Архив сайта
Декабрь 2016 (8)
Ноябрь 2016 (66)
Октябрь 2016 (27)
Сентябрь 2016 (35)
Август 2016 (71)
Июль 2016 (68)
Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Чуть ли не все новостные агентства написали, что влияние «Исламского государства» теперь настигло и некогда спокойную Адыгею. Как сообщают журналисты, более 20 человек (5-6 семей) выехало с начала 2015 года из одного только города Адыгейска.

Все ли дороги из Адыгеи ведут в Исламское государство? - Наима НефляшеваГде они находятся – неясно. По предположениям родителей Мурата Нехай, покинувшего Адыгею с женой и маленьким ребенком, они отправились в ИГ под влиянием проповедей местного имама Юсуфа Шеуджена.

В истории с семьей Нехай, уехавшей из Адыгеи, не все до конца ясно. Вполне возможно, что они сейчас живут в турецкой провинции и не выходят на связь. Случаи совершения хиджры из Адыгеи в Турцию ради сохранения Имана известны, это случалось в Адыгее и ранее. По крайней мере, еще прошлой осенью я знала о том, что около 10 семей мусульман переехали в Турцию и нашли там подходящие для себя условия жизни.

Что касается рисков радикализации молодежи в Адыгее, то они есть. Длительное время Адыгея, действительно, оставалась единственной республикой на Северном Кавказе, где не произошло образование неподконтрольных ДУМ РА и КК джамаатов, не было террористической активности и оттока мусульман в ряды Имарата Кавказ.

Объяснить это можно целым комплексом причин – от экономического фактора, который выражается в том, что Краснодар и край поглощает безработное население, снижая протестные настроения, до того факта, что силовики удержались здесь в течение 2005-2010-х годов от неправовых действий (за единичными исключениями), что особенно контрастирует с ситуацией в соседней Кабардино-Балкарии.

Не последнюю, а, возможно, и определяющую роль сыграл тот факт, что Адыгэ Хабзэ и Ислам не стали здесь конкурирующими идеологиями, а тема органичного сосуществования двух систем типична как для мусульман, так и для местных имамов. В Адыгее мусульманам удалось погасить межпоколенческое напряжение, еще 10 лет назад грозившее перерасти в межпоколенческий и внутриконфессиональный конфликт.

Не последнюю роль в этих процессах сыграла и политика ДУМ РА и КК, когда еще при муфтии Нурбие Емиже и теперь при его преемнике Аскарбие Карданове была сделана ставка на интеграцию салафитов в систему ДУМ РА и КК и отсечение тех площадок, где могли бы сформироваться экстремистские идеи.

Однако сейчас контекст меняется на глазах – на федеральном уровне политики и чиновники, принимающие решения, по-прежнему делают ставку на так называемый «традиционный ислам» и «традиционное духовенство». А некоторые акции в других регионах РФ (Дагестане, Чечне, КБР, Поволжье) в виде сноса мечетей, задержаний и пыток мусульман, судебных запретов на книги, запретов ношения хиджаба все более выталкивают «новых мусульман» (салафитов) из правового поля и способствуют их радикализации.

В связи с экономическим кризисом в Адыгее ожидается сокращение бюджетных поступлений и резкое ухудшение качества жизни. Тем не менее, штат республиканских чиновников стремительно растет, а среднестатистический житель республики не получает чувства защищенности и социальной справедливости. Налицо разрыв между официальными декларируемыми лозунгами и реальной жизнью местных политических элит.

Социальное неравенство воспринимается молодыми людьми очень остро, их здоровые амбиции наталкиваются на «задраенные люки» государственных и общественных институтов, отсутствие социальных лифтов, в результате увеличивается степень допустимости радикальных настроений и поступков.

Усугубляется системный кризис национальной идеологии Адыгэ Хабзэ, в ее нишу вторгаются чуждые практики и чуждые идеологии.

Нельзя сбрасывать со счетов и протестные настроения, которые латентно и явно присутствовали в обществе в связи с олимпийскими сюжетами и темой сирийских черкесов, на которую так и не было дано государственного ответа. В протестном дискурсе мусульман Адыгеи данная ситуация конструируется как политика двойных стандартов и притеснения мусульман.

Особенно контрастна эта ситуация на фоне системной и всесторонней помощи государства беженцам из Украины, которых не только принимают и обустраивают в РА, КБР и КЧР, но и официально информационно поддерживают процессы их адаптации в новом месте, формируя позитивное общественное мнение.

Исламскими радикалами ведется активная профессиональная работа в социальных сетях, создаются группы, целевой аудиторией которых является молодежь. Как правило, проблематика этих групп формируется по одной схеме – казалось бы невинное обсуждение традиционных черкесских обычаев и обрядов плавно выводится к теме несоответствия черкесской традиционной культуры исламским ценностям, а затем заканчивается транснациональной джихадистской пропагандой.

Типичным для Адыгеи, как и для всего Северного Кавказа, стало явление интернет-имамов, электронных «религиозных авторитетов», находящихся за пределами родной республики. Для местного ДУМ РА и КК они составляют сильную конкуренцию.

Исключить, что отток нескольких молодых семей из Адыгеи в 2015 году, если они все же окажутся в ИГ, связан именно с пропагандой в социальных сетях, не представляется возможным.

kavkaz-uzel.ru
 (голосов: 1)
Опубликовал admin, 24-08-2015, 00:07. Просмотров: 933
Другие новости по теме:
Н. Нефляшева: В Адыгее и Краснодарском крае - новый муфтий
Как в Адыгее противостоят распространению идей «Исламского государства»
В Адыгее пропало несколько молодых супружеских пар мусульман, - указывают н ...
Ахмет Ярлыкапов: Процент жителей Кавказа, воюющих на стороне ИГ, очень вели ...
Муфтий Адыгеи требует наказать милиционеров, избивших группу мусульман