Года два назад, летом, я была в Причерноморской Шапсугии – уютные аульские домики, словно притаившиеся в покрытых лесом горах, и дольмены – дома из каменных глыб – то, что осталось, когда почти все впечатления стерлись.

Дольменов в горах очень много; среди них есть те, которые уже давно измучены и опошлены туристами: кто-то из них поспешил оставить свои незатейливые инициалы на тысячелетних громадинах, а кто-то совершает здесь тайные ритуалы в поисках источника вечной силы... Ребята, которые водили нас по горным тропам, показали нам совсем другие дольмены, о существовании которых знают лишь «местные». Затерянные среди скал и деревьев, они кажутся пришедшими откуда-то неотсюда... То ли следы какой-то ушедшей цивилизации, то ли метки памяти...
Само слово дольмен (tolmen) в переводе с кельтского означает «каменный стол». В настоящее время во всем мире археологи так называют погребальные сооружения из огромных каменных плит — обычно четырех, стоящих вертикально, и перекрытых одной, горизонтальной. Сегодня такие памятники известны в Британии, Дании, Швеции, в южных и центральных областях Франции, а также в Португалии, Испании, Италии, Северной Африке, Турции, Сирии, Иордании, Палестине, Болгарии, Индии, Корее, Японии.
Дольменная культура на Кавказе датируется первой половиной III тыс. до н.э. Ареал ее формирования – восточное побережье Черного моря и районы Закубанья. Дольмены, как правило, расположены на склонах гор, на пространстве в 600 километров между Таманским полуостровом в Краснодарском крае и городом Очамчире в Абхазии. Меньше дольменов находится верховьях рек, впадающих в Кубань.
Внешне кавказские дольмены напоминают дома – четыре стены с перекрытием, а в передней стене – маленький вход. У автохтонных народов есть свои названия этих сооружений. Абхазы называют их погребальными
домами – адамра, ахатгун, мегрелы домами великанов – одзвале, У черкесов дольмены известны как кхъэунэжь, дома для жизни в загробном мире ‒ ахърэтун.
О дольменах как домах для умерших в представлении черкесов писал еще Дж. Белл в 1837 году: « черкесы считают эти «дома», состоящие из пяти огромных каменных плит, древними захоронениями.
В адыгском нартском эпосе говорится о домах, в которых живут странные маленького роста люди под названием испы/исп. Поэтому есть еще одно обозначение дольменов: испун/испыун – «дома испов». Даже профессиональные археологи В.А. Марковин, Н.Г. Ловпаче и др. используют это наименование в своих публикациях, а Б. Бгажноков считает возможным называть дольменную культуру Кавказа культурой испунов. Вопросы хронологии – одни из самых важных. Сколько времени существовала дольменная культура? Например, В.А. Трифонов считает, что бытование культуры дольменов охватывает период от 3200 до 1800 гг. до н.э.,по данным В.А. Марковина – от 2700 до 1400 гг. до н.э.
По-видимому, дольмены – это захоронения не рядовых членов древних племен, а вождей, старейшин или жрецов. Некоторые исследователи прямо называют кавказские дольмены «домами жрецов-предков», то есть культовыми сооружениями.

Б. Бгажноков считает, что дольмены – это дома для вечной жизни душ, освободившихся от тела. Не зря абхазцы называют дольмены местом отдохновения (успокоения) души.
Адыги и абхазы считали, что после смерти человека его душа живет, она хочет, но не может вернуться в мир живых, мечется и не находит себе места.
Неслучайно говоря о недавно умершем человеке адыги добавляли к его имени слово мыгъуэ, что означает: «страдающий, мучающийся в поисках своей плоти».
Дольмены как раз и были предназначены для того, чтобы уберечь дущу умершего от страданий. Они словно навечно запечатывали ее в своих глыбах. Так писал об этом Л.Н. Соловьев: «Их материал и размеры рассчитаны на вечность. Едва ли можно сомневаться, что летучим, трудно уловимым содержанием дольменов, по понятиям их строителей, были души погребенных в них покойников».
Ученые считают, что в год сооружалось в среднем около 10-12 дольменов по числу умерших или погибших вождей. Таким образом, за все время существования дольменной культуры Кавказа могло быть построено около 15000 дольменов. Но большая часть их была разрушена и исчезла, особенно в течение первых десятилетий после окончания Кавказской войны, когда плиты дольменов просто разбирались для строительных нужд. По данным 1978 года общее число учтенных кавказских дольменов - 23087.
Однако многие дольмены еще не обнаружены, и до сих пор появляются встречаются все новые и новые памятники, скрытые от глаз лесом или курганной насыпью. В последние 20‒30 лет выявлено множество дольменов, в том числе 9 ‒ подкурганных, найденных в результате раскопок в окрестностях г. Сочи.
На снимках (сверху вниз):
1. Дольмен с двориком. Поселок Джубга. Туапсинский район Краснодарского края.
2. «Черкесский камень». Кудепста.
3. Дольмен в поселке Возрождение. Низовья реки Жане.
kavkaz-uzel.ru
