Архив сайта
Декабрь 2017 (5)
Ноябрь 2017 (1)
Октябрь 2017 (11)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (45)
Июль 2017 (42)
Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру

18.06.2010 – 16:25 – Натпресс
Источник: Адыгэ Макъ

Название Республика Адыгея связано с именем коренного этноса Северо-Западного Кавказа - адыгами. Адыги - автохтонный этнос Северо-Западного Кавказа, прошедший многовековой путь развития и накопивший богатейшее культурное наследие. (Федоров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа. М.: Издат-во МГУ, 1983. С. 18-29).


Черкесия: черты социо-культурной идентичности, - Самир ХоткоДревнейшие этногенетические истоки адыгского этноса связаны с населением эпохи Майкопской археологической культуры Северо-Западного и Центрального Кавказа (IV тыс. до н. э.). Зримые черты этнокультурной преемственности отличают население данного региона и в последующие исторические эпохи вплоть до начала средних веков. От рубежа средневековья этническая преемственность населения Северо-Западного Кавказа является совершенно очевидной и подкрепляется данными письменных источников.

На протяжении тысячелетней эпохи - с V по XV век - древнеадыгское население Северо-Западного Кавказа было объединено в рамках единой страны - Зихии. Этноним зихи является иноназванием адыгского раннесредневекового этноса и покрывал собой все адыгские субэтнические подразделения. Это название первоначально было именем только одного из адыгских племен эпохи античности, но со временем это племя выступило ведущей силой в объединении всей адыгской страны и для античных (греко-римских) и затем византийских авторов данное название служило основным наименованием для народа и страны Северо-Западного Кавказа. Прокопий Кесарийский в середине VI в. отмечает независимость Зихии от Византийской империи. (Прокопий из Кесарии. Война с готами. Пер. с греч. С. П. Кондратьева. М., 1950. С. 383.). Константин Багрянородный, император и историк, в середине X в. также констатирует независимость Зихии, отмечая ее весьма внушительные границы от Таманского полуострова до Абазгии на протяжении 300 миль. (Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. С. 175-177, 273.). Арабский ученый-энциклопедист ал-Масуди также в середине X в. отмечает независимый статус страны Кашак (арабо-персидский этноним для обозначения зихов), ее высокий социально-экономический уровень, интенсивность морских торговых коммуникаций с Трапезундом, крупнейшим византийским морским портом на южном берегу Черного моря. (Масуди о Кавказе. // Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 206.). В VIII-X вв. в Зихии чеканилась собственная монета, являвшаяся подражанием монетной эмиссии Византийской империи. (Гадло А. В. Коренное население Западного Кавказа. Адыги во второй половине I тысячелетия н. э. // Гадло А. В. Предыстория Приазовской Руси. СПб.: Издат-во С.-Петербургского университета, 2004. С. 202-203.).

Одновременно с использованием в западных источниках этнонима зих (и название страны - Зихия), в восточных исторических и географических трактатах в качестве синонима данного этнонима использовалось название кашак (в арабо-персидских источниках), касог - в русских летописях, гашк - в армянских географических и исторических сочинениях; каса - в еврейских документах. Фактически, термины зих и кашак являются полностью синонимичными понятиями (Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: «Наука», 1973. С. 19-20). Начиная с середины XIII столетия в восточной этно-географической номенклатуре названий термин кашак (касог) вытесняется на новое обозначение адыгов - этноним черкес и соответственно наименование страны, населенной черкесами - Черкесия. При этом, в русском произношении господствует форма черкас, в арабско-персидском - джаркас и шаркас. На протяжении XIII-XVII вв. термины зих и черкес используются синхронно и как полные синонимы. В западных источниках XIII-XVI веков используются и термин зих (Зихия), и термин черкес (Черкесия). Одно и то же лицо в рамках одного документа может именоваться, то зихом, то черкесом. Путешественники, посетившие страну адыгов, подчеркивали, что тот народ, который на Западе называют зихами, турки, русские и татары именуют черкесами. Длительное время самоназвание зихов-черкесов - эндоэтноним «адыгэ» - оставался в тени внешних этнонимов. Причина этого явления проста: адыги, как и очень многие другие этносы Европы и Ближнего Востока оставались народом без собственной письменности. Самоназвание «адыгэ» неизбежно должно было проявиться по мере возрастания интеллектуальной среды на Западе, учащения межкультурных контактов, интенсивности посещения страны адыгов образованными купцами, дипломатами и церковниками. Закономерно, что впервые термин «адыгэ» употребляется в подробном этнографическом описании Черкесии-Зихии, предпринятом итальянским путешественником Джорджио Интериано в конце XV в. Сочинение Интериано под названием «Быт и страна зихов, именуемыых черкесами» вышло в свет в Венеции в 1503 г. В начале этого описания Интериано констатирует следующее важнейшее для понимания системы словоупотребления обстоятельство: «Зихи - называемые так на языках: простонародном (volgare, то есть итальянском. - Прим. С. Х.), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - «адига». (Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В. К. Гарданова. Нальчик: «Эльбрус», 1974. С. 46.).

В XIV-XV вв. происходит весьма значительный территориальный рост страны адыгов - Черкесии. Адыги выходят далеко за пределы тех границ, в которых их страна существовала в домонгольский период своей истории. Под руководством своих князей адыги заселяют обширные территории в Центральном Предкавказье. Таким образом, на политической карте Кавказа появляется Кабарда или Восточная Черкесия. В северо-западном направлении адыгские поселения тянутся вдоль восточного побережья Азовского моря вплоть до устья Дона. На черноморском побережье адыгская граница в конце XIII - XIV вв. продвигается от Туапсе до Адлера. На протяжении эпохи позднего средневековья и нового времени - XIV-XVIII вв. - Черкесия является наиболее крупной страной Кавказа. При этом, совокупный военный потенциал адыгских князей далеко превосходит любую другую военную силу в регионе. Перед нами протяженная эпоха военно-политического могущества Черкесии. Адыгские поселения начинаются на Таманском полуострове и заканчиваются в устье Терека на берегу Каспийского моря.

Черкесские княжества включают в свой состав значительные районы с неадыгским населением:

северокавказские абазины-шкарауа входят в состав княжества Бесленей, северокавказские абазины-тапанта, карачаевцы, балкарцы и часть северокавказских осетин - в состав Большой Кабарды; часть осетин, ингушей и чеченцев - в состав двух княжеств Малой Кабарды - Джиляхстаней и Татлостаней. Таким образом, в этническом отношении Черкесия становится многонациональной страной. На собственно адыгских землях на протяжении всего этого периода появляются и основывают постоянные национальные общины евреи, греки, армяне. И, если адыгские евреи ассимилировались в адыгской среде полностью к XVIII веку, то адыгские греки - адыгэ урымхэр - и адыгские армяне - адыгэ ермэлхэр - сохраняли определенные черты культурной самобытности вплоть до XIX в. Важной составной частью адыгского политического пространства начиная с XVII века становятся отдельные субэтнические подразделения ногайцев, преимущественно представители Малой Ногайской орды. Ногайское население Черкесии в культурном отношении очень сильно сблизилось с коренным адыгским населением, переняв у него местные стандарты жилищно-поселенческого комплекса, одежду, вооружение и, что крайне важно, став двуязычной - тюрко-адыгской - этнографической группой.

На протяжении всех веков своего существования и развития страна адыгов - Зихия-Черкесия - являлась пространством феодальной культуры на Северном Кавказе. Социально-экономический строй Черкесии мы вправе охарактеризовать как классический вассалитет западноевропейского (франко-германского) типа. Подобная оценка высказана в трудах целого ряда европейских путешественников по Черкесии XVIII - первой половины XIX вв. У П.-С. Палласа содержится точное сравнение, которому мы можем довериться, так как германский ученый не мог ошибиться в вопросах вассалитета: «Это род рыцарей, которые поддерживают между собой и в отношении подданных настоящую феодальную систему, подобную той, которую немецкое рыцарство ввело раньше в Пруссию и Лифляндию». У Фредерика Дюбуа де Монперэ: «Нынешнее состояние Черкесии вызывает у нас в памяти представление о цивилизации времен первых королей в Германии и Франции. Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии». У графа В. Соллогуба в 1856 г.: «Черкесы, первые аристократы в мире; тип их удивительный». Первый же взгляд на черкесов, облаченных в доспехи, побуждал ученого аристократа с Запада, к поискам древних этногенетических связей между этносами Западной Европы и Кавказа. Карл Кох в 1844 г. восклицает: «В их обычаях так много рыцарского и прекрасного, что это трудно себе представить. О рыцарском духе, воодушевляющем их, я уже имел возможность говорить, а также о том, как он напоминает то время, когда у нас в Европе, а больше всего на юге Франции, царили храбрость и мужество; что касается состояния музыки у черкесов, то оно в еще большей степени позволяет сделать подобное сравнение». Барон Август фон Гакстгаузен в 1855 г. при первом же знакомстве с черкесами пишет такие строки: «Ясно, что черкесы не первобытное племя. Удивительная легкость лошадей, необыкновенное проворство всадников, рыцарское вооружение и одежда, представляли оригинальное и прекрасное зрелище. Жители неоспоримо красивейшие из всего света и, в самом деле, не без основания славятся европейские народы своим происхождением от кавказского племени. Эта страна имеет такой богатый запас материалов, что дальнейшие исследования их могут бросить ясный свет даже на некоторые страны Европы».

Название страны - Черкесия (часто в виде Черкессия) - использовалось во всех видах источников - исторических, этнографических, географических и статистических описаниях, а также в официальных государственных документах России, Великобритании, Франции, Польши, Османской империи, Грузии, Сефевидского Ирана, Крымского ханства. (См.: Докладная записка императорского консула в Трапезунде о продолжении снабжения порохом и боеприпасами черкесов и контрабандной торговле с ними. 1858 г. // ЦГИА Грузии. Ф. 11. Д. 4185. Л. 140-144; Рапорт российского консула в Трапезунде Герси барону Розену о связях английских дипломатов и их агентов с Черкессией. 2 октября 1835 г. // ЦГИА Грузии. Ф. 11. Д. 472. Л. 95-97). В российской официальной номенклатуре использовалось еще и синонимичное понятие «Черкесская земля». (См.: Депеша Российского чрезвычайного посланника при Порте Оттоманской - Лобанова-Ростовского, Горчакову о происках турецкого эмиссара в Черкессии и непрекращении Турцией интриг против России. 14 марта 1859 г. // АКАК. Т. XII. Документ № 667. С. 806-808.).

Более того, использовалось еще и такое синонимичное понятие как «земля Адыгов». Им пользуется, в частности, высшее руководство Кубанского казачьего войска в своих обращениях к императору Александру II. (См.: Короленко П. П. Переселение казаков за Кубань в 1861 г. с приложением документов и записки полковника Шарапа // Кубанский сборник. Т. XVI. Екатеринодар, 1911. С. 497-499).

Внутреннее единство Черкесии. Черкесия состояла из более, чем десятка княжеств - Хатукай, Хамышей, Черченей, Темиргой, Бесленей, Татлостаней, Джиляхстаней, Большая Кабарда, Большой и Малый Жане, Хегайк, Махош, Адами. Часть этих княжеств могла дробиться на крупные феодальные владения, отличавшиеся стабильностью политического статуса. Такие владения могли принадлежать отдельным ветвям княжеских домов. Например, Алегукова Кабарда, Ходождукова Кабарда в XVII в. Крупные феодальные владения могли иметь во главе не только князя, но и первостепенного дворянина (тлекотлеша). Таким владением в XVII в. являлась так называемая Анзорова Кабарда, то есть полусамостоятельная часть Большой Кабарды, которая принадлежала фамилии тлекотлешей Анзоровых. Горные районы Западной Черкесии были поделены на три больших субэтнических области - Большой и Малый Шапсуг, Натухадж и Абдзах. В русской этнографической традиции эти названия передаются как Шапсугия, Натухай и Абадзехия соответственно. В рамках этих территорий существовали многочисленные феодальные владения князей (пши) и орков. Но их феодальные прерогативы на этих территориях были серьезно стеснены так называемыми соприсяжными братствами - политическими объединениями свободных горцев - мелких землевладельцев. Соприсяжные братства к началу XIX века подчинили своему влиянию аристократические фамилии - настолько, что последние на равных условиях вошли в состав соприсяжных объединений рядовых горцев.

Несмотря на кажущуюся раздробленность, адыгская страна обладала внутренним структурным единством.

Черкесия являлась конфедерацией княжеств и горских соприсяжных объединений. Это единство осознавалось на протяжении всех веков существования адыг-ской страны. Человек Черкесии очень четко идентифицировал себя как житель страны - Черкесии. На родном языке он отвечал, что является адыгом, а представляясь за рубежом говорил, что он черкес, уроженец Черкесии. Существовало такое ментально-психологическое явление, как черкесский патриотизм и оно было одним из наиболее важных факторов, формирующих поведение масс адыгского народа на протяжении векового сопротивления агрессии царизма. На территории Натухая, Аба-дзехии, Шапсугии, Убыхии и Джигетии на протяжении Кавказской войны происходили общенациональные законодательные съезды, решения которых являлись обязательными для всех адыгов. Действовали суды присяжных, собирались общенациональные ополчения для проведения крупных скоординированных военных операций.

Несмотря на стремительное сокращение территории независимой Черкесии, представители тех суб-этнических групп, которые продолжали сопротивление агрессии царизма, продолжили дело государственного строительства. В июне 1861 г. на съезде представителей абадзехов, шапсугов и убыхов был сформирован меджлис - высший законодательный орган Черкесии под наименованием Великого Свободного заседания. В источниках упоминается и несколько иное наименование этого органа - Великий Меджлис Вольности черкесов. Здание меджлиса располагалось в нижнем течении реки Сочи. Руководство Меджлиса, по сути являвшееся правительством Черкесии, состояло из 15 человек под председательством Хаджи Керендук Берзека. (Чирг А. Ю. Развитие общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа (конец XVIII - 60-е гг. XIX в.). Майкоп, 2002. С. 167-168.). Черкесский меджлис развернул масштабную внешнеполитическую деятельность. В первую очередь, был выработан официальный меморандум, адресованный царю Александру II. Текст меморандума был вручен лидерами меджлиса царю во время приезда последнего в Черкесию в сентябре 1861 г. Были также приняты обращения к османскому и европейским правительствам. В Стамбул и Лондон были направлены специальные представители с целью заручиться дипломатической и военной поддержкой. Деятельность черкесского правительства получила всемерную поддержку со стороны общественных организаций солидарности с борющимся народом Черкесии - черкесских комитетов Стамбула и Лондона. Таким образом, если не де-юре, то де-факто Черкесия приобретала черты субъекта международного права. (Там же. С. 172.).

Институт старшего князя Черкесии. В Черкесии существовал институт верховной власти в лице старшего князя. В адыгском языке этот термин звучит как великий князь - пщышхо (дословно с адыгского - «князь большой / великий»). Существование такого института подтверждается иностранными источниками. Властные полномочия старшего князя Черкесии были таковы, что в глазах иностранных наблюдателей он считался царем черкесов. Монахи-доминиканцы Рихард и Юлиан в составе венгерского посольства в 1237 г. посетили страну Зихию и главный город этой страны - Матрика, расположенный на Таманском полуострове. Матрика тождественна византийскому наименованию Таматарха. В Матрике посольство получило очень хороший прием со стороны короля (rex) Зихии. (De facto Ungariae Magnae a fretre Riccardo invento tempori domini Gregorii Noni. // Исторический архив. 1940. Т. 3. С. 96.). В 1237 г. в персидских источниках упоминается черкесский царь Тукар, погибший в битве с монголами. (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. 2. С. 39.). В XIV-XV вв. в итальянских документах, касающихся взаимоотношений между консулом Каффы и Черкесией (Зихией), недвусмысленно указывается на совершенно особый статус правителя Черкесии. Этот статус позволял старшему князю Черкесии состоять в переписке с папой римским. К 1333 г. относится письмо папы Иоанна XXII, адресованное царю Зихии (Черкесии) Верзахту, в котором римский (на тот период - авиньон-ский) понтифик благодарит правителя адыгской страны за его усердие в деле внедрения католической веры среди своих подданных. Властный статус Верзахта был настолько высок, что по его примеру остальные черкесские князья приняли католичество. (Atti della Societa Ligure di storia patria. T. VII, f. 2. 737; Колли Л. Кафа в период владения ею банком св. Георгия (1454-1475) // Известия Таврической Ученой Архивной комиссии. № 47. Симферополь, 1912. С. 86.).

С великим князем Черкесии итальянские власти Каффы заключали официальные договоры - торговые соглашения, конвенции о найме солдат в Черкесии для охраны итальянских поселений в регионе. В 1446 г. власти Каффы обратились к правителю Зихии-Черкесии Уздемороку (Usdemoroch, olim domino Gethicorum, то есть «давно правитель Джихикорума/Джихии) как к посреднику в их территориальном споре с крымским ханом. Произношение названия зихи как джихи, джитхи, джихт объяснимо особенностями генуэзского диалекта. В 1455 г. в генуэзском документе говорится о Зихии как о государстве: сообщая в Геную о недостатке продовольствия в Каффе, источник сообщает, что на «Зихию, так же как и на Турцию, нечего нам и надеяться, так как эти государства нам враждебны». (Atti della Societa Ligure di storia patria. T. VI, f. 1, doc. № 368. Письмо от 6/IX 1455 г.). В 1471 г. в генуэзских документах упоминается верховный князь Зихии Петрезок: в английском переводе Р. Ф. Крессела «Petrezok, the paramount lord of Zichia». (Kressel R. Ph. The Administration of Caffa under the Uffizio di San Giorgio. University of Wisconsin, 1966. P. 396.). С этим правителем власти Каффы заключили договор о закупках хлеба в Зихии. В целом ряде документов, связанных с генуэзско-черкесскими отношениями XIV-XV вв., фигурирует «князь Зихии» в единственном числе притом, что упоминаются столь же часто и «князья Зихии» и «зихские/черкесские князья». Из этого следует, что в случаях, когда упоминается «князь Зихии» имеется ввиду именно старший князь Зихии. Титул «князь Зихии» находит себе полное отражение в арабских-египетских источниках этого же периода. Так, египетский хронист Абу-ль Махасин Ибн Тагри Бирди сообщает о женитьбе черкесского-мамлюкского султана Египта и Сирии аз-Захира Джакмака (1438-1453) на дочери «эмира Черкесии» (во французском переводе источника передано как «emir de la Circassie»). (Poliak A. N. Le caractere colonial de l'Etat mamelouk dans ses rapports avec la Horde d'Or. // Revue des etudes islamiques. T. 9. Paris, 1935. P. 242.). В этот период в Каире было открыто торговое представительство Черкесии - «туггар ал-Джаркас». (Ibid. P. 244.).

Старший князь Большой (Казыевой) Кабарды Алегуко Шогенуко именуется в грузинских документах как черкесский-касогский царь (кашак-мепе, где кашак, арабский этноним для обозначения зихов, усвоенный грузинами в раннем средневековье и часто употребляемый вплоть до XVIII в., мепе - царь). (Джавахишвили Н. Г. Очерки из истории взаимоотношений грузинского и адыгских народов. Тбилиси, 2005. С. 309. На грузинском языке.). В отчете миссионера Арканджело Ламберти Алегуко Шогенуко фигурирует как «князь всей Черкесии» (universal principe de Circassi). (Lamberti A. Relazione della Colchide, oggi della Mengrella. Napoli, 1661. P. 95; Ламберти А. Описание Колхиды или Мингрелии. Пер. с фр. Юрченко. // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 10. Одесса, 1877. С. 197.). Имела место дипломатическая и подчас военная борьба за обладание титулом старшего князя (вали) всей Кабарды. Царское правительство стремилось поддержать собственных политических партнеров, тогда как кабардинцы стремились проводить независимые выборы старшего князя. В Западной Черкесии институт старшего князя длительное время принадлежал авторитетной ветви жанеевских князей. Титул старшего князя Черкесии во второй трети XVI в. последовательно принадлежит жанеевским князьям Кансавуку и Сибоку - отцу и сыну соответственно. В 30-е гг. XVII в. за статус старшего князя Черкесии (по всей видимости, только Западной Черкесии) соперничают жанеевские князья Антонак и Хакшумак, павший в войне с крым-ским ханом. (Кырымлы Хаджи Мехмед Сенаи. Книга походов / Пер. К.А. Усейнова. Симферополь, 1998. Цит. по: http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Kyrymly/text.phtml?id=767; Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты. Т. I. М.: Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. С. 399.).

Соперниками жанеевской династии являлись князья Болотоковы, правившие в самом большом и многочисленном княжеском владении Черкесии - княжестве Болоткай-Темиргой. Князья Болотоковы обладали титулом «великий князь» или «князь из князей». Они были способны открыто противопоставлять себя Крымскому ханству и вести успешные военные действия против ханских войск.

Несмотря на постоянное соперничество, адыгские княжеские династии были тесно сплетены друг с другом узами родства и политических союзов.

Черкесия всегда и во всех видах источников рассматривалась как цельное этно-политическое пространство, как страна, населенная свободолюбивым народом, лидеры которого способны проводить скоординированную политику. Страна была спаяна в единое культурное и историческое пространство языком, культурой, обычаями, унифицированной системой обычного права.

Представляется важным отметить, что черкесские князья, впервые прибывшие в Москву для переговоров с правительством Ивана IV, получили у русского придворного летописца звание «государей черкасских». (Кабардино-русские отношения. Т. 1. М., 1957. С. 3.). Брат царицы Марии Темрюковны, сын старшего князя Кабарды Темрюка Идаровича Михаил (Султануко) считался при русском дворе не простым княжичем, но царевичем. Михаил Темрюкович являлся главой Опричной Боярской Думы (1567) и главнокомандующим русской армии (1571). (Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV-XVI вв. // Археографический ежегодник за 1957. М., 1958. С. 75, 86; Кобрин В. Б. Состав опричного двора Ивана Грозного. // Археографический ежегодник за 1959. М., 1960. С. 16, 86-87.). Русское восприятие статуса Темрюка Идаровича, по всей видимости, повлияло и на указание англий-ского купца и дипломата этого периода Антония Дженкинсона, который пишет о Темрюке как о «короле Черкесии». (Дженкинсон А. Путешествие в Персию. 1561-1564 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Пер. с англ. Ю. В. Готье. М., 1937. С. 211.). Точно также сын жанеевского князя Сибока Кансауковича Александр также именовался при дворе Ивана IV царевичем. В гораздо более ранний период - в XI столетии - потомки легендарного касожского князя Редеди, выехавшие на службу на Русь, также именовались царевичами. (Светлейшие князья, князья и дворяне Лопухины. Родословная поколенная роспись. // Краевский Б. П. Лопухины в истории Отечества. М., 2001. С. 529-530.).

В 1612 г. представители княжеских домов Черкесии - Дмитрий (Каншао) Мамстрюкович Черкасский и Иван Борисович (Карашаевич) Черкасский - рассматривались в Москве как совершенно легитимные и весьма авторитетные кандидаты на занятие русского трона. (Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII в.: «Смута». М., 1988. С. 85-87.).

Черкесские княжеские династии были связаны матримониальными союзами с правящими домами целого ряда стран - Московской Руси, Ирана, Турции, Крымского и Астраханского ханств, Молдавии, Трапезундской империи, Грузии, Мегрелии, Калмыкии, Ногайской Орды. В 1472 г. господарь Молдавии Стефан III Великий сочетался браком с Марией Черкесской. (Молдавско-немецкая летопись 1457-1499 гг. / Пер. И. Э. Клейненберга. // Славяно-молдавские летописи XV-XVI вв. М., 1976. Цит. по: http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Mold-Nem.let/text.phtml?id=951). Иван IV Грозный, прежде чем свататься к Марии Темрюковне, сватался к дочери жанеевского князя Сибока. На черкесских княжнах были женаты такие знаменитые и могущественные крымские ханы как Менгли-Гирей I (1478-1515), Сахиб-Гирей I (1532-1551), Девлет-Гирей I (1551-1577), а также целый ряд других ханов. (Некрасов А.М. Женщины ханского дома Гиреев в XV-XVI веках // Генеалогия Северного Кавказа. № 13. Нальчик, 2005. С. 150.). Великий монарх своей эпохи османский султан Сулейман Великолепный (1520-1566) был рожден дочерью вышеназванного крымского хана Менгли-Гирея от черкесской княжны, и в свою очередь женат на черкесской-бесленеевской княжне из рода Каноковых. (Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа. С. 150, 201; Mansel Ph. Constantinople. 1453-1924. L., 1963, p. 48). Все эти данные говорят о том, что правители ведущих государств Восточной Европы и Ближнего Востока признавали высокий статус правителей Черкесии.

Страна адыгов - Черкесия - являлась субъектом международно-правовых отношений задолго до появления на политической карте мира подавляющего большинства государств - членов ООН. Особенностью представления общеадыгских интересов на международной арене являлось то обстоятельство, что после XV в. дипломатическое и военно-политическое представительство осуществлялось не одним правителем, а сразу несколькими. По другому и быть не могло, поскольку собственников средств управления в Черкесии было от 2-3 единовременно, до нескольких десятков персон. Но здесь важно понимать, что в отношении важнейших держав региона Восточной Европы и Ближнего Востока эти персоны - черкесские князья - проводили согласованную линию поведения. Черкесия XVI-XVIII вв. отличалась гораздо большей степенью внутреннего единства, чем некоторые из стран, в чьем единстве и государственном статусе принято не сомневаться. Так, совершенно очевидно, что Черкесия была более сплоченным этно-политическим пространством, чем Дагестан или Грузия.

Черкесия на протяжении XIV-XVIII вв. сохраняла свой независимый статус, что отражено во множестве современных источников. В тех случаях, когда отдельные черкесские князья были вынуждены признавать верховный сюзеренитет другого могущественного правителя - османского султана, русского царя, крымского хана - их собственные владения сохраняли полнейшую внутриполитическую автономию. На территории Черкесии не было военного присутствия иностранных держав, не базировались на сколько-нибудь постоянной основе иностранные войска, не учреждались административные институты, призванные закрепить формальное вхождение Черкесии в состав одной из мировых держав.

Политико-дипломатическое лавирование было неотъемлемой чертой внешнеполитической стратегии Черкесии на протяжении большей части истории ее существования. Так, жанеевский князь Сибок Кансаукович, один из главных инициаторов сближения с русским государством, первоначально являлся вассалом крымского хана Сахиб-Гирея I. Затем он занимает резкую антикрымскую и антиосманскую позицию, принимает в 1555 г. русское подданство и захватывает две турецкие крепости на Таманском полуострове. В 1561-1562 гг., после того как Иван IV заключил мирный договор с крымским ханом Девлет-Гиреем I, Сибок был вынужден искать покровительства со стороны польско-литовского короля Сигизмунда II Августа. (Крушинский М. Черкесские князья в Польше. // Генеалогия Северного Кавказа. № 3. Нальчик, 2002. С. 149-151).

Еще одним весьма существенным аспектом международно-правового статуса адыгской страны являлось ее включение в систему церковной иерархии мирового православия на протяжении почти тысячелетнего периода. Первый христианский епископ в стране адыгов - Зихии - появляется в середине VI в. На всем протяжении существования Зихской церкви она никогда не переподчинялась национальным церквям других стран. Более того, на протяжении более трех веков (последняя четверть VII-X вв.) епископские кафедры Крыма были подчинены архиепископу Зихии. В историко-культурном плане очень интересным и столь же малоизвестным фактом является то обстоятельство, что первое крещение руссов произошло на территории Зихской архиепископии. (См.: Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья. // Из истории Византии и византиеведения. Л., 1991. С. 93-106.). Затем этот высокий статус Зихии-Черкесии как страны древнего христианства был подтвержден римскими папами в XIV-XV вв. Адыгский аристократ Жан де Зихи был рукоположен в сан архиепископа Зихии-Черкесии папой Клементом VI в 1346 г. в Авиньоне. (Брун Ф. К. О поселениях итальянских в Газарии. Топографические и исторические заметки. // Труды первого археологического съезда в Москве. 1869 г. Ч. II. М., 1871. С. 380.). Зихское архиепископство не входило в состав архиепископии Золотой Орды, что подчеркивало признание со стороны папы независимого статуса Зихии-Черкесии. (См.: Галонифонтибус И. де. Сведения о народах Кавказа (1404 г.). Из сочинения «Книга познания мира» / Пер. с англ. и коммент. З. М. Буниятова. Баку, 1980.).

Самир Хотко

Опубликовал administrator, 18-06-2010, 16:25. Просмотров: 1203
Другие новости по теме: