Архив сайта
Октябрь 2017 (11)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (45)
Июль 2017 (42)
Июнь 2017 (68)
Май 2017 (66)
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Какова бы ни была поставленная задача, сам факт проведения общественных слушаний ОП РФ принесет пользу разделенным народам России.

Черкесы как разделенный народ: проблема политологическая - Александр ОхтовМногие ожидали, что эти слушания связаны с проблемами разделенных народов России, независимо от их места проживания. В частности, мы не предполагали, что на слушаниях будет запрет на оглашение проблем той части разделенного народа черкесов, которая проживает на исторической родине. Но в ходе слушаний выяснилось, что «проблем нет у разделенных народов внутри Российской Федерации», есть проблемы только у части этих народов, которые проживают за рубежом.

Нам казалось, что понятие трансграничное сотрудничество имеет отношение к российским черкесам тоже, но оказалось, что трансграничное сотрудничество бывает только в одностороннем порядке, это касается только черкесской диаспоры в других странах. Модератор общественных слушаний господин Максим Шевченко объявил мораторий на высказывания выступающих участников слушаний относительно проблем этих народов внутри Российской Федераций. А господин Журавский А.В. вместе с господином Марковым С.А. утверждали, что в Российской Федерации у черкесов все хорошо, что языки и культура национальных, языковых, религиозных меньшинств России не только не исчезают, но даже развиваются, что проблем разделенных народов России в самой России не существует. И ведущий почему-то позволял Маркову и Журавскому выступать на эту тему без ограничения регламента.

Возмутившись таким ходом событий, пришлось вступить в полемику, нарушив этику, с ведущим общественных слушаний господином Шевченко М.Л., который посчитал, мой доклад не соответствующим теме Общественных слушаний, как и выступление видного ученого – филолога из Кабардино-Балкарии Мадины Андреевны Хакушевой. Выходит, что господин Марков С.А. и господин Журавский А.В. знают больше о проблемах языка и культуры черкесского народа внутри России, чем рядовые представители черкесского народа и черкесские ученые?! Пусть простит меня Максим Леонардович, за нарушение мной этических норм, но сами организаторы слушаний пригласили меня и, бросив свои дела, я посчитал нужным приехать в Москву, раз Общественная Палата РФ приглашает по такому важному вопросу. Организаторы сами предложили мне выступить, записали меня в докладчики заблаговременно, и мной была своевременно заявлена тема моего доклада. Но по какой-то причине господину Шевченко не понравился мой доклад.

Несмотря на все это, я считаю очень важным сам факт организации и проведения общественных слушаний по разделенным народам России, и благодарен организаторам и лично Максиму Леонардовичу Шевченко за эту работу.

Доклад на общественных слушаниях ОП РФ «Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество»

Тема доклада: Черкесы как разделенный народ: проблема политологическая

Проблемы, связанные с разделенностью, это проблемы не только самого черкесского народа, но это и проблемы Власти России в целом. Потому в первую очередь возникает вопрос: хочет решать российская власть эту проблему или не хочет?

Если российская власть, а это в первую очередь президент Российской Федерации, хочет решать проблемы разделенного народа, проблемы черкесов, то необходимо искать пути решения. И нахождение путей решения этих проблем – это задача политологическая, потому что она связана с властью и не такая уж она и тяжелая. Если же российская власть не хочет решать черкесский вопрос, то она не услышит ни голос самого народа, ни голос Общественной Палаты Российской Федерации, где организаторы обещались довести наши рекомендации соответствующим адресатам.

Именно со вторым вопросом, т.е. с нежеланием Властей Российской Федерации слышать эту проблему, с нежеланием вести диалог с черкесским народом сталкиваются черкесы уже много десятилетий.

«Не постучавшись в сердце, в дверь напрасно стучишься», было написано на двери моей студенческой комнаты в общежитии, где чуточку были переиначены слова Лопе де Веги. В данном случае черкесы стучатся и в сердце, и в дверь Российского Государства, и если российский президент откроет нам сердце, то черкесский народ с чистыми помыслами войдет в открытую дверь для диалога. Но один из самых важных аспектов в разрешении проблем разделенного народа, это желание властей вступить в диалог с этим народом, потому, повторяю вопрос, и это очень важно: хочет ли слышать нас российская власть, хочет ли решать проблему черкесов российский президент?

Думаю, достаточно информации и в российских средствах массовой информации, достаточно информации и у Федеральной Службы Безопасности России по проблемам черкесского народа. По этим вопросам достаточно много писем и обращений от общественных организаций поступило на имя президента и Правительства Российской Федерации. Потому тратить время на конкретизацию всех проблем черкесского народа, связанных с разделенностью народа, думаю, нет надобности.

Есть Международная Черкесская Ассоциация (МЧА), есть Институт Черкесской Культуры в Америке (Нью-Джерси), Черкесские Благотворительные Ассоциации в Сирии, Иордании, Израиле, Калифорнии, Объединение Черкесских Общественных организаций в Турции, в Европе, представляющие черкесский народ как в Российской Федерации, так и наших соотечественников за рубежом и от имени которого обращаются к руководству Российской Федерации по проблемам черкесского народа. Но еще не было случая, чтобы Российское руководство обратилось лицом к этой проблеме, кроме случая Обращения к народам Кавказа, сделанного первым президентом новой России Борисом Ельциным по случаю 130-летия окончания Русско-Кавказской войны, где он выразил свое мнение, как руководитель Российского Государства:

«…настала пора оценить эту войну с позиции правовых и нравственных общечеловеческих ценностей. Такой подход открыл возможность для объективной трактовки Кавказской войны как мужественной борьбы не только за выживание на родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера".

Как последствия Русско-Кавказской войны и политики царской России, после уничтожения значительной части населения более 90 процентов оставшегося в живых черкесского народа было насильственно депортировано в Османскую Империю. Затем, как продолжение той же политики в отношении черкесского народа, Советская власть разделила оставшуюся на исторической родине незначительную часть народа еще на несколько групп. Таким образом, следуя древней политической линии «Разделяй и властвуй», Советская Власть образовала новые этнические псевдоназвания, такие как «кабардинцы», «адыгейцы», «шапсуги» и другие. При этом не обошлось претворить все это в жизнь без участия некоторых представителей самого же черкесского народа, но это уже отдельная тема.

Сегодня в Российской Федерации на государственном законодательном уровне должно быть возвращено одно этноназвание единому народу, которого разделили на «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов», и др., должен быть возвращен один экзоэтноним черкесы (как иноназвание) и адыгэ, как самоназвание, ибо это единый народ, и он должен носить единое название в соответствующем Государственном реестре этноназваний народов и наций, проживающих в РФ. И если Общественная Палата хочет дать рекомендации соответствующим адресатам, как было обещано в приглашениях на эти слушания по проблемам разделенных народов России, то это одна из рекомендаций, одно из предложений. Таким образом, должен быть восстановлен статус черкесов (адыгов) как единого народа, с единым этноназванием, и это будет один шаг к восстановлению исторической справедливости в отношении черкесского народа.

На данном этапе необходимо признать, что этот народ и сейчас переживает геноцид, только в другой форме, в форме этноцида, как последствия насильственного изгнания из своей страны, из исторической родины, путем насильственного разделения единого народа и проживающего в изгнании уже более 150 лет и растворяющегося в иноязычной среде. Такое же положение у оставшегося на исторической родине у 10 процентов черкесского народа - они тоже подвержены ассимиляции в иноязычной среде будучи разделенными советской властью и ныне проживающими двух Федеральных Округах, в шести субъектах Российской Федерации, при этом черкесы территориально разделены на исторической родине на 8 обособленных групп для его более эффективного растворения в иноязычной среде, ибо чем мельче группы, тем быстрее они ассимилируются.

Таким образом, геноцид черкесского народа продолжается с начала военных действий Царской России на Кавказе, т. е. с начала Русско-Кавказской войны и по сегодняшний день, с периодами физического истребления, разрушения среды обитания, насильственного изгнания из своей исторической родины, периодами ужесточения, небольшого спада и изменения формы геноцида. Этот процесс продолжается почти 300 лет, т.е. столько же, сколько и Русь была под игом татаро-монголов.

На данном этапе статус черкесского народа соответствует статусу народа-изгнанника в связи с тем, что более 90 % населения во время и после окончания Русско-Кавказской войны изгнано из исторической Родины в Османскую Империю, и до сих пор Российская Федерация, как правопреемница колониальной, царской России, не приняла и не принимает никаких мер по их возвращению на историческую родину.

Потому второе предложение организаторам общественных слушаний «Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество»: - официально, на законодательном уровне в Российской Федерации придать черкесскому народу статус «народа-изгнанника», о чем просили и обращались к руководству Российской Федерации Международная Черкесская Ассоциация и Организация Непредставленных Народов и Нации (ОНН) в 1993, 1997, 1999 годах, а также были обращения в ООН по этим же вопросам.

Чтобы не тратить время на зачитывание текста, я прилагаю к настоящему докладу копию обращения Генерального Секретаря ОНН к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину по вопросам признания факта геноцида черкесского народа со стороны Царской России и придания черкесскому народу статуса «народа-изгнанника», другие документы, показывающие, что эти вопросы поднимались даже на уровне ООН. Кстати, эти документы показывают, что вопрос о геноциде адыгов (черкесов) со стороны был поднят задолго до того, как это было принято Парламентом Грузии, например Генеральной Ассамблеей ОНН, где присутствовали члены ОНН: Татарстан, Тыва, Чечня, Абхазия, Эстония, Бурятия, Чувашия, и другие члены ОНН многих континентов мира.

В ответ на одно из обращений МЧА к руководству РФ, вот что писал первый заместитель министра национальной политики Российской Федерации В. Печенев по вопросу статуса народа-изгнанника в адрес Международной Черкесской Ассоциации 19 апреля 1999 года (исх. № 09-1100):

«По поручению Министра национальной политики Российской Федерации, а также в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации П11-675 от 17.03.1999 года Миннац изучил обращение Испокома Международной Черкесской Ассоциации о рассмотрении в Правительстве Российской Федерации вопроса о признании черкесов (адыгов и абазин) народом-изгнанником и сообщаем следующее.

К сожалению, отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы в Российской Федерации не позволяет в настоящее время рассматривать вопрос придания народам, пострадавшим в результате воин и конфликтов в различные периоды истории Российского государства, статуса народа-изгнанника.

Вместе с тем, сообщаем, что в связи с необходимостью решения проблемы соотечественников за рубежом Миннац России разрабатывает законопроект «О репатриации», предусматривающий правовые нормы возвращения соотечественников на свою историческую родину».

Исходя из этого, я думаю, есть смысл Правительству РФ продолжить работу над этой темой.

Для того, чтобы определить статус по отношению к Черкесскому народу сегодня, необходимо всего-навсего называть вещи своими именами – существующие и очевидные факты. И если нужно решать проблему, то эта проблема называется так: как остановить геноцид черкесского народа? Вот сама суть проблемы! Вот в чем вопрос! Как остановить уничтожение нации, уничтожение народа и ее культуры? Как сохранить уникальную этническую культуру, которая создавалась тысячелетиями? Культуру человеческих взаимоотношений, культуру отношений человека к природе, что в принципе являются общечеловеческими ценностями?! Любая этническая культура передается на языке народа, она закодирована в языке народа, потому в первую очередь нужно сохранять язык народа, чтобы сохранить культуру. А сохранение языка и культуры черкесского народа это есть сохранение языка и культуры Российской Федерации, ибо мы как народ являемся частью России. Мы россияне! Собственно говоря, мы тем самым просим, чтобы Россия сохранила себя!

Как и все остальные народы России, мы любим Россию, мы защищали и защищаем Россию. Но существуют проблемы в любимой нами России, и если мы патриоты России, то честно должны признавать наши проблемы.

В Карачаево-Черкесской Республике черкесский язык изучается в школе один час в неделю, т.е. 7 минут в сутки. Продолжительность телевещания на черкесском языке в Карачаево-Черкесии составляет 7 мин в сутки. Это есть равноправие с русским населением в Карачаево-Черкесии? Что нужно предпринять, чтобы объяснить, что за 7 минут в сутки невозможно обучить ребенка родному языку, за 7 минут в сутки невозможно сохранить родной язык.

Прибалтийские страны не являются родиной русских, но тем не менее Российская Федерация на уровне ООН поднимает вопросы связанные с сохранением русского языка в прибалтийских странах, где проживают русские. Но Российское государство не беспокоится о нас, черкесах, как о Российских соотечественниках в Турции, Иордании, Сирии, Эстонии, и других странах, чтобы нашим соотечественникам помогли сохранить черкесский язык. Хотя обратите внимание, что в Иордании создана специальная школа на черкесском языке, в Эстонии государство выделяет денежные средства на обучение детей черкесов своему родному языку и сохранение этнической культуре. Россия же никогда не поднимала вопрос о черкесах ни в одной из стран мира. И здесь, на исторической родине, Федеративное государство российское не уделяет должного внимания сохранению родного языка, этнической культуры черкесов, как коренного населения. Но, повторяю, ведь мы тоже россияне, мы тоже народ Российской Федерации.

Мы, черкесы Карачаево-Черкесии не можем смотреть телевидение на черкесском (адыгском) языке из КБР или Адыгеи. А черкесы, проживающие в Курском районе Ставропольского края, в Успенском районе Краснодарского края, в Моздокском районе Северной Осетии-Алании вообще не могут смотреть никакое телевидение на родном черкесском языке, не могут обучать своих детей черкесскому языку в школах. Мы, черкесы на исторической родине в России, разделены даже в эфирном пространстве, не говоря о целостности территориальной, и нам Российское государство не обеспечивает возможность нести свою культуру совместно всем народом. Это нарушение международных прав народа, как лиц, принадлежащих к этническим, религиозным, лингвистическим меньшинствам в России.

У нас нет возможности общаться с соотечественниками, с родственниками, проживающими в изгнании, в других странах, потому что нет закона о двойном гражданстве со странами компактного проживания черкесов и Россией. Родственники не могут ездить друг к другу беспрепятственно, потому что трудно преодолеть процедуру получения виз.

Положение наших соотечественников за рубежом еще хуже, чем наше положение на исторической Родине, потому что они теряют еще быстрее язык и культуру, а кроме этого они уже потеряли еще и родную землю, землю, где похоронены их предки, землю, где тысячелетиями складывалась их этническая культура. А это очень большая потеря для древнего народа, которая создала величайшую культуру любви к родной природе, высочайшую культуру охотоводства и садоводства, высочайшую культуру взаимоотношений человека с природой. Кстати, самый значительный вклад в мировую культуру было сделано черкесами именно в культуру взаимоотношений человека с природой.

Чья обязанность сохранение культуры народа в государстве? Я думаю, что это обязанность власти в этом государстве. Обязанность гаранта Конституции государства – президента Российской Федерации в данном случае. И черкесы хотели бы обеспечения гарантий этих конституционных прав народа на своей исторической родине и прав наших соотечественников, российских соотечественников-черкесов за пределами нашей Родины России.

Вот несколько рекомендаций по данной теме общественных слушаний:

1. Внести в государственный реестр Российской Федерации одно этноназвание черкесского народа вместо названий субэтнических групп, наличие которых усугубляют проблемы разделенного народа;

2. Правительству Российской Федерации и Законодательному Собранию РФ вернутся к вопросу придания черкесскому народу статуса «народа-изгнанника» и принять этот статус на законодательном уровне;

3. Вернутся к вопросу о двойном гражданстве для черкесов, как разделенному народу со странами их компактного проживания и Российской Федерацией;

4. Создать на бюджетной основе Центры адаптации репатриантов-черкесов в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках, в городе Сочи, Краснодаре, Моздокском районе Северной Осетии-Алании, Успенском районе Краснодарского края, Курском районе Ставрополского края, как в местах компактного проживания черкесов на исторической родине по примеру созданного в Республике Адыгея Центра (Дома) Адаптации Репатриантов;

5. Общественной Палате организовать помощь гражданскому обществу при разработке проектов сотрудничества российских общественных организации и общественных организаций наших соотечественников-черкесов, проживающих в других странах с привлечением к этой работе российских зарубежных центров культуры Министерства Иностранных Дел Российской Федерации и соответствующих консульств РФ в странах компактного проживания черкесов.


Обоснованием данных предложений могут послужить приложенные к настоящему докладу копии документов.

Александр Охтов, президент Федеральной Национально-Культурной Автономии адыгов России, академик АМАН.

Приложения:

Документ № 1

Резолюция регионального совещания ОНН (октябрь 1996 г.): Об обращении Международной Черкесской Ассоциации

Рассмотрев обращение Международной Черкесской Ассоциации (доклад генерального секретаря МЧА Александра Охтова ) и считая необходимым восстановление исторической справедливости по отношению к народу черкесов (адыгов), региональное совещание ОНН просит руководящий Комитет ОНН направить для обсуждения президенту Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания и Правительству Российской Федерации резолюцию регионального совещания ОНН следующего содержания:

О ПРИЗНАНИИ АКТА ГЕНОЦИДА ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ), СОВЕРШЕННОГО ЦАРСКИМ САМОДЕРЖАВИЕМ РОССИИ В ХОДЕ И С ОКОНЧАНИЕМ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ

(первая половина 18-го века – вторая половина 19-го века)

Региональное совещание Организации Непредставленных Народов

ПРИЗНАЕТ, что во время Русско-Кавказской войны адыгский (черкесский) народ подвергся жестокому геноциду со стороны Царского самодержавия. В ходе войны была истреблена значительная часть коренного населения по национальному и религиозному признакам. Из оставшихся в живых к концу войны более 9/10 были депортированы со своей исторической Родины – Северо-Западного Кавказа и Причерноморья в Османскую империю, в результате чего страна Черкесия исчезла с географической карты и исторической арены. Трагедия адыгского (черкесского) народа до сего времени тщательно скрывалась от российской и мировой общественности, а целые поколения адыгов (черкесов) выросли, даже не зная своего трагического прошлого;

ПРИНИМАЕТ во внимание, что черкесский народ живет разобщено как на своей исторической Родине, так и за ее пределами. В странах Ближнего Востока (Турция, Иордания, Сирия) проживает примерно 3 млн. черкесов, официально именуемых турками, арабами в силу насильственного лишения их своей национальной принадлежности, часть из них желает вернуться на историческую родину и пользоваться правами человека и гражданина Российской Федерации;

ПРИНИМАЕТ во внимание, что Российская Федерация, как правопреемница Российской Империи, Президент, Правительство и Парламент не желают прямого откровенного разговора о трагических последствиях Русско-Кавказской войны для адыгского (черкесского) народа, ставшего жертвой геноцида царизма, следовательно, официально не предпринимаются усилия по практическому решению черкесской проблемы;

ЦЕЛИКОМ ПОДДЕРЖИВАЕТ законные требования Международной Черкесской Ассоциации, представляющей интересы черкесов, проживающих в России и за ее пределами, и ее деятельность, направленную на решение черкесского вопроса мирным демократическим путем;

ОСОЗНОВАЯ всю глубину трагедии адыгского (черкесского) народа, исходя из торжества исторической справедливости и гуманизма

ОБРАЩАЕТСЯ к Президенту, Правительству и Парламенту Российской Федерации с тем, чтобы:

- официально признать и осудить акт геноцида адыгов (черкесов) со стороны царского самодержавия;

- закрепить за адыгским (черкесским) народом статус народа-изгнанника;

- признать право беспрепятственного возвращения потомков депортированных черкесов, желающих вернуться на историческую родину;

- оказать государственную помощь и поддержку репатриантам;

- воссоздать шапсугский национальный район на территории Краснодарского края Российской Федерации.


Пюхаярве, Эстонская Республика, 15 октября 1996 г.

Такая же резолюция была принята V Генеральной Ассамблеей Организации Непредставленных Наций и Народов (ОНН) в 1997 году в Эстонии.

Документ № 2

Журнал «Вестник ОНН», апрель – июнь 1997 г:

«Первый доклад черкесов на Комиссии ООН.

Господин Охтов, бывший генеральный секретарь Международной Черкесской Ассоциации поощряет Комиссию наложить давление на Русскую Федерацию с целью начала диалога».

Журнал «Вестник ОНН», апрель – июнь 1997 г:

Члены ОНН на собрании Организации Объединенных Наций

Пятьдесят третья сессия Комиссии ООН по Правам Человека проводилась с 10 марта по 18 апреля в Женеве с целью обсуждения ряда вопросов по правам человека, включая тематические вопросы и специфические ситуации по правам человека в определенных странах. Помимо специфических ситуации, на которых сконцентрировались основные попытки лоббирования, ОНН обратила особое внимание на повестку вопросов, имеющих дело с предметом коренных населений и с вопросами меньшинств. Представители следующих членов ОНН посетили Комиссию:

Бугенвиль, Черкесия, Регион Читтагонской Возвышенности, Восточный Тимор, Восточный Туркестан, Ингушетия, Иракские Туркмены, Косова, Нагаленд, Огони, Санджак, Южные Моллукас и Тибет».

Журнал «Вестник ОНН», апрель – июнь 1997 г:

ПЕРВАЯ РЕЧЬ ЧЕРКЕСОВ НА ЗАСЕДАНИИ ООН

Обращение, сделанное 24 марта генеральным секретарем Международной Черкесской Ассоциации на 53 Сессии Комиссии по правам Человека ООН, было сюрпризом для многих, особенно для русской Правительственной делегации.

«Едва ли кто-нибудь называет нас нашим собственным именем. Иногда называют нас турками, иногда русскими. Но мы называем себя Адыгэ, вне зависимости о того, где мы находимся», прокомментировал Александр Охтов во время своего визита в секретариат ОНН в Гааге, после участия в работе Комиссии по правам Человека ООН в Женеве.

Г-н Охтов, являющийся генеральным секретарем Международной Черкесской Ассоциации, работает над повышением благосостояния и связей между черкесскими общинами, рассыпанными по всему миру, особенно на территории Русской Федерации, Турции, Сирии и Иордании.
В своем обращении, (которое было сделано от имени Ассоциации по Защите Репрессированных) г-н Охтов объяснил Комиссии ООН: «Во время русско-кавказской войны (1711-1864 г.г.) значительная часть Черкесского (Адыгского) населения было уничтожено на основе их этнической принадлежности и религии. Более 90 % Черкесов, оставшихся в живых после войны были насильственно депортированы из их Родины – на Северо-западе Кавказа и Причерноморья – в Османскую Империю. В результате, страна черкесов пропала с географической карты и с исторической арены. Сегодня приблизительно три миллиона Черкесов живут в странах Ближнего Востока, где их считают турками или арабами, так как их национальность не признается. Некоторые хотели бы вернуться на историческую Родину».

В Российской Федерации, черкесы живут рассеянными по различным районам и республикам, что делает практически невозможным активное поддержание общей культуры и языка и установлению черкесской общины. Охтов заметил в своем обращении, что в нарушение Международного Законопроекта о Правах Человека и Декларации о Правах Лиц, Принадлежащих Национальным, Этническим, Религиозным, Лингвистическим Меньшинствам, Черкесы лишены права школьного образования на родном языке и права наслаждаться своей культурой - «Этот своеобразный народ рискует раствориться в русскоязычном окружении», - сказал Охтов.

Г-н Охтов призвал Комиссию повлиять на Российскую Федерацию, чтобы она вступила в диалог с черкесским народом о трагических последствиях, которые они пережили в результате Русско-Кавказской войны. «Русское правительство должно применить усилия по решению черкесской проблемы, давая потомкам депортированных Черкесов, которые желают вернуться на свою историческую родину, право возвращения через предложения материальной помощи возвращенцам.»

Возможность обратиться к Комиссии обновила надежду господина Охтова. «Я верю, что когда-нибудь черкесы будут иметь возможность развивать собственную культуру, говорить на своем языке, и, наиболее важно, называть себя перво-наперво адыгами».

Примечание: Вестник ОНН был осведомлен, что новый генеральный секретарь был назначен со времени написания этой статьи».

Документ № 3

Из архивов МЧА и ОНН, личного архива А.Охтова:

ОБРАЩЕНИЕ ОНН

Его Превосходительству

Президенту Российской Федерации

Борису ЕЛЬЦИНУ

Кремль, Москва, Российская Федерация

Организация Непредставленных Народов (ОНН) передает поклон народу и Правительству Российской Федерации.

Организация Непредставленных Народов рассмотрела документы, приложенные Международной Черкесской Ассоциацией к своему Обращению. Эти документы показывают, что во время Русско-Кавказской войны черкесский (адыгский) народ подвергся жестокому геноциду со стороны царского самодержавия: в ходе войны была физически истреблена значительная часть коренного населения по национальному и религиозному признакам, из оставшихся в живых к концу войны более 90% черкесов (адыгов) были депортированы со своей исторической родины - Северо-Западного Кавказа и Причерноморья - в Османскую империю, в результате чего страна Черкесия исчезла с географической карты и исторической арены. Трагедия черкесского (адыгского) народа в советское время тщательно скрывалась от российской и мировой общественности, а целые поколения черкесов (адыгов) выросли, даже не зная своего трагического прошлого.

Прежде всего, хотелось бы заранее оговорить некоторые моменты. Например, когда речь идет о Русско-Кавказской войне, то подразумевается царское самодержавие, поэтому здесь не предусматривается вина сегодняшней России и россиян за эту войну. Но признание сегодняшним руководством Российской Федерации факта геноцида черкесов (адыгов) со стороны царского самодержавия привлекло бы внимание многих народов к тому, что Россия сегодня есть миролюбивая страна, что отношения с национальными меньшинствами руководство Российской Федерации налаживает мирным путем, соблюдая международные права человека и национальных меньшинств.

Это явилось бы моральным удовлетворением черкесского (адыгского) народа, что в свою очередь сняло бы напряженность в известных регионах России и во многом предупредило бы возникновение конфликтов на этнической основе. Тем более, что Российская Федерация приняла закон «О реабилитации репрессированных народов России» (карачаевцы, балкарцы, казачество и т. д.), а черкесский (адыгский) народ, пострадавший во время Русско-Кавказской войны, остался без внимания. Уважительное отношение зарубежных черкесов (адыгов) к дипломатии и к мудрости сегодняшнего руководства РФ во многом возросло бы и вызвало бы их доверие к Российской Федерации. В свою очередь такое доверие могло бы открыть дорогу многим преуспевающим в бизнесе черкесам (адыгам) за рубежом к инвестициям в российскую экономику, в особенности в строительную индустрию.

Сегодня черкесский (адыгский) народ живет разобщенно как на своей исторической родине, так и за ее пределами. В странах Ближнего Востока (Турции, Иордании, Сирии) проживает примерно 3 миллиона черкесов (адыгов), официально именуемых турками, арабами в силу насильственного лишения их своей национальной принадлежности. Часть из них желает вернуться на историческую родину и пользоваться правами человека и гражданина Российской Федерации.

Россия перешла на демократический путь. Сегодня, когда открылись многие секретные в советское время архивы, трудно утаить от людей истину об историческом прошлом народов. Поэтому целесообразно признавать перед народом до конца правду о прошлых событиях. Черкесы (адыги) с благодарностью восприняли Ваше «Обращение к народам Кавказа» от 18 мая 1994 года в связи с 130-летием окончания Кавказской войны, где, в частности, отмечено, что «в настоящее время, когда Россия строит правовое государство и признает приоритет общечеловеческих ценностей, появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны, как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера».

В «Обращении к народам Кавказа» говорится о том, что «проблемы, доставшиеся нам в наследство от Кавказской войны, и, в частности, возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину, должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон». Своим Обращением, Ваше Превосходительство, Вы дали надежду черкесскому народу на сохранение их языка, культуры, их самобытности, на возвращение на историческую Родину хотя бы какой-то части народа, которая за рубежом теряет свой язык, стоит на грани окончательного растворения в иноязычной среде.

Рассмотрев Обращение Международной Черкесской Ассоциации и считая необходимым восстановление исторической справедливости по отношению к народу черкесов (адыгов), я имею честь от имени Руководящего Комитета Организации Непредставленных Народов (ОНН) обратиться к Вашему Превосходительству, Президенту Российской Федерации Борису Николаевичу Ельцину, с просьбой решить следующие вопросы:

- официально признать акт геноцида черкесов (адыгов) со стороны царского самодержавия;

- закрепить за черкесским (адыгским) народом статус народа-изгнанника;

- признать право беспрепятственного возвращения потомков депортированных черкесов (адыгов), желающих вернуться на историческую родину;

- оказать государственную помощь и поддержку репатриантам;

- воссоздать Шапсугский национальный район на территории Краснодарского края Российской Федерации, ликвидированный в 1945 году.


Для принятия Государственной Программы Российской Федерации по возрождению культуры черкесского (адыгского) народа (аналогично принятым программам по тюркским и финно-угорским народам РФ) необходимо принять во внимание, что шапсуги, черкесы, кабардинцы, адыгейцы – это один этнос, одна нация. Исходя из этого:

- признать как единый народ тех, кого сегодня именуют черкесами в Карачаево-Черкесии, кабардинцами в Кабардино-Балкарии, адыгейцами в Республике Адыгея, шапсугами в Краснодарском крае, а также этнических черкесов (адыгов), проживающих в Российской Федерации и за рубежом, которые исторически являются адыгами по самоназванию и черкесами по иноназванию, ибо все черкесы (адыги) являются носителями одного языка, одной культуры, одного этикета, и, в первую очередь, одного эпоса «Нарты».

Я надеюсь, что эта информация принесет Вам пользу, и я жду Вашего скорого ответа.

ОНН уверяет Вас в самом глубоком уважении.

С уважением,

Доктор М. вам Валт ван ПРААГ, генеральный секретарь, Гаага, 23 апреля 1997 года.

Проект письма Президенту РФ Б.Ельцину подготовлен генеральным секретарем МЧА Александром Охтовым. Согласовано Председателем Хасэ Голландии Фатхи Раджабом Хатко (Голландия), Уджуху Ихьсан (Германия) Умар Фарук – председатель Хасэ Германии, членом Исполкома МЧА Альбертом Адамоковым.

Документ №4

Первое выступление в ООН по вопросам адыгов (черкесов). Из личного архива А.Охтова.

53 СЕССИЯ КОМИССИИ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Женева, Дворец Наций

Заявление для ассоциации по защите репрессированных народов

Пункт 17 повестки дня: «Права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам»

ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ОХТОВА

24 марта 1997 года

«Уважаемый господин Председатель!

Ассоциация по защите репрессированных народов (Gesellschaft fur bedrohte Volker) следила за работой Комиссии по правам человека, и мы поддерживаем позитивный вклад работы рабочей группы по меньшинствам, восстановленной Подкомиссией ООН, и мы просим продлить мандат этой важной рабочей группе.

На этом заседании был обсужден ряд вопросов, относящихся к делу черкесского или адыгского народа, но в которых редко упоминается о них. Права и положение этого кавказского народа должны быть приняты во внимание этой Комиссией.

В ходе Русско-Кавказской войны (1711-1864) значительная часть Черкесского (Адыгского) народа была физически истреблена по этническому и религиозному признакам. Из оставшихся в живых к концу войны более 90% черкесов были насильственно депортированы со своей родины - Северо-Западного Кавказа и Причерноморья – в Османскую империю. Вследствие этого страна Черкесия исчезла с географической карты и исторической арены. Сегодня в странах Ближнего Востока (Турция, Сирия, Иордания) проживает около трех миллионов черкесов, официально именуемых турками, арабами в силу насильственного лишения их своей национальной принадлежности. Часть из них желает вернуться на историческую Родину.

В Российской Федерации черкесский народ живет разобщенно в следующих республиках или районах: Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Адыгея, Краснодарский край, Курской район Ставропольского края, Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания. В разных районах под разными названиями черкесы не имеют возможности слушать единое черкесское радио, единую систему телепередач на черкесском языке. Они, следовательно, не имеют возможности пользоваться единой культурой, родным языком.

До 1945 года Лазаревский район существовал как Шапсугский национальный район – черкесская территория. Однако в нарушение ст. 5 «Декларации по правам человека, принадлежащим к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» этот статус национального района ликвидировали (упразднили). Сейчас черкесы не могут добиться возвращения этого статуса. Шапсугов (черкесов) осталось всего десять тысяч человек. Все они проживают в Лазаревском и Туапсинском районах Краснодарского края. В нарушение статьи 4 пункта 3 «Декларации по правам человека, принадлежащего к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» шапсуги (черкесы) не имеют возможности преподавать детям на родном языке или пользоваться своей культурой. Из-за недостатка радио-, телепередач на родном языке это коренное население рискует раствориться в русскоязычной среде.

В Успенском районе Краснодарского края осталось три черкесских селения. Российское правительство не выделяет им необходимые деньги на обучение родному языку или на выпуск хоть какой-нибудь литературы на родном языке.

В Курском районе Ставропольского края, в Моздокском районе в нарушение статьи 4 пункта 4 той же «Декларации по правам человека, принадлежащего к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» Российское правительство не принимает никаких мер, чтобы черкесы изучали историю, традиции, культуру своего народа и тех меньшинств, которые живут рядом с ними.

В нарушение статьи 27 «Международного Билля о правах человека» (Международный Пакт о Гражданских и Политических Правах) черкесское меньшинство лишено возможности «совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».

Согласно статьи 6 «Декларации по правам человека, принадлежащего к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» Российское правительство должно сотрудничать в вопросах, касающихся лиц, принадлежащих к меньшинствам. В данном случае Российское правительство должно сотрудничать с Международной Черкесской Ассоциацией, которая занимается интересами этого меньшинства.

Российская Федерация не желает вступать в диалог с черкесским (адыгским) народом о трагических последствиях, которые они испытывают вследствие Русско-Кавказской войны. Российское правительство должно было бы предпринимать усилия, чтобы решить черкесский вопрос, предоставляя потомкам депортированных черкесов, желающим вернуться, право беспрепятственного возвращения на историческую родину и оказывать финансовую помощь и поддержку репатриантам.

Черкесский народ убедительно просит Комиссию ООН по правам человека продолжать уделять внимание правам меньшинств и поощрять усилия к диалогу между правительствами и меньшинствами под его контролем.

Благодарю за внимание.

My Webpage

natpress
 (голосов: 1)
Опубликовал administrator, 26-06-2011, 18:21. Просмотров: 1470
Другие новости по теме:
Международное Движение по защите Прав Народов поддерживает обращение черкес ...
ОД "Группа 21 мая 1864" (Иордания) требует от России признания геноцида ч ...
Постановление Парламента Кабардино-Балкарской ССР от 07.02.1992 года о приз ...
Черкесы КБР, КЧР и Абхазии протестуют против границ нового округа
Постановление Парламента Адыгеи от 29 апреля 1996 года о признании геноцида ...