Их брали с собой в загробный мир, в их честь называли захваченные города, давали им высокие титулы и пенсию по старости. Когда их дарили, то это был воистину царский подарок. Ахалтекинские и арабские, орловские и донские, тракененские и першероны – среди знаменитых пород лошадей свое – почетное! – место занимает адыгэш, или черкесская порода лошадей. В мире её знают, как кабардинскую.

Подтверждают заезжие иностранцы. Вот, к примеру, английский разведчик Эдмонд Спенсер, побывавший в Черкесии после заключения Андрианопольского мира в русско-турецкой войне 1826-1829 годов, писал о пристрастии местных жителей к лошадям:
«Ни в одной стране мира с лошадью не обращаются лучше, чем здесь; нет другого народа, который понимал бы лучше, как управлять ею. Великий секрет, кажется в доброте; ее никогда не бьют; следовательно, ее дух остается несломленным и привязанность к своему хозяину неослабленной».
Англичанину вторит немец, известный ученый-естествоиспытатель Карл Кох: «Прежде всего любят лошадей, верных спутников черкесов на пути славы и чести». Корреспондент лондонской газеты «Таймс» Джон Лонгворт, проживший целый год (1839-й) среди черкесов, отмечает: «Я никогда не видел, чтобы черкес приласкал своего ребенка, зато лошадь он готов целовать и гладить; они заботятся о зимних запасах корма лошадей не меньшей степени, чем для своих семей».

При таких нежных отношениях да не вывести своего коня – идеального для изнурительных дальних походов и скоротечных набегов? Такого коня выводили столетиями. Местных горных лошадей скрещивали с выносливыми степными лошадками и подливали благородной крови горячих арабских, персидских, туркменских скакунов.
Из всех черкесских земель этим наиболее успешно занимались в Кабарде – оттого и полученный блестящий результат получил имя Кабардинской породы. О том, как великолепен кабардинский конь, уже в XVI веке знали в Блистательной порте и в Иране, в Речи Посполитой и в России, в Средней Азии и в Европе.
И доныне у кабардинской породы лошадей всемирная слава. Никто не сомневается, что кабардинец – настоящий царь горы. Давно признано, что нет другой такой лошади, что так уверенно чувствует себя на высоте. Лошади кабардинской породы выносливы и бесконечно устойчивы на узкой горной тропе.
Их не напугать ни крутой скалой, ни быстрой рекой, ни глубоким снегом, ни камнепадом, ни тьмой, ни туманом, ни холодом, ни ливнем. Они сражаются с волками и несут всадника в течение многих часов, не ведая ни голода, ни усталости. Резвые и выносливые, отважные и осторожные – настоящие горцы!

Выдающиеся качества кабардинской породы проверены в деле неоднократно. Зимой 1935-1936 года 15 кабардинцев, 8 коней англо-кабардинской породы и лошади других пород прошли 3000 километров за 47 дней по чрезвычайно трудному маршруту. В иные дни лошади покрывали по 120 километров. Строгий контроль показал, что бесспорно лучшими оказались кабардинцы. С тех пор их тестировали не раз: на выносливость и скорость, на высоту подъема и длину дистанции.
В Великую Отечественную войну кабардинские лошади прошли от Сталинграда до Альп. В пограничном рейде на Памире они единственные поднялись на высоту 4000 метров – все остальные выдохлись гораздо раньше. Вертолеты не могли забросить сено на эту головокружительную высоту, и кабардинские кони обходились подножным кормом. На пути назад они не нуждались в остановках – прочие кони отдыхали то и дело.
banallex.livejournal.com
