Архив сайта
Сентябрь 2017 (26)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (42)
Июнь 2017 (68)
Май 2017 (66)
Апрель 2017 (68)
Календарь
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Наима Нефляшева (Москва-Адыгея): Старикам здесь местоНесколько дней назад я вместе с моими коллегами работала в поселке Энем в Адыгее. Здесь нас встречал Мурат, 26-летний младший брат моего давнего друга Азамата: Мурат перехватил нашу машину на трассе Майкоп-Краснодар, проводил в райцентр, помогал состыковывать наши встречи, следил, чтобы наше пребывание было комфортным, был предельно тактичен и предупредителен.

Все это время его присутствие почти не замечалось, он был сдержан и немногословен, и вообще его поведение и в пути, и за столом напомнило мне классические времена отношения младших к старшим, описанные в известных европейских источниках.

Вообще отношения между младшими и старшими подчинялись строгому этикету – на Кавказе говорили, что «старшему первый привет, лучше кусок и мягче постель».

Жесткие табу в поведении младших по отношению к старшим действовали вплоть до 1980-х гг. и только в 1990-е годы система взаимоотношений «старший-младший» стала рушиться на глазах. При старших не садились, разве только после их настоятельного приглашения. В их присутствии многое было нельзя: нельзя стоять, не соблюдая определенной дистанции, нельзя стоять облокотясь, держать руки в карманах, повернувшись к ним спиной. Нельзя чесаться, курить, вести разговоры на фривольные темы. Нельзя заговаривать первыми, перебивать их речь, нельзя обогнать, пресечь дорогу старшему, окликнуть его.

Дистанция между младшими и старшими на Кавказе была, с одной стороны, реальной, физической, что выражалось в нахождении младших на определенном «почтительном» расстоянии от старших в пространстве их взаимодействия. С другой стороны, дистанция была словесной, вербальной – в ней доминируют краткость, сдержанность в общении со стороны младших и широкие возможности для наставления и поучения со стороны старших. В пути младший находился слева от старшего. Если старший и младший встречались на дороге, то первый должен был повернуть коня и провожать старшего, пока тот не разрешал ему вернуться.

Предельного совершенства и разветвленности этикетные нормы по отношению к старшим достигли в феодальной Кабарде, где они испытывали на себе влияние сословно-классовой структуры общества. С одной стороны, сохранялась народная традиция почтения к старшим, независимо от их социального положения. Старого холопа молодой князь мог приветствовать вставанием и садился только с разрешения старика. С другой стороны, описаны случаи, когда целый обоз крестьянских телег уступал место младшему по возрасту князю или дворянину.

С этой темой связана и проблематика долголетия на Северном Кавказе. Еще лет 10-15 назад в регионе можно было встретить 90-100 летних стариков, запросто справляющихся «на хозяйстве», а некоторые из них были не прочь «зажечь» на свадьбах или родовых сходах.

Долголетие на Кавказе стало объектом исследования западных ученых где-то в 1970-е. На Кавказ, в те места, где отмечались «сгустки долгожительства», особенно в Абхазию, отправлялись академические экспедиции в поисках «философского камня» долголетия.

Ученые высказывали несколько версий. Например, сторонники экологической версии говорили о благоприятном горном климате. Некоторые ученые обращали внимание на режим и качество питания, трудовую активность пожилых людей. В конце концов, пришли к выводу, что в ряду многих факторов благоприятный психологический климат по отношению к старикам в семье и обществе, в том числе и создание атмосферы их нужности и востребованности, дает старикам комфортное состояние духа.

Еще в 1860-е гг. появились первые звоночки того, что система будет изменяться – в местных аульских административных органах и судах стало появляться все больше людей молодого и среднего возраста, выдвинувшихся благодаря своей лояльности к новой власти, материальному состоянию и личным качествам. Молодежь уже не всегда была послушной воле старших.

Самыми разрушительными для системы «старший-младший» оказались 1920-е гг. В это время даже появляется термин «стариковство» - советские пропагандисты не жалели красок, чтобы доказать, что старики, говоря современным языком, устаревший девайс, тормоз на пути развития нового общества. К этому рефрену добавлялась тема классовой ненависти – кулаку якобы было легче эксплуатировать бедняка, потому что он не просто кулак, а почетный старик. «Уважают не стариков вообще, а богатых и знатных стариков. Об уважении и внимании к старикам – батракам, беднякам и середнякам не может быть и речи», - типичная фраза из газетных публикаций 1920-х гг.

Более жесткие меры по искоренению «стариковства» применялись в 1930-1940-е – в сталинские лагеря отправляли умирать целые эшелоны стариков, чтобы они не мешали строить новую жизнь.

Кавказский узел. Блог
 (голосов: 0)
Опубликовал administrator, 11-05-2012, 10:25. Просмотров: 1381
Другие новости по теме:
Строгие правила или вольный режим, - отцы и дети на Кавказе
В Кабардино-Балкарии возрождают старинный кодекс чести – Адыгэ Хабзэ
Наима Нефляшева: «О дарах на Кавказе, символических и не только»…
Наима Нефляшева: Брить иль не брить?
«Барселона» в Тбилиси: Как победить в себе «внутреннего грузина» в Абхазии?