Архив сайта
Сентябрь 2017 (24)
Август 2017 (44)
Июль 2017 (42)
Июнь 2017 (68)
Май 2017 (66)
Апрель 2017 (68)
Календарь
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Впервые дольмены на Западном Кавказе обнаружил русский академик П. С. Паллас в 1793 году. Проезжая вдоль Северной косы на Таманском полуострове, он наткнулся на развалины татарского села Чокрак-Кой, «...а несколько дальше, - добавляет он в своем отчете, - на ровной возвышенности много могил... с большими плоскими известковыми и песчаниково-шиферными плитами, поставленными на ребро в продолговатые четырехугольные ящики. Происхождение их не татарское, а, пожалуй, черкесское».

Наима Нефляшева: Пространство и время дольменной культуры на КавказеВ 1818 году французский археолог Тебу де Мариньи открыл группу дольменов в ущелье реки Пшады. В начале 30-х годов XIX века его соотечественник Дюбуа де Монпере и англичанин Дж. Белл обнаружили еще несколько дольменов между Геленджиком и Джубгой, а также большие дольменные группы в верховьях реки Абин; около десяти лет спустя эти исследователи первыми опубликовали зарисовки таинственных мавзолеев. Во второй половине XIX столетия экспедиции к дольменам предпринимались Ф. С. Байнером (1865-1870), Е. Д. Фелицыным (1878), В. И. Сизовым (1888). Учитель екатеринодарской гимназии В. М. Сысоев объездил по поручению Московского археологического общества в 1892 году область распространения кубанских дольменов, одним из первых попытавшись оценить их количество. О дольменах писали известные исследователи П. С. Уваров (1891) и Л. Я. Апостолов (1897).

Современные археологи считают, что уже во второй половине III тыс. до н.э. на обширном пространстве среднего и нижнего Прикубанья, там, где еще недавно возвышались только большие майкопские курганы, стали безраздельно господствовать памятники бурно развивающейся дольменной культуры. Так же, как и величественные майкопские курганы, огромные мегалитические гробницы дольмены стали частью культурного ландшафта Западного Кавказа.

Наима Нефляшева: Пространство и время дольменной культуры на КавказеАрхеологи по-разному оценивают ареал распространения дольменов на Кавказе. Некоторые авторы, придерживающиеся идеи общеевропейского «культурного фона», на котором развивались дольмены Кавказа, считают возможным включать в область распространения дольменной культуры все Центральное Предкавказье. Так, В.А. Сафронов утверждает: «Ареал дольменной культуры Северо-Западного Кавказа охватывает все восточное побережье Черного моря, Адыгею, Верхнее Прикубанье, степные районы Центрального Предкавказья, Пятигорья, Кабардино-Балкарии».

Ряд археологов утверждает, что дольменная культура Кавказа активно перемещалась в направлении к западному и северному побережью Черного моря. На территории исторической Фракии в современной Западной Турции и Южной Болгарии расположены мегалиты, построенные в III–II тыс. до н.э. Они очень похожи на западно-кавказские дольмены. Во второй половине III тыс. до н.э. аналогичные гробницы, правда, гораздо меньших размеров и, как правило, без отверстия, появляются в Южном Крыму. Обычно их относят к Кеми-обинской культуре, в формировании которой, как полагают, могли участвовать мигранты с Кавказа. У села с. Вилино близ Бахчисарая относительно недавно было раскопано каменное сооружение, «ящик» больших размеров с окном, вырубленным в одной из боковых стен и закрытым снаружи каменной плитой.

Кавказская дольменная культура продвигалась не только в пространстве, но и во времени, вплоть до средневековья. В предскифский и скифский период, который был и периодом раннего железа, дольмены активно использовались для вторичных захоронений: их засыпали землей и сооружали над ними курганы. Об этом свидетельствуют и изделия из железа, найденные в подкурганных дольменах Геленджика: железные топоры-секиры, по форме напоминающие кобанские, серповидные ножи, наконечники копий и дротиков.

Наима Нефляшева: Пространство и время дольменной культуры на КавказеВнутри т.н. Лунного дольмена в районе Геленджика обнаружен волнообразный орнамент.

Строительство мегалитических сооружений возобновляется уже в период средневековья в VIII‒XII вв. в Верхнем Прикубанье. К этому периоду относят обнаруженные по берегу реки Кяфар (левый приток Кубани) постройки в виде наземных гробниц с передней стеной, имеющей округлое или чаще четырехугольное отверстие. По всем признакам это сооружения, похожие на древние дольмены, но датируемые уже другой эпохой — эпохой раннего средневековья.

По территории и времени их можно соотнести с культурой касогов, которые в верховьях Кубани граничили с аланами. «Местный этнос, создавший дольменообразные склепы, должен быть признан адыгским», ‒ писал в данной связи В.А. Кузнецов. Еще ранее известный ученый, археолог и этнограф, Л.И. Лавров выдвигал идею непрерывной связи дольменной культуры с древним – абхазо-адыгским населением Кавказа.

В следующем посте – распространились ли дольмены почти по всей Евразии из одного центра или в похожих природных и идеологических условиях появляются похожие конструкции? В чем особенности именно кавказских дольменов и какие новые мифы создаются вокруг дольменов?

kavkaz-uzel.ru
 (голосов: 2)
Опубликовал administrator, 14-07-2014, 20:15. Просмотров: 1214
Другие новости по теме:
Наима Нефляшева: О дольменной культуре на Кавказе, - кто жил в домиках испо ...
Наима Нефляшева: Кто построил дольмены на Кавказе?
Дольменам необходимо придать статус наследия ЮНЕСКО, считают в Адыгее
Краеведы и археологи Адыгеи предлагают создать музей «Испыун»
В горах Адыгеи археологами из Санкт-Петербурга исследуется дольмен