Архив сайта
Июнь 2021 (22)
Май 2021 (32)
Апрель 2021 (31)
Март 2021 (32)
Февраль 2021 (30)
Январь 2021 (32)
Календарь
«    Июнь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
ГОЛОСОВАНИЕ НА САЙТЕ
Какая страна, на Ваш взгляд, примет больше беженцев-черкесов из Сирии?
Российская Федерация
Соединенные Штаты Америки
Ни та, ни другая
СМС-помощь


Аслан Шаззо на сервере Стихи.ру


Под героическим эпосом "Нартхэр" ("Нарты") адыгов (или зихо-меото-адыгов) мы разумеем совокупность адыгских песен, пщынатлейи легенд о нартах. Эпос повествует о нартах. Поэтому мы называем его "нартским".

Адыгский эпос "Нартхэр" – многовековая память народа, - А.М. Гадагатль





























К зихо-меото-адыгам относятся современные абдзахи и бесланеи, кабардинцы и шапсуги, хакучинцы и хатукайцы, мамхеги. Селения, в которых они проживают, входят в Республику Адыгея, в Кабарду, Карачаево-Черкесию и Причерноморскую Шапсугию...

Адыги (самоназвание народа) или черкесы (иноназвание) – аборигены Кавказа. Античным и другим авторам известны под именем меотов, зихов, косогов, кешаков. Интересные сведения о меотских племенах имеются в отрывках "Землеописания" Гекатея Милетского (VI век до н.э.).

В нашей стране адыги в основном проживают в Республике Адыгея, в Причерноморской Шапсугии (шапсуги, хакучинцы), в Кабардино-Балкарии (кабардинцы) и в Карачаево-Черкесии. Язык адыгов входит в абхазо-адыгскую группу кавказских языков, на котором говорят на территории Советского Союза более полумиллиона человек. Помимо этого адыги проживают в 45 зарубежных странах (Турции, Сирии, Ливане, Иордании, США и др.), у которых бытуют песни, пщынатли и легенды эпоса о нартских богатырях.

Одной из особенностей этого эпоса является и то, что легенды о нартах бытуют среди многих народов, проживающих на Кавказе (абазин и абхазов, балкарцев и карачаевцев, чеченцев и ингушей, осетин, народов Дагестана и Грузии). И в этом смысле эпос "Нарты" является общекавказским, т.е. эпосом народов Кавказа.

Эпос "Нартхэр" – самобытное древнейшее создание адыгских (черкесских) народов. Порожденный действительностью, он показывает, как жили люди, боролись с невзгодами природы, утверждали идеалы храбрости, добра и человечности. По меткому определению профессора В. Н. Чичерова, "первоначально эпос о нартах был творчеством народа, вмещавшим в себя познание окружающей действительности, бывший кодексом поведения человека племен, из которых формировались народы, вместилищем знаний и руководством в действиях, имевшим огромную воспитательную силу".

Песни и пщынатли героического эпоса "Нартхэр" созданы в глубокой древности на живых наречиях племен и племенных союзов зихо-меото-адыгов. Эпос "Нартхэр", пожалуй, единственно наиболее ценный фольклорный памятник древней культуры, свидетельствующий о том, что язык адыгов (черкесов) на протяжении многих веков относительно мало изменился. Это подтверждается тем, что живой язык поэтических текстов эпоса, который, как мы полагаем, в отличие от прозаических легенд, сохраняет в основном свою "стандартную", устойчивую форму в силу того, что он заключен в традиционные формулы древнеадыгского стиха. Текст древнейшего эпоса нам понятен, мало отличается от современного нам языка адыгов (черкесов). Исключение могут составлять лишь отдельные архаические слова...

Исследователи полагают, что народный эпос "Нартхэр был создан в стихах, а впоследствии принял смешанную стихотворно-песенную – прозаическую форму...

Герои народного эпоса "Нартхэр" носят имена собственные, оформленные в адыгской огласовке, согласно закономерностям данного этноса. Эти имена имеют устойчивое функционально-семантическое, символическое назначение. Они имеют стройную генетическую особенность словосложения, обусловленную строгими языковыми нормами адыгских народов. Эти имена, как мы установили, даны им в соответствии с их образом рождения или нахождения, или их функции в эпосе. Идеал нарта – стойкость, бесстрашие, утверждение правды и справедливости, помощь слабому, свобода человека. Все это составляет своеобразный моральный кодекс, выработанный зихо-меото-адыгами на протяжении тысячелетий. Вот почему адыгские песни о нартах отражают различные этапы развития общества.

Герои эпоса – суровые богатыри. Они не страшатся трудностей, способны перенести любые лишения и невзгоды, готовы пойти на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье. Их занятие – странствия, поединки, борьба с темными силами природы, добывание огня, плавка железа, изготовление предметов вооружения и орудий труда, возделывание злаков...

В адыгском эпосе "Нартхэр" герои действуют в условиях первобытного коллективизма. События, описываемые в строгом традиционном эпическом стиле, поданы с верой в объективную реальность. Эпос монументально "изображает по преимуществу все постоянное, устойчивое, вековое, для всех очевидное и всеми признаваемое, всеми признававшееся раньше, старинное, дедовское и в настоящем для всех обязательств" (А. Ф. Лосев)...

Эпос адыгов многопланово отображает различные стороны жизни ранних периодов развития общества и особенности быта, нравов, философии и этики меото-зихо-адыгов.

Нарты сообща обрабатывают землю, пашут, возделывают просо, ухаживают за плодовыми деревьями и виноградом, занимаются пчеловодством.

И производство, и потребление – коллективные.

Нарты эпоса не исповедуют ни христианскую, ни магометанскую религию. Элементы магометанской религии следует рассматривать как наслоение, исходящее от современных сказителей-магометан.

Героический эпос "Нартхэр" адыгских (черкесских) народов – вымысел, по существу – безымянный, как безымянна вся первобытная история. "Она не знает ни лиц, ни героев (подлинных, исторических – А. Г.), не знает и замечательных дат. И тем не менее овеяна подлинным героизмом, героизм всей великой массы безвестных созидателей первобытной культуры" (М. О. Косвен)...

Художественные особенности и поэтическое своеобразие меото-зихо-адыгского (черкесского) архаического эпического памятника "Нартхэр", пожалуй, наиболее ярко характеризует его национальную специфику и утверждает его самобытность.

Поэтика народного эпоса отвечает на многие вопросы адыгской нартиады. И не только о ней. Она иллюстрирует богатство, большие лексические возможности языка адыгов, на котором сложены уникальные эпические песни, пщынатли и легенды народа...

Последние десятилетия XIX века и первые годы XX века характеризуются появлением в печати произведений народного эпоса адыгских (черкесских) народов в записях (или под редакцией) Л. Г. Лопатинского, П. Острякова и А. Н. Дьячкова-Тарасова. Специальных исследований по этому эпосу в XIX веке еще нет, за исключением отдельных высказываний, изложенных в "Заметках" профессора Л. Г. Лопатинского к публикуемым им адыгским текстам.

Послереволюционный, советский период изучения героического эпоса "Нартхэр" характеризуется созданием на местах научно-исследовательских институтов культурного строительства в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Эти научные центры сыграли организующую и направляющую роль в деле систематизированного сбора, публикации и изучения этого эпоса...

Эпос "Нартхэр" – неиссякаемый источник духовной культуры адыгских (черкесских народов), их многовековая память.

Что сделано и издано за последние десятилетия по народному эпосу "Нартхэр"?

Не будет преувеличением сказать, что неплохо поработали научно-исследовательские институты Адыгеи, Кабарды, Черкесии по записи текстов эпоса с языка певцов и сказителей. Был накоплен богатый фактический материал, собранный специальными фольклорно-музыкальными экспедициями во всех регионах, где проживают адыги в нашей стране и зарубежных странах. В решении этой проблемы проявили небывалое трудолюбие Аскерби Шортанов и Зарамук Кардангушев из Кабарды. Благодаря им, их коллегам они осуществили издание солидного однотомника "Нартхэр" в Нальчике на адыгском и русском языках. Позже в Москве, в издательстве "Наука" Институт Мировой литературы совместно с адыгскими институтами в серии "Эпос народов СССР" опубликовал в одном томе Нартхэр – Адыгэ лIыхъужъ эпос – Нарты, Адыгский героический эпос. Главный редактор этого тома – доктор Арфо А. Петросян, благожелатель адыгской традиционной культуры. Вступительный очерк был написан АскербиемТ. Шортановым.

В результате проделанной работы назрела возможность научного многотомного издания адыгских текстов о нартах на языке певцов и сказителей адыгов нашей Родины и Черкесского зарубежья...

Учитывая неоценимое значение адыгского архаического эпоса в познании жизни Человека на Земле, считаю необходимым ныне учредить в каждом адыгском научно-исследовательском институте Кавказа Сектор или Отдел нартоведения, которые вместе не дадут погаснуть произведениям народного эпоса "Нартхэр", продолжат его дальнейшее научное освоение. Позже, возможно, новое поколение сочтет нужным создание специализированного Института адыгского нартоведения...

А.М. Гадагатль, доктор филологических наук, член Общества кавказоведов Европы, автор-составитель семитомника "Нартхэр", ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований.

VI Международный коллоквиум Европейского Общества кавказологов (Майкоп, 1992).

zapadkavkaz.blogspot.com
 (голосов: 0)
Опубликовал admin, 13-01-2018, 12:53. Просмотров: 342
Другие новости по теме:
Ушел из жизни Аскер Гадагатль
"Жизнь для народа", - к годовщине смерти Аскера Гадагатля
Нарты устраивали богатырские игры у горы Ошхамафэ (Справка)
С.К. Кубашичева: «Нарты» – уникальный источник развития адыгской культуры
Молодые парламентарии РФ поддержали идею черкесской символики Сочи-2014