Столичное «Адыгэ Хасэ» Майкопа обратилось к властям города с просьбой о выделении места под возведение памятника с условным названием «Древо Жизни» (Псэ Чъыг) – такого же, какой был открыт в Нальчике к 140-летию окончания Русско-Кавказской войны. По замыслу инициаторов, разница между двумя памятниками может быть лишь в том, как будет зваться копия мемориального сооружения в Майкопе – здесь еще не все определено с названием.
Как рассказал Натпресс Тхьаматэ Хасэ Майкопа Заур Чундышко, в письме не указано и конкретное место в городской черте столицы Адыгеи, которое организация посчитала бы приемлемым. На заседании, где было принято Обращение в мэрию, обсуждались три очевидных варианта. «Но в любом случае, земельный отвод для мемориала – тема для обсуждения с властями», - пояснил он.
Председателю Совета народных депутатов
МО «Город Майкоп» В.Н. Николаеву
Поддерживая решение МЧА (Международной Черкесской Ассоциации) об установке памятника «Древо Жизни» в местах компактного проживания Адыгов – Черкесов в Российской Федерации и за рубежом, Майкопская городская общественная организация Адыгэ Хасэ просит Вас решить вопрос об отводе земельного участка на территории МО «Город Майкоп» под установку данного памятника.
С уважением Председатель Майкопской городской ОО Адыгэ Хасэ – Чундышко З.Т.
PS. Натпресс в качестве пояснения предлагает читателям следующий материал:

Арсен Гучапшев – автор многих замечательных памятников в том числе, памятника памяти жертвам Русско-Кавказской войны "Псэ жыг".
Этот памятник – совместный проект архитектора Заура Матуева и скульптора Арсена Гучапшева – представляет собой небольшой круглый постамент, от которого отходят двенадцать лучей, заканчивающихся на пересечении большого круга – символ колеса истории. Сделано колесо из бетона, облицовано диоритом – зеленоватым декоративным камнем.
В центре семиметровое бронзовое Древо Жизни (Псэ Жыг), которое, по словам Арсена Гучапшева, олицетворяет развитие, прогресс: "Дерево – это современная трактовка традиционной адыгской пластики и формы. Его изображение нередко встречается в хаттских рельефах. Семь ветвей древа – 7 поколений: у адыгов родство считалось до седьмого колена. Главное, что это памятник не войне, не пулям, не скорби. Пройдя через 140 лет осмысления, мы пришли к выводу, что достаточно плача, нужно переходить к жизнеутверждающим символам, следовать кабардинской мудрости, гласящей: "Долгий траур не к добру".
На открывшейся выставке можно увидеть работы Арсена Гучапшева "Дерево жизни" и "Закат Солнца" и другие, выполненные с использованием разнообразных материалов.
natpress