющий интерес, и можно утверждать, что черкесские лидеры сыграли немалую роль в извращении черкесского менталитета и отдалении масс от понимания высшей цели народа.

7. Проблема приверженности черкесской родине, которую в случае с черкесами можно определить как "множественность родин", - другое отличительное свойство черкесского менталитета. Если все народы в мире превозносят и слагают оды своей родине, даже в те времена, когда она находится в плачевном положении, и ненавидят изгнание и разобщенность, то черкесы - единственный народ, воспевающий чужбину и считающий исконную родину хоть и прекрасной, но - родиной предков. В этом заключается явление множественности родин, которое способствовало утере черкесами собственного достоинства и национального чувства. Это явление сложилось тогда, когда черкесский народ оказался за пределами своей родины, переживая период крайней подавленности. Черкесская пословица гласит: "Кто потерял родину, тот потерял все". И поскольку у любого народа должна быть родина, а понятие "народ без родины" оказалось несостоятельным и нелогичным, то черкесский народ решил, - не без помощи Османской и Российской империй, - заменить понятие родины преданностью и верностью правителям, вследствие чего "преданность правителям" стала синонимом "родины" и составной частью черкесского менталитета. У черкесов несколько родин: одна - предков, другая - отцов, третья - сыновей, четвертая - внуков, пятая - двоюродных братьев и т.д. Можно утверждать, что черкесский народ стал первым "глобализованным" народом в мире, поскольку он отвечает всем условиям глобализации: объединяет в себе ее физические признаки, следует лишь человеческим инстинктам, все больше теряет собственный менталитет... Ведь, судя по низкому уровню национальной культуры у черкесской молодежи, черкеса волнуют теперь лишь еда да личное положение. Ну и, разумеется, черкесские танцы.

8. Черкесский народ – народ "философов". Каждый черкес - философ сам по себе, он не может быть зависим от другого или считаться неправым. Нет единой идеи, определяющей общие чаяния, цели и планы, которым должен следовать каждый черкес, но каждый – знаток черкесского вопроса со своим собственным мнением. Это обстоятельство привело к состоянию идейной неразберихи, и черкеса больше не привлекает участие в общей работе на достижение высшего интереса нации. Более того, прервана взаимосвязь, черкесы больше не слышат друг друга, хотя к другим прислушиваются с большим вниманием, - чтобы получать указания и безропотно исполнять их. Черкесы больше не хозяева своей судьбы, решение этого "второстепенного" вопроса они предоставили другим, - Российской Федерации, например. В результате этого искажается и теряется черкесская история. Например, до недавних пор упоминание имен некоторых черкесских князей, вокруг которых когда-то сплотилась нация, таких как Кабард, Инал и другие, находилось под запретом по причине разногласий между самими черкесами по поводу их происхождения: некоторые считают их абхазами, другие – русскими и т.д. И если бесплодная беседа получила название "византийского спора", то черкесы в этом деле намного превзошли самих византийцев.

9. Можно сказать, что черкесы привязаны к своей истории "отрицательно-избирательно". Они превозносят свои достижения далеко за пределами родины, но плохо знают историю собственной страны и национальной культуры. Например, все черкесы наслышаны о черкесских мамлюках и их героических деяниях, но мало кто из них может назвать имена народных вождей, прославившихся в период Русско-Черкесской войны.

10. Черкесы не слушают друг друга. В отношениях между собой они тверды и непреклонны, в бесплодных дискуссиях проявляется весь их философский дар и способность победить в любом споре. Есть целая армия черкесов - мастеров превращать любой разговор, особенно, если он касается национальных вопросов, в спор ни о чем. Большинство черкесов придерживается принципа "прав тот, у кого громче голос", и люди с сильными глотками и крепкими голосовыми связками занимают ведущие позиции в черкесском социуме.

11. Черкесские танцы и песни. В одной из программ, показанных на телеканале "Русиа-ль-йаум", прозвучало мнение, что молодой черкес выражает свою национальную принадлежность либо посредством танца, либо пением, либо игрой на национальном инструменте… Это представление широко распространено среди черкесов как на родине, так и в странах изгнания. В силу многочисленных факторов, связанных с войной и изгнанием, представитель черкесской национальности стал избегать разговоров о своей родине и национальной принадлежности, поскольку это не отвечало законам победившего на родине режима, а также политике ассимиляции в странах изгнания. Вынужденное молчание компенсировалось танцами и пением как единственным способом сохранить хоть малую часть своей культуры, не вызывая при этом недовольства других. Страх и самообман – вот что стоит за излишним прославлением танца и танцоров. То, что на национальном флаге фигуру стрелы - воинского орудия, символизирующего силу во все времена, - заменила фигура танцующего черкеса, нанесло вред национальному достоинству черкесов. Допустимо ли, чтобы танец становился стержнем национального самовыражения для народа, имеющего 6-тысячелетнюю историю?

12. В век глобализации черкесский мыслитель, или интеллигент, стал занимать в обществе низкое положение. Ведущее место занял владелец капитала, человек, имеющий влияние, и это обстоятельство стало служить определяющим началом в черкесском менталитете. Если многие народы и нации обязаны своим развитием появлению собственных мыслителей и интеллигентов, на что существует множество примеров, то в черкесском обществе таковым нет места. Имеются в виду личности, воспитанные в национальном духе и мыслящие в национальном масштабе, поскольку образованных черкесов много, но лишь немногие из них готовы служить общему делу, да и те в большинстве своем люди преклонного возраста, начинающие проявлять интерес к национальным вопросам на закате жизни. Такое положение не способствует выявлению людей, глубоко понимающих суть черкесской проблемы и целенаправленно занимающихся ею, что лишает черкесскую мысль элемента силы и делает ее зависимой от тех интеллигентов, которые становятся черкесами "вдруг".

13. Политика. По-видимому, здесь кроется основная причина неспособности черкесского менталитета к самовозрождению и поиску решений связанных с ним проблем. Политика - слово запретное для черкесов, вызывающее в их душах ужас. Страх, посеянный другими, - именно он ответственен за нынешнее состояние идейного упадка и низкого уровня руководства в черкесских сообществах. Боязнь политической деятельности была и остается идеальным поводом для отказа от любых действий, имеющих национальную направленность, и сосредоточении внимания на неверном направлении – пропаганде культуры и фольклора, - деле, которое не может иметь позитивные плоды, не будучи оправленным в соответствующую политическую оправу. Ни на родине, ни в странах изгнания черкесы не имеют достаточных возможностей говорить о политике или заниматься ею, и можно сказать, что у черкесов перекрыт важный источник идейного вдохновения – политическая культура. Черкесы не имеют политической культуры. Нет механизма для реального представительства и выражения воли народа, отсюда - то состояние непонимания и бессознательности, в котором пребывают черкесы сегодня. Черкесам необходимо направить свои усилия на политическую деятельность. И тут следует понимать, что политическая деятельность, которая долгие годы была для них под запретом, не подразумевает столкновения или конфликта с другими, а означает наведение порядка внутри, - таким путем, который гарантировал бы отстранение случайных людей от власти и обеспечивал бы признание черкесами легитимности своих национальных лидеров.

В заключение отметим, что главная трудность в деле реабилитации черкесских руководителей состоит не в том, чтобы доказать низкий уровень нынешнего руководства, ибо сделать это совсем несложно. Трудность состоит в перевоспитании невежественного в национальных вопросах большинства среди самих черкесов. Когда появится группа просвещенных черкесов, верно ориентированных в национальном и идеологическом плане, никакое руководство не сможет злоупотреблять своим положением и пропагандировать чужие идеи за счет своего народа, не рискуя быть опозоренным и призванным к ответственности. И это явится началом пути к реабилитации черкесского лидерства, и в дальнейшем – возрождению черкесской нации с новым менталитетом, соответствующим требованиям нынешней ситуации.

Али Кешт

Перевод А. Керашева

Али Кешт – иорданский политолог и публицист, автор целого ряда аналитических материалов на арабском языке, которые посвящает главным образом событиям, происходящим в черкесском мире. В 2009 году защитил магистерскую диссертацию в Иорданском университете и имеет степень магистра политологии. Диссертация под названием "Внутренний конфликт на черкесских территориях Северного Кавказа: исследование и анализ (1991-2007)" явилась одной из немногих научных работ, посвященных исследованию политических аспектов черкесского вопроса. А. Кешт активно сотрудничает с черкесскими интернет-сайтами, являлся, в частности, редактором circassianews.com. Его аналитические статьи получают широкий резонанс в арабоязычной черкесской среде, некоторые из них выходят в переводе и на другие языки. Из опубликованных им статей: "Видение сегодняшней черкесской действительности", "Сочи останется черкесским", "О состоявшемся в Майкопе съезде Хасэ", "В день присоединения… Республика Адыгея: между жизнью и отмиранием", "Извините, но черкесы не глупые", "Сомнительные российские заявления и исследования" и другие.

Натпресс
Опубликовал administrator, 10-01-2011, 17:25. Просмотров: 762
Другие новости по теме:
Али Кешт. О черкесской идеологии (полная версия статьи)
Какова цель черкесского национального движения на современном этапе?
ОО «Адыгэ Хэкужь – Черкессия», заявляет о своей поддержке ОД «Патриоты Черк ...
"Черкесский Союз" (КБР) поддерживает "Патриотов Черкесии" (Турция)
Руслан Кеш: Что такое «черкесский вопрос»?