09.05.2010 – 16:25 – Натпресс
Черкесы России показали высокий уровень героизма в годы Великой Отечественной войны. Когда хотят привести цифры, показывающих это, обычно говорят, что в процентном отношении к собственно адыгскому населению среди них оказалось больше Героев Советского Союза, чем в любом другом народе Советского союза. При этом некоторые пальму первенства отдают белорусам, а черкесов ставят на второе место.
Мы не будем опровергать ни той, ни другой версии. У нас нет точных данных. Определенно мы можем сказать лишь о причерноморский черкесах (Туапсинский и Сочинский районы Краснодарского края), которых до войны было около 3,5 тыс. человек. Небольшой аул по современным меркам. Они дали двух Героев Советского Союза – А. Ачмизова и И. Тхагушева. И награды эти были присвоены непосредственно на фронте.

Шапсугам-черкесам, кстати сказать, именно из-за их малого числа в последние дни войны было отказано в праве на свой район… Но речь сегодня не об этом, а совсем о другом. Натпресс задался вопросом, как пережила ту войну черкесская диаспора? Как нам рассказали репатрианты Ибрагим Четао и Нихад Напсо, ей хоть и приходилось в иные времена нелегко, но именно эти годы она смогли пережить относительно безболезненно.
Ибрагим Четао (репатриант из Турции): Я знаю, что двух братьев моего отца на время войны забрали в армию. Но она не вступала в бои, лишь охраняла границы с Грецией. Тогдашнее правительство больше всего опасалось вторжения войск Германии из Греции.
Трудности и немалые люди испытывали с продовольствием. Правительство изымало его и держало в запасниках на случай нападения.
Корр: Какова была позиция Правительства Турции в отношении Гитлера?
Ибрагим Четао: Она заключалась в том, чтобы не участвовать в войне. Правительство вело переговоры и с Германией, как бы демонстрирую свою лояльность, и со странами союзниками. Так до конца войны под теми или иными предлогами Турция сумела избежать вступления в войну.
В частности, очень настойчивой была в переговорах Великобритания. Но Турция выдвинула встречное требование: нам необходимо столько-то на перевооружение. И вопрос вступления в войну был снят.
Корр: А Хануко не появлялся в Турции с идеей создания добровольческого подразделения из черкесов? Личность незаурядная. Бывший командир Черкесского полка Дикой дивизии, говорят, здесь он занимался, скорее, антигитлеровской пропагандой, чем тем, на что его нацеливали те, кто командировал к соплеменникам.
Ибрагим Четао: Насколько я знаю, нет. Чтобы о нем говорить, нужно быть знакомым с документами того времени. Но, как я слышал, он и сюда приезжал непосредственно из Германии.
Корр: А как было с теми, кто сейчас проживает в Израиле, Иордании, Сирии?
Нихад Напсо (репатриант из Израиля): Израиля тогда не было. Территория принадлежала Англии. И если говорить об израильских двух аулах, то воевавшие в английской армии среди аульчан были. Имелись и награжденные. Несколько человек получали пенсии за погибших или оставшихся в живых. Кажется, есть и такие, кто пользуется пособиями до сих пор.
Территория Сирии контролировалась Францией. Там был создан черкесский полк. То же было и в Иордании, как, собственно, и в Израиле. Причем все в этих войсках, включая военачальников, были черкесами.
О черкесских подразделениях того времени была написана книга, которая сейчас переведена и издана в Адыгее.