Архив сайта
Декабрь 2017 (3)
Ноябрь 2017 (1)
Октябрь 2017 (11)
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (45)
Июль 2017 (42)
Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Али Кешт – иорданский политолог и публицист, автор целого ряда аналитических материалов на арабском языке, которые посвящает главным образом событиям, происходящим в черкесском мире. В 2009 году защитил магистерскую диссертацию в Иорданском университете и имеет степень магистра политологии.

Али Кешт. О черкесской идеологии (полная версия статьи)Диссертация под названием "Внутренний конфликт на черкесских территориях Северного Кавказа: исследование и анализ (1991-2007)" явилась одной из немногих научных работ, посвященных исследованию политических аспектов черкесского вопроса.

А. Кешт активно сотрудничает с черкесскими интернет-сайтами, являлся, в частности, редактором circassianews.com. Его аналитические статьи получают широкий резонанс в арабоязычной черкесской среде, некоторые из них выходят в переводе и на другие языки. Из опубликованных им статей: "Видение сегодняшней черкесской действительности", "Сочи останется черкесским", "О состоявшемся в Майкопе съезде Хасэ", "В день присоединения… Республика Адыгея: между жизнью и отмиранием", "Извините, но черкесы не глупые", "Сомнительные российские заявления и исследования" и другие.


Многочисленные события, происходящие на черкесской общественной арене, начиная с конца 2009 года и сотрясающие ее по сей день, свидетельствуют об огромном числе проблем, стоящих перед черкесским сообществом. Вместе с тем наблюдателю за происходящим нетрудно заметить, что картине недостает чего-то важного. Размышления о событиях и ситуации в целом не оставляют сомнений в том, что речь идет о народе, имеющем собственную, особого рода национальную проблему. Тем не менее на упомянутой нами арене наблюдаются хаос, нестабильность, разногласия и неспособность поставить черкесский вопрос в той форме, в какой это надлежит сделать. Налицо множественность позиций, весьма различающихся между собой, - явный признак неполадок в верхушке черкесской общественной пирамиды. Крах 1864 года и пережитые скитания привели к тому, что черкесы стали восприниматься как общность без собственной идеологии и даже определенной национальной идентичности. Пережитый ими упадок позволил другим народам утверждать, будто черкесской проблемы вовсе не существует, и, более того, будто понятие "народ" неприменимо к черкесам, ибо это народ без родины.

Черкесы в равной степени разочаровали своих друзей и врагов – по причине того низкого уровня, до которого пала черкесская идеология, и это привело к потере черкесским вопросом немалой части доверия и объективности. Вместо вопроса о сути черкесской проблемы другие стали задаваться вопросом, а есть ли вообще такой народ – "черкесы", чтобы у него могла быть собственная национальная проблема?! В связи с подобным идейным и идеологическим откатом черкесского вопроса видится необходимым оглянуться в прошлое и обрисовать нынешнюю черкесскую реальность, находящуюся во власти хаоса и противоречий. В этой непростой ситуации целесообразно попытаться найти "первичное" видение черкесской действительности и, отталкиваясь от него, дать ответы на следующие вопросы:

Как мыслят черкесы? (Черкесский менталитет)

Кто представляет черкесов? (Легитимность)

В каком состоянии находится черкесский вопрос? (Черкесская политика).

Понимая, что детальное рассмотрение данной темы невозможно в рамках одной статьи, а требует специальных научных исследований для изучения всех аспектов черкесского "явления", мы считаем полезным представить здесь некоторые принципиальные замечания.

1. Как мыслят черкесы?

Примечательнейшая особенность черкесского менталитета состоит в том, что те ценности и идеалы, которые считаются у других народов незыблемыми и не подлежащими дискуссиям и торгу, - такие как национальное достоинство, суверенитет, высший интерес нации и т.д., - в черкесском менталитете являются предметом, приемлемым для обсуждения, и даже торгов и уступок. Причина кроется в утере черкесами по большому счету того самого национального менталитета и собственной идеологии. Это состояние породило лень и инертность, результатом чего является невежественное в национальном плане большинство, не понимающее того, что происходит вокруг, и не осознающее подстерегающих его опасностей. Состояние черкесов можно сравнить с состоянием итальянского общества в период существования мелких государств, когда общая обстановка характеризовалась раздробленностью и расколом, произошедшими под влиянием внутренних и внешних факторов. В то время силы итальянского народа уходили к другим народам, но появившиеся среди сынов Италии мыслители направили свои усилия на объединение страны, формирование единой идеологии и определение высшего интереса нации.

Современный черкесский менталитет имеет ряд особенностей:

1. Понятие руководства у черкесов лишено веры в единого лидера или руководителя. Черкесы гордятся тем, что они не подчиняются одному лидеру, а следуют принципу "просвещенного управления", представленного прослойкой старейшин нации, и что устройство власти у них соединяет в себе "аристократию и демократию", что означает власть общества или народа в целом, - следовательно, нет подчинения собственно руководителю или вождю. Как правило, у разных народов их славные достижения неразрывно связаны с именами национальных лидеров и вождей. У тех же черкесов история мамлюкского и некоторых других малых государств ассоциируется с именами вождей и князей, сумевших сплотить черкесов под своим знаменем и принести им славу и величие. И здесь можно говорить о первой особенности черкесского менталитета, а именно – о том, что обстоятельства, связанные с изгнанием и катастрофой 1864 года, привели к искажению взглядов черкесов на суть руководства и лидерства. Вместо руководства, представленного людьми разумными и мудрыми, черкесским народом стала править толпа. После падения Черкесии в 1864 году и начала массовой депортации российские власти приступили к процессу русификации, который подразумевал замену черкесского менталитета и черкесского самосознания русским менталитетом и русским самосознанием и придание черкесским территориям русской окраски. Одним из средств достижения этих целей являлось навязывание народу руководителей извне – групп или отдельных лиц, лояльно настроенных по отношению к захватчикам. Эти люди получали поддержку силой и финансами, чтобы занять руководящие позиции в черкесских обществах, и как только это удавалось сделать, новоявленные руководители начинали проводить в жизнь интересы тех, кто их поставил. Именно этим объясняется политика нынешних российских властей, направленная на изгнание, ликвидацию и репрессирование национальных лидеров, отвергающих сотрудничество с ними, – политика, начавшаяся в прошлом и продолжающаяся по сей день. В похожей ситуации оказались черкесские общины и в странах изгнания, где им были навязаны руководители, непосредственным образом отражающие чужие интересы и не представляющие волю черкесского народа в этих странах. Сама система правления в черкесском обществе, поражение 1864 года и российская политика – три фактора, способствовавшие ликвидации верхушки черкесской общественной пирамиды и замене ее шумной толпой, что привело к разрушению данной вершины, а вслед за ним – разложению народа.

2. Зависимость и верноподданичество. Явное противоречие демонстрируется большинством черкесского народа относительно самой идеи правления: гордые тем, что когда-то их предки правили далеко за пределами своей страны, они в то же время обнаруживают, что на своей родине неизменно живут под чужой властью и следуют чужим указаниям. Черкес гордится мамлюкским правлением и рассуждает о причинах отдаления черкесов от власти на определенных этапах истории в странах изгнания, как, например, в Турции, но он никогда не говорит о том, кто правит на его собственной родине. То есть черкесы в той или иной форме соглашаются с идеей чужой власти, в какой бы роли ни выступали они сами – правителей или управляемых, но отвергают мысль, чтобы черкесы управляли сами собой.

3. Сосуществование и слияние. Замечено, что черкесы отличаются быстротой приспособляемости к окружающей общественной среде, однако этот их "дар" имеет такой недостаток, как неограниченность, в связи с чем он вызывает другое, опасное явление – растворение и слияние. В условиях отсутствия воспитания в духе национализма и приверженности общенациональной идее черкесы не понимают важности того, чтобы отношения с другими нациями строились на основе взаимодействия, но с соблюдением меры, в особенности потому, что в большинстве стран они представляют собой национальное меньшинство. К примеру, рядовой черкес не понимает, как важно проживать в районе, населенном одними черкесами, особенно в странах изгнания, в то время как другие национальные меньшинства стремятся к компактному проживанию, чтобы не потерять свой язык, традиции и культуру. Компактное проживание национального меньшинства на определенной территории придает ему нечто вроде демографического веса, социальную значимость, гарантирует сохранение прав. Характерная черта многих черкесских общин в депортации заключается в том, что их члены не имеют ничего против продажи своего дома или земельного участка и переезда в другую местность, даже если кому-то из них предстоит оказаться там единственным представителем своей нации, - в отличие от представителей других общин, предпочитающих совместное проживание в отдельных районах и отказывающихся продавать свои дома представителям других национальностей. Тяга черкесов к излишнему слиянию с окружающим миром привела к тому, что черкесский менталитет оказался под чужим влиянием, и тот факт, что в большинстве своем черкесы представляют собой национальное меньшинство, способствовал ускорению неизбежных в этом случае процессов растворения и исчезновения.

4. Равнодушие. Отсутствие воспитания в духе национализма породило у черкесского народа равнодушие ко многим вещам, которые внушили бы любому другому народу желание отомстить, особенно проживающим в странах изгнания. Но рядового черкеса, к примеру, не беспокоит, когда его исконные земли решают передать балкарцам, он равнодушен к олимпиаде в Сочи и к убийству национальных лидеров в Черкесске. Он не раздражается и не предпринимает ничего ни тогда, когда слышит о нападении группы карачаевцев на молодых людей черкесской национальности, ни тогда, когда русская девушка рассуждает о том, что черкесское побережье в действительности является русским, ни по поводу многих других ситуаций подобного рода. Потому что отсутствие воспитания в духе здорового национализма делает черкесский народ беспомощным, инертным, равнодушным к вопросам, касающимся достоинства нации и оскорбляющим ее прошлое и ее идеалы.

5. Черкесский менталитет отличается также неспособностью к определению того, в чем состоит высший национальный интерес, - в силу отсутствия сущностной, основополагающей идеи, которая сплотила бы всех представителей нации, как это имеет место у остальных народов. В связи с этим для начала чрезвычайно важно выявить проблемы, стоящие перед черкесским народом, и сформулировать его национальные чаяния и устремления через ответ на вопрос: "Чего хотят черкесы?" На первый взгляд вопрос может показаться трудным, - по той причине, что черкесский народ потерял способность к реагированию, или, выражаясь точнее, - способность к выработке четкой стратегии по определению своего будущего. Черкесский народ не имеет собственной идеологии, он потерял свою самобытность и следует во всем за другими, и ни один черкес не в состоянии ответить на вопрос о том, в чем заключается высший интерес – или высшие интересы – его народа. Как нет ни одной черкесской организации, способной определить эти интересы в полной мере, что в условиях современной кипучей и многообразной действительности вызывает естественный вопрос: применим ли термин "народ" к черкесам, не ведающим, в чем состоят их высшие цели, и не имеющим организации, работающей над их достижением? В ответ на вопрос о том, какие трудности стоят перед черкесским народом, вы получите длинный список проблем, и это нормально. Ненормальным является лишь то, что все эти проблемы являются в равной степени приоритетными, и у каждой из них имеются свои приверженцы, считающие ее важнейшей и первоочередной. Если задать вышеприведенный вопрос представителю другого народа, имеющего схожую с черкесским судьбу в плане борьбы за выживание и сохранение национальной идентичности, то его ответ будет свидетельствовать о единодушии устремлений и единстве чаяний этого народа. Если вы спросите у курдов, проживающих на родине или в изгнании, в чем заключается их национальная проблема, вам ответят: "Курдистан". Если вы спросите, в чем заключается высшая цель и мечта курдской нации, вам снова ответят: "Курдистан". Если задать аналогичный вопрос армянам на родине или в эмиграции, ответом будет "признание геноцида армян и Армения". Если задать два упомянутых вопроса североирландцам, то в ответ мы услышим, что их национальная проблема заключается, например, в отношении Британии к ним, и - "мы хотим иметь собственное независимое государство". Разумеется, между черкесами и этими народами существуют различия по многим параметрам, но общий вывод таков: у каждого народа имеется своя основополагающая, центральная проблема, высший национальный интерес, по которому двух мнений быть не может, и этот интерес движет чувствами и судьбами этого народа и определяет его лидеров. И когда у руководства оказываются люди, не разделяющие эту высшую цель и не работающие над решением основных проблем, это руководство свергается и объявляется незаконным.

6. В силу отсутствия просвещенного, квалифицированного руководства, а также неясности по поводу того, в чем заключается высший национальный интерес, черкесский народ стал на деле представлять собой совокупность черкесских народностей. После изгнания и расселения в странах Ближнего Востока, Турции, Европе и Америке каждая из черкесских общин превратилась в отдельную народность, и у каждой черкесской диаспоры сложился свой менталитет, своя идеология, свое лицо, выработались свои чаяния, надежды и цели. Многие черкесские общины подверглись сильному влиянию окружающей социальной среды, и общим у черкесских общин разных стран осталось лишь название. Эти общины мало интересует такое понятие, как высшие национальные интересы черкесского народа вообще. Множественность черкесских "лиц" и идейных позиций явилась одним из факторов, способствовавших упадку черкесской национальной идеологии и приведших к нынешнему состоянию очевидного хаоса и раздробленности. Руководители различных черкесских общин никогда не пытались найти между собой общий, объединяющий интерес, и можно утверждать, что черкесские лидеры сыграли немалую роль в извращении черкесского менталитета и отдалении масс от понимания высшей цели народа.

7. Проблема приверженности черкесской родине, которую в случае с черкесами можно определить как "множественность родин", - другое отличительное свойство черкесского менталитета. Если все народы в мире превозносят и слагают оды своей родине, даже в те времена, когда она находится в плачевном положении, и ненавидят изгнание и разобщенность, то черкесы - единственный народ, воспевающий чужбину и считающий исконную родину хоть и прекрасной, но – родиной предков. В этом заключается явление множественности родин, которое способствовало утере черкесами собственного достоинства и национального чувства. Это явление сложилось тогда, когда черкесский народ оказался за пределами своей родины, переживая период крайней подавленности. Черкесская пословица гласит: "Кто потерял родину, тот потерял все". И поскольку у любого народа должна быть родина, а понятие "народ без родины" оказалось несостоятельным и нелогичным, то черкесский народ решил, - не без помощи Османской и Российской империй, - заменить понятие родины преданностью и верностью правителям, вследствие чего "преданность правителям" стала синонимом "родины" и составной частью черкесского менталитета. У черкесов несколько родин: одна – предков, другая – отцов, третья – сыновей, четвертая – внуков, пятая – двоюродных братьев и т.д. Можно утверждать, что черкесский народ стал первым "глобализованным" народом в мире, поскольку он отвечает всем условиям глобализации: объединяет в себе ее физические признаки, следует лишь человеческим инстинктам, все больше теряет собственный менталитет... Ведь, судя по низкому уровню национальной культуры у черкесской молодежи, черкеса волнуют теперь лишь еда да личное положение. Ну и, разумеется, черкесские танцы.

8. Черкесский народ – народ "философов". Каждый черкес – философ сам по себе, он не может быть зависим от другого или считаться неправым. Нет единой идеи, определяющей общие чаяния, цели и планы, которым должен следовать каждый черкес, но каждый – знаток черкесского вопроса со своим собственным мнением. Это обстоятельство привело к состоянию идейной неразберихи, и черкеса больше не привлекает участие в общей работе на достижение высшего интереса нации. Более того, прервана взаимосвязь, черкесы больше не слышат друг друга, хотя к другим прислушиваются с большим вниманием, - чтобы получать указания и безропотно исполнять их. Черкесы больше не хозяева своей судьбы, решение этого "второстепенного" вопроса они предоставили другим, - Российской Федерации, например. В результате этого искажается и теряется черкесская история. Например, до недавних пор упоминание имен некоторых черкесских князей, вокруг которых когда-то сплотилась нация, таких как Кабард, Инал и другие, находилось под запретом по причине разногласий между самими черкесами по поводу их происхождения: некоторые считают их абхазами, другие – русскими и т.д. И если бесплодная беседа получила название "византийского спора", то черкесы в этом деле намного превзошли самих византийцев.

9. Можно сказать, что черкесы привязаны к своей истории "отрицательно-избирательно". Они превозносят свои достижения далеко за пределами родины, но плохо знают историю собственной страны и национальной культуры. Например, все черкесы наслышаны о черкесских мамлюках и их героических деяниях, но мало кто из них может назвать имена народных вождей, прославившихся в период Русско-Черкесской войны.

10. Черкесы не слушают друг друга. В отношениях между собой они тверды и непреклонны, в бесплодных дискуссиях проявляется весь их философский дар и способность победить в любом споре. Есть целая армия черкесов – мастеров превращать любой разговор, особенно, если он касается национальных вопросов, в спор ни о чем. Большинство черкесов придерживается принципа "прав тот, у кого громче голос", и люди с сильными глотками и крепкими голосовыми связками занимают ведущие позиции в черкесском социуме.

11. Черкесские танцы и песни. В одной из программ, показанных на телеканале "Русиа-ль-йаум", прозвучало мнение, что молодой черкес выражает свою национальную принадлежность либо посредством танца, либо пением, либо игрой на национальном инструменте… Это представление широко распространено среди черкесов как на родине, так и в странах изгнания. В силу многочисленных факторов, связанных с войной и изгнанием, представитель черкесской национальности стал избегать разговоров о своей родине и национальной принадлежности, поскольку это не отвечало законам победившего на родине режима, а также политике ассимиляции в странах изгнания. Вынужденное молчание компенсировалось танцами и пением как единственным способом сохранить хоть малую часть своей культуры, не вызывая при этом недовольства других. Страх и самообман – вот что стоит за излишним прославлением танца и танцоров. То, что на национальном флаге фигуру стрелы – воинского орудия, символизирующего силу во все времена, - заменила фигура танцующего черкеса, нанесло вред национальному достоинству черкесов. Допустимо ли, чтобы танец становился стержнем национального самовыражения для народа, имеющего 6-тысячелетнюю историю?

12. В век глобализации черкесский мыслитель, или интеллигент, стал занимать в обществе низкое положение. Ведущее место занял владелец капитала, человек, имеющий влияние, и это обстоятельство стало служить определяющим началом в черкесском менталитете. Если многие народы и нации обязаны своим развитием появлению собственных мыслителей и интеллигентов, на что существует множество примеров, то в черкесском обществе таковым нет места. Имеются в виду личности, воспитанные в национальном духе и мыслящие в национальном масштабе, поскольку образованных черкесов много, но лишь немногие из них готовы служить общему делу, да и те в большинстве своем люди преклонного возраста, начинающие проявлять интерес к национальным вопросам на закате жизни. Такое положение не способствует выявлению людей, глубоко понимающих суть черкесской проблемы и целенаправленно занимающихся ею, что лишает черкесскую мысль элемента силы и делает ее зависимой от тех интеллигентов, которые становятся черкесами "вдруг".

13. Политика. По-видимому, здесь кроется основная причина неспособности черкесского менталитета к самовозрождению и поиску решений связанных с ним проблем. Политика – слово запретное для черкесов, вызывающее в их душах ужас. Страх, посеянный другими, - именно он ответственен за нынешнее состояние идейного упадка и низкого уровня руководства в черкесских сообществах. Боязнь политической деятельности была и остается идеальным поводом для отказа от любых действий, имеющих национальную направленность, и сосредоточении внимания на неверном направлении – пропаганде культуры и фольклора, - деле, которое не может иметь позитивные плоды, не будучи оправленным в соответствующую политическую оправу. Ни на родине, ни в странах изгнания черкесы не имеют достаточных возможностей говорить о политике или заниматься ею, и можно сказать, что у черкесов перекрыт важный источник идейного вдохновения – политическая культура. Черкесы не имеют политической культуры. Нет механизма для реального представительства и выражения воли народа, отсюда – то состояние непонимания и бессознательности, в котором пребывают черкесы сегодня. Черкесам необходимо направить свои усилия на политическую деятельность. И тут следует понимать, что политическая деятельность, которая долгие годы была для них под запретом, не подразумевает столкновения или конфликта с другими, а означает наведение порядка внутри, - таким путем, который гарантировал бы отстранение случайных людей от власти и обеспечивал бы признание черкесами легитимности своих национальных лидеров.

В заключение отметим, что главная трудность в деле реабилитации черкесских руководителей состоит не в том, чтобы доказать низкий уровень нынешнего руководства, ибо сделать это совсем несложно. Трудность состоит в перевоспитании невежественного в национальных вопросах большинства среди самих черкесов. Когда появится группа просвещенных черкесов, верно ориентированных в национальном и идеологическом плане, никакое руководство не сможет злоупотреблять своим положением и пропагандировать чужие идеи за счет своего народа, не рискуя быть опозоренным и призванным к ответственности. И это явится началом пути к реабилитации черкесского лидерства, и в дальнейшем – возрождению черкесской нации с новым менталитетом, соответствующим требованиям нынешней ситуации.

О черкесской идеологии. Кто представляет интересы черкесов?

События на черкесской арене следуют друг за другом, возникают новые обстоятельства и новые вопросы. Возможно, характерным для этого этапа является поворот вектора черкесской политической мысли в сторону источника политических действий. Нынешний этап, несущий новые события, считается уникальным тем, что наделяет черкеса способностью проводить сравнение между различными черкесскими течениями и различать, кто из них действует в интересах черкесов, а кто лишь создает такое впечатление ради достижения различных целей. Нынешний этап можно назвать этапом "истины и раскрытия карт", поскольку различные взгляды и события, преподносимые нынешним этапом, дают редкий шанс обнажить устремления каждого, кто пытается представлять черкесский народ – будь то в виде общественных организаций, институтов или отдельных лиц.

В этой статье мы постараемся ответить на следующие вопросы:

Кто действует от имени черкесского народа?

Какова направленность различных черкесских течений в вопросе отстаивания черкесских интересов? (Краткое сравнение).

Конечно, одна статья не в состоянии охватить целиком такой сложный вопрос, но она способна пролить свет на некоторые важные моменты. Как говорится, лучше зажечь свечу в темноте, чем сидеть в темноте и проклинать ее тысячу раз.

Ниже будут приведены простые примеры деятельности и направленности некоторых из черкесских течений. Это наглядно покажет нам, действуют ли они в интересах черкесского народа или нет.

Кто представляет черкесов?

Первое. На родине (Черкесии) организации, течения и органы, представляющие черкесский народ, можно разделить на:

Официальные государственные структуры; под ними подразумеваются президенты черкесских республик, черкесские депутаты парламентов этих республик, сенаторы и депутаты Госдумы. Президенты республик назначаются федеральным центром (Москвой), и за их утверждение голосуют депутаты, как правило, представляющие правящую партию (Единая Россия) или независимые депутаты, так как российские законы запрещают создание политических партий, имеющих национальный характер.

Черкесские общественные организации, наиболее известными из которых являются Международная Черкесская Организация (МЧА), организация Адыгэ Хасэ и Черкесский конгресс.

Второе. Черкесская диаспора, представленная огромным количеством общественных организаций и гражданских институтов, таких как черкесские ассоциации и пр.

Что касается глав черкесских республик (здесь имеются в виду президенты республик Кабардино-Балкарии и Адыгеи, так как в Карачаево-Черкесии президентом, как правило, назначается карачаевец), то, как сказано выше, они назначаются Москвой, и это дает ясное представление о том, в какой мере их деятельность направлена на благо черкесского народа. В 2007 году названные черкесские лидеры и их сторонники участвовали в пресловутом так называемом "юбилее 450-летия воссоединения с Россией", празднование которого знаменовало "добровольное" присоединение черкесов к России, и выступили по этому поводу с торжественными речами. Но являлось ли правомерным это празднование? Действительно ли черкесы присоединились к России добровольно?! История свидетельствует об обратном, и о том, что эти торжества являются фальсификацией и подделкой истории. Но главы республик – это работники, находящиеся в подчинении российского руководства, и они вынуждены участвовать в этих церемониях. Другими словами, в тех ситуациях, когда черкесские интересы входят в противоречие с курсом российского руководства, президенты занимают сторону российского правительства, и по этой причине они не являются истинными представителями интересов черкесского народа, не говоря уже о том, что они назначаются Кремлем, который всегда проводит политику, противоречащую интересам черкесского народа, как это видно из приведенного выше примера. Таким образом, президенты не представляют черкесский народ в достаточной мере.

Что касается черкесских парламентариев, то можно привести следующий простой пример их деятельности. В 2009 году Российская Федерация направила республикам указания по устранению из конституций статей, имеющих суверенную и "сепаратистскую" окраску, хотя это противоречит самой федеральной Конституции и соглашениям, подписанным между Республиками и Российской Федерацией. Этот проект был представлен черкесским парламентам для голосования. В КБР, где механизм голосования был тайным, пересмотренный проект конституции был отклонен дважды. Но со стороны федерального центра последовали другие нарушения закона, и поступило указание, чтобы голосование было открытым, и вслед за этим парламенты проголосовали за проект поправки к некоторым статьям Конституции Республики, касающимся "суверенности" (верх демократии). Из конституции были изъяты статьи, гарантировавшие суверенность, и республики были преобразованы, по словам некоторых, в заповедники. Из сказанного выше следует, что черкесские парламентарии также являются управляемыми и лишены права выбора, следовательно, они не имеют возможности работать в интересах черкесского народа, и легитимность представления ими черкесского народа также неполная.

Отследив цепочку разных событий, можно сделать вывод, что главы черкесских республик и черкесские парламентарии не работают на интересы черкесского народа, и это непреложный факт.

В отношении черкесских общественных организаций можно привести яркий пример, дающий четкое представление о направленности их деятельности. Речь идет о ситуации, когда в конце 2009 года были приняты поправки к Республиканскому закону №13 "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике", а также в первом чтении был принят законопроект "О статусе земель отгонного животноводства в Кабардино-Балкарской Республике". Согласно этим законам, балкарцам (9% населения) отходили 37% территорий республики, в результате чего каждый балкарец, получал в десять раз больше земли, чем черкес. Эти законы представляли собой верх несправедливости в отношении черкесов, которые составляют 54% населения и являются исконными хозяевами земли.

Черкесские общественные организации ответили на это следующим:

Международная Черкесская Ассоциация с резиденцией в Нальчике не предприняла никаких действий, наоборот, видные деятели МЧА даже начали призывать народ к миру и согласию. То есть, когда идет разворовывание черкесских земель, к этому стоит относиться с миром и согласием. Такова была позиция МЧА и ее организаций-сателлитов.

Организации "Черкесский конгресс" КБР и "Хасэ" отвергли этот закон и призвали к волне демонстраций и протеста. В ответ их разогнали и запретили впредь организацию подобных акций. На руководителей Черкесского конгресса и "Хасэ" было совершено нападение, их избили. Кроме того, штаб-квартиры этих организаций разгромили и пытались поджечь. Несмотря на многочисленные сообщения в новостях о нападениях и запугивании председателя Черкесского конгресса КБР и членов этой организации группами охраны президента, настойчивость, железная воля и сопротивление запугиваемых все же привели к приостановке принятия этого закона и направлению его на повторное рассмотрение. Реакция президентского аппарата и парламента, как и следовало ожидать, была негативной, так же как и позиция МЧА.

Из вышеприведенного примера становится четко ясно, что организация "Черкесский конгресс" и "Хасэ" пожертвовали своими лидерами во имя интересов черкесского народа. Но нет сомнения в том, что отдавать 37% черкесской земли не в интересах черкесского народа. Следовательно, такие организации как Черкесский конгресс КБР заслуживают от черкесов диаспоры и черкесов, проживающих на родине, всяческой поддержки и выражения солидарности.

По поводу черкесской диаспоры, сути ее отношения или общей политики, проводимой большинством организаций и учреждений, представляющих черкесский народ за границей, по отношению к родине, можно заметить следующее:

Эти черкесские организации видят в российских властях "верного покровителя" истории, остатков черкесских земель и проживающих на них черкесов.

Эти организации считают российские власти единственным связующим звеном между черкесской землей и диаспорой. Несмотря на то, что ни один здравомыслящий человек не может доверять как покровителю и связующему звену российским властям так и МЧА после их вышеописанных действий.

Большинство так называемых черкесских обществ за рубежом являются частью системы международной черкесской ассоциации, и эти организации прислушиваются лишь к российским властям и МЧА. Несмотря на то, что большинство событий, которые происходили и продолжают происходить на черкесской родине, четко и ясно доказали, что российские власти, МЧА и ее сателлиты не работают в интересах черкесов, появление некоторых других национальных черкесских организаций до сих пор игнорируют.

Чтобы показать основные направления деятельности этих черкесских организаций и понять суть этой деятельности, можно привести следующие примеры.

В 2007 году заместитель председателя черкесского общества Нью-Джерси из США, в стране, где, как говорят, свобода и справедливость считаются важнее хлеба и воды, направил телеграмму президентам черкесских республик, поздравляя их с 450-летием добровольного присоединения Черкессии к России (?!!) с пожеланием всяческих успехов от своего имени лично и от имени всех черкесов - "членов общества" по случаю этого знаменательного события (?!!).

Приведем еще один пример, демонстрирующий направления деятельности черкесского общества за рубежом и других организаций, которые поддерживают позицию МЧА касательно интересов черкесов. В 2010 году после очередного футбольного матча был убит русский болельщик, его убийцей оказался кавказец. Позже председатель общества KAFFED, которое является самым крупным объединением черкесских обществ в Турции, посетил российское посольство в Турции, чтобы выразить соболезнование и сочувствие, в то время как черкесская молодежь занималась организацией демонстраций в поддержку кавказцев и против расовой дискриминации в России.

Несмотря на то, что 2010 год принес плохие новости об убийстве молодого черкесского активиста Аслана Жукова и журналистки Бэллы Ксаловой, председатель KAFFED не выразил соболезнований и осуждения, и не выказал беспокойства в Российском посольстве по отношению к этим преступлениям, которые привели к гибели черкесов. Странным образом он поспешил выразить соболезнование о погибшем болельщике. Здесь можно видеть расхождение позиций этих организаций, которые трудно рассматривать как позиции, служащие интересам народа.

Организация "Еврохасэ" (черкесская организация в Европе) уже несколько лет проводит черкесский день в Европарламенте. К этой организации с просьбой поместить на сайт данной организации заявление, подписанное форумом черкесской молодежи, который состоялся 12.09.2009 года, обратились участники данного форума, представляющие интересы черкесской молодежи в Черкесии, однако получили отказ.

В качестве причины было дано следующее объяснение: "Мы работаем вне политики и только в социально-культурной сфере", хотя в заявлении содержался всего лишь призыв к привлечению молодежи для участия в работе организаций и реформирования системы действий черкесов.

Тем не менее, в то же самое время данная организация на своих конференциях обсуждает такие вопросы, как независимость Абхазии и Южной Осетии, которые, несомненно, являются политическими темами. Это является верхом противоречия. Здесь возникают вопросы об истинных целях данной организации.

Вышеприведенные примеры отражают направление работы черкесских организаций, находящихся в странах, в которых предоставляется значительное поле свободы деятельности, а также то, что работа по решению проблем черкесов организована на очень низком уровне.

Другие черкесские организации, находящиеся в странах Ближнего Востока, проводят работу, которая заключается лишь в том, чтобы "публиковать/рассылать послания", которые, по сути, никому не приносят пользы. Они лишь преследуют цель восхвалить те или иные качества определенных лиц черкесского происхождения, участвовать в различных конференциях, организуемых русской диаспорой в этих странах и требовать признания того факта, что черкесы относятся к славянским народам и т.п.

Всё вышесказанное подтверждает, что черкесские организации, находящиеся за рубежом, а также те, которые поддерживают деятельность Международной Черкесской Ассоциации, проводят определенную политику, свидетельствующую о том, что их деятельность далека от интересов черкесов.

Основную проблему представляют не эти организации сами по себе, а их руководство и лидеры, которые либо не понимают тех проблем, с которыми сталкивается черкесский народ, либо считают, что нужно примириться с судьбой или подчиниться чужой воле.

Это очень опасно, так как слабость руководства в национальных вопросах, а также снижение уровня их патриотического национального мышления привело к явному искажению черкесской идентичности, а проводимая ими политика, далеко отстоящая от национальных интересов черкесов, ведет к исчезновению черкесской нации.

Слабое мышление "головы" черкесского народа (т.е. его руководства) является не просто недостатком, оно стало основной причиной невежества черкесов, превратившего их в удобный инструмент для исполнения чужих проектов. Это в свою очередь привело к появлению целых поколений, не знающих ничего о своей национальной идентичности, за исключением танцев и песен, а также некоторых ложных исторических фактов, восхваляющих достижения черкесов за пределами родины, при этом полностью забывая о своей исторической родине. В настоящий период времени представитель черкесской нации, вероятно, сможет впервые точно указать на слабые места и найти потерянное звено в действиях черкесов, которым являются контроль и отчетность.

Дальнейшее снижение эффективности работы руководства черкесских организаций происходит из-за отсутствия контроля со стороны определенного органа, который обеспечивал бы контроль их действий во внутренней и внешней политике, а также отслеживал и анализировал бы допускаемые ошибки.

Известно, что черкесские лидеры и руководство при любом обсуждении своей политики начинают маневрировать и прикрываются тем фактом, что они избраны в результате законных выборов в МЧА. То есть они якобы являются выразителями воли черкесского народа, избраны им и кроме него никому не обязаны давать отчет о своих действиях, кроме как через специальные каналы.

Конечно, большинство членов исполнительных и административных органов этих организаций подчиняются председателю и верны ему независимо от его поведения и политики, так как при проведении выборов председатель сам подбирает угодных ему людей. А в большинстве случаев председатель получает уже готовые списки тех людей, которые были бы угодны различным инстанциям, с которыми им приходится сотрудничать (т.е. российским властям).

Таким образом, ясно, что в отношении большинства черкесских руководителей имеется много вопросов, но, тем не менее, они не меняются и остаются на своих постах. Причина заключается в том, что нет инструментов контроля и отчетности о проводимой политике данного руководства.

Здесь возникает вопрос: Кто сможет выполнять эту миссию? Именно молодые люди как часть черкесского общества могли бы взяться за это дело, но вот уже много лет они не могут получить доступ к делам (их "отодвинули"). Оказывая на них давление с помощью черкесских традиций ("старших нужно уважать и слушать"), молодых людей заставляли исполнять чужие планы, так как у самого руководства абсолютно отсутствовали основы национального мышления.

Как говорит один из черкесских националистов (патриотов), данное руководство обманывало, хитрило и облачалось в разные одежды, чтобы добраться до вершины социальной пирамиды, а само занималось разрушением черкесского духа и стойкости, черкес стал пустым человеком, без принципов.

Разве может считаться храбрым человек, который забывает свою историю и Родину? Разве может считаться верным человек, который лжет и меняет свои принципы в соответствии с действующей системой, несмотря на то, что он не имеет ничего общего с этой политической системой?

Разве могли подумать те герои, кто проливал кровь за свободу черкесов, что их потомки захотят участвовать в олимпиаде, которая должна состояться на земле, в которой еще не истлели их кости?

Приведем пример с Русланом Кешевым. Заметим при этом, что 30 лет – средний возраст тех, кто входил в состав делегации в Эстонию. Далее будут описаны два примера, которые подтверждают, что только молодые люди смогут решать те задачи, которые стоят перед черкесским движением.

В Черкесске в 2008 году проводился форум независимой молодежи. Руслан Кешев на данной конференции заявил о необходимости объединения всех черкесских регионов в единый субъект. В советское время такой призыв расценивался бы как призыв к сепаратизму.

Господин Кешев заключил свое выступление словами: "Если Москва не захочет пойти нам навстречу, то она должна понять, что у черкесов уже не осталось терпения, чтобы выносить ситуацию, созданную для нашего народа в России". Эти слова Кешева были встречены бурными аплодисментами. А эта конференция благодаря молодежи стала поворотной и знаковой.

Второй пример. Одна черкешенка по имени Нур, член одного из черкесских обществ в городе Кайсери выразила возмущение участием председателя черкесского общества в съезде российских диаспор в Египте, на котором утверждалось, что черкесы являются по происхождению славянами. Это утверждение якобы могло бы помочь черкесам вернуться на родину. Этот председатель, однако, не явился на конференцию организации непредставленных народов и наций.

Нур заметила, что в заявлении съезда российских диаспор никак не упоминается черкесский народ и его проблемы. Тем временем конференция организации непредставленных народов и наций сделала специальное заявление, касающееся ситуации черкесского народа. Следует отметить, что посещение обеих конференций по затратам было одинаковым. В результате Нур поехала с друзьями в резиденцию черкесского общества и подняла вопрос о пользе участия в съезде, который не только вредит интересам черкесов, но и не признает проблем черкесского народа.

В ответ ей сказали, что председатель на свое место избран, и что он – человек преклонных лет, которому не позволено задавать подобные вопросы. Тем не менее, инцидент имел большой общественный резонанс. После чего председатель общества вынужден был поменять свою политику и даже принял участие в последней демонстрации в городе Стамбуле, которая была организована против дискриминации по отношению к кавказцам в РФ. (Конечно, его участие в ней было вынужденным в результате действий этой черкешенки и ему пришлось подчиниться требованиям молодежи.)

Наконец, надо указать на одну из особенностей политики, проводимой большинством руководств черкесских организаций. Эта особенность заключается в обмане черкесской общественности посредством замалчивания действительной ситуации черкесов на родине и за рубежом. Это выражается в изображении ситуации, будто черкесы за границей и на родине живут радостно, счастливо и их положение всегда улучшается, также внушается, что нет опасности, угрожающей народу исчезновением.

Передача, которая была транслирована по одному из черкесских каналов 21 мая 2010 года, является лучшим примером этой политики. Данная программа рассказывала об истории черкесов, русско-черкесской войне и эмиграции черкесов.

Заключение передачи стало, однако, "приятной неожиданностью". В передаче было сказано, что черкесы сейчас имеют собственные республики, а за границей у них отличная жизнь и диаспора находится в постоянном контакте с родственниками на родине.

По всем меркам это – ложь, потому что в данной передаче не была упомянута ситуация с землей, сложившееся в КБР при реализации Федерального закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Фальсификация истории черкесов тоже не была упомянута. Лучший пример дезинформации подобного рода – работа канала Russia Today, а также убийство черкесских активистов на родине, проблемы владения родным языком и национальной идентичности за рубежом, и ухудшение ситуации в этих направлениях; а также другие вызовы и угрозы, для которых не хватает места в этой статье, но которые стоят перед черкесским народом сегодня и которые угрожают ему в будущем.

Эта политика ведет к усугублению невежества в национальном вопросе среди черкесов, и она является ложной и искажает действительность в полном смысле этого слова. Некоторым может показаться, что эта ситуация преувеличена, и имеет место паранойяльная теория заговора о наличии внешней силы, которая движет руководством черкесских организаций на родине и за рубежом, что якобы является дурной фантазией и преувеличением фактов.

Однако, проводимая скоординированная политика и доказательства, которые подтверждают наличие враждебной политики в отношении черкесских интересов, на самом деле свидетельствуют о наличии чего-то неправильного, и настоящий этап, как было упомянуто, открывает возможности для выявления этого недостатка.

Попытки доказать отсутствие у черкесов общих проблем, и главное отсутствие элементов единого мышления напоминают политику, проводившуюся российскими властями во время оккупации Польши, когда в польское общество были засланы поляки, сторонники русских с целью убедить своих соотечественников в том, что народ разделен на группы и у каждой их них свои проблемы.

Любая черкесская национальная организация, если хочет достичь успехов, должна концентрировать внимание на просвещении черкесской молодежи в национальных вопросах. Это единственный способ сохраниться как народ. Единственный путь состоит в том, чтобы черкесская молодежь почувствовала себя частью единого крепкого фронта с осознанием того, что на ней лежит долг защищать родную землю всеми доступными ей законными силами и возможностями.

Пример Косово в 80-х годах прошлого века может нас научить многому. Если один черкес рассказал бы своему брату в Косово в Югославии времен Тито, что страна распадется и черкесы окажутся между огнем сербов и албанцев, он бы не поверил. Но в 90-е годы это стало реальностью, и косовские черкесы нашли единственное убежище – Родину. Случилось это в тот момент, когда весь мир закрыл перед ними двери. Тогда они были в меньшинстве и вынуждены были противостоять одновременно сербского огню и албанскому пламени. Верно, что возвращение косовских черкесов не было абсолютно успешным. Но мы имеем в виду, что черкесы не знают о том, что готовит им судьба. Если они считают правильным продолжать жить как меньшинство за рубежом и даже на родине, то это будет новая трагедия в дополнение к другим трагедиям черкесского народа.

Поэтому необходимо рассуждать, руководствуясь в первую очередь национальными категориями, чтобы, быть может, это и трудно – возвратить черкесов на Родину, чтобы они могли направить свои усилия на развитие своей родины и защиту своей истории, что создаст для них чувство безопасности перед превратностями судьбы.

Молодежь – наша основа и надежда, и ее просвещение в национальном плане является долгом каждой черкесской организации и учреждения, какой бы она ни была. Любая политическая единица, отвергающая эту политику, является, по сути, врагом интересов черкесского народа.

Самое важное – это то, что черкесская молодежь должна быть способна проводить различие между национальным черкесским руководством и черкесскими руководствами, проводящими неправильную, двойственную, лицемерную политику.

Также черкесская молодежь должна стремиться к самообразованию в национальном вопросе. А это дело требует, прежде всего, слежения за развитием событий на родине и прогнозирования и предупреждения проблем с использованием современных способов связи.

Когда черкесская молодежь начнет регулярно следить за происходящим на родине и чувствовать, что она является частью единого целого и что на ней лежит ответственность, тогда проявится то, что называется национальным чувством, и за словами последуют дела.

Интернет – важнейший признак нынешней эпохи, и всякий знает силу этой всемирной паутины. Поэтому отслеживание черкесской молодежью с его помощью новостей с родины считается первым шагом в самообразовании и просвещении других в национальном вопросе.

Можно сказать, что это является первейшей обязанностью черкесской молодежи. Конечно, здесь имеется в виду отслеживание новостей с родины, особенно политических событий, новостей и аналитических статей, а не новостей о танцах, живописи, искусстве и т.п, так как эта сторона достаточно освещается черкесскими организациями за рубежом и на родине.

Один мудрый бедуин сказал: "Никогда арабам смерть не грозила уничтожением, но то, что их уничтожает, - это дурное потомство", т.е. смерть сама по себе не является причиной исчезновения народа. Причина исчезновения народа или нации заключается в наличии невежественных потомков, не знающих своей истории и страдающих от недостатка национальной идентичности, что ведет к ассимиляции и, по сути, к исчезновению этого народа как такового. Эти слова указывают на важность молодого поколения в жизни любого народа, ради его сохранения.

Перевод А. Керашева.

1-я часть eLot.ru
2-я часть eLot.ru
 (голосов: 0)
Опубликовал administrator, 26-08-2011, 22:38. Просмотров: 1539
Другие новости по теме:
Али Кешт (Иордания): «О черкесской идеологии»
ОО «Адыгэ Хэкужь – Черкессия», заявляет о своей поддержке ОД «Патриоты Черк ...
"Черкесский Союз" (КБР) поддерживает "Патриотов Черкесии" (Турция)
Черкесский язык должен занять свое достойное место в числе других языков ми ...
Мурзаканов: МЧА и современные проблемы черкесского народа